Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы психического развития






Понять психику человека как целостное и систем­ное образование, равно как и роль детства в последу­ющей жизни взрослого, можно благодаря понятию «развитие». Уместно вспомнить слова Гете, который писал:

Кто хочет что-нибудь живое изучить,

Сперва его он убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной ему там не найти.

Именно развитие выполняет функцию этой жиз­ненной связи, является определяющим для психики.

Сегодня в психологии можно насчитать более двух десятков концептуальных подходов, так или иначе трактующих процесс психического развития: от тео­рии созревания А. Гезелла, этологических теорий К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби, психолого-педагогической теории М. Монтессори, ортогенети-ческой теории Т. Вернера, условно-рефлекторных теорий И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, те­ории социального научения А. Бандуры, психоанали­тической теории 3. Фрейда, теорий когнитивного раз­вития Ж. Пиаже и Л. Колбсрга, теории аутизма Б. Беттельгейма, теории развития детского опыта Э. Шехтеля, экологической теории Дж. Гибсона, тео­рии лингвистического развития Н. Хомского, теории подросткового периода К. Юнга, стадиальной теории Э. Эриксопа до культурно-исторической теории Л. Выготского и ее современных вариантов в виде деятелыгостиого подхода А. Н. Леонтьева—А. Р. Лу-рия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина (Митькин А. А., 1997, с. 3-12). Подобная пестрота взглядов, с одной сторо­ны, свидетельствует о кризисе психологии, а с дру­гой — указывает на значимость и актуальность иссле­дуемой проблемы, ее ключевое положение для пони­мания природы психики.

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определен­ное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие:

I. Принцип устойчивого динамического неравно­весия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. Как го­ворили древние китайцы: «Единообразие не прино­сит потомства». «Именно противоречивость отноше­ний является фактором, запускающим развитие» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1994), — подчеркива­ют Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов.«Без неустойчи­вости нет развития. Только системы далекие от рав- i новесия, системы в состояниях неустойчивости, спо­собны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволю­ции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации,

через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992). Выделение этого принципа имеет свою пре­дысторию в науке. Имеется в виду «принцип устой­чивого неравновесия живых систем», впервые сфор­мулированный в биологии Э. Бауэром в 1935 г. Со­гласно данной концепции, именно неравновесное состояние системы означает ее высокую работоспо­собность (Бауэр Э. С, 1935, с. 92). В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. В психологии эти идеи получили развитие в трудах Д. Узнадзе, который под­черкивал разительные факты распространения асим­метрии, выявившиеся при изучении человека, и в кон­цепции билатерального контура регулирования, сфор­мулированной Б. Г. Ананьевым (Узнадзе Д., 1966; Ананьев Б. Г., 1968).

Доминантафункциональная система, проявляющая себя в виде господствующего оча­га возбуждения, обусловливающая работу нерв-пых центров в данный момент и придающая по­ведению определелнию направленность. Доми­нанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систе­му, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и це­ленаправленный характер поведения.

Концепция билатерального регулирова­ния — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуще­ствляется с помощью иерархической («верти­кальной») и дополнительной («горизонталь­ной» или билатеральной) системы регулирова­ния. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядруглубоким структурам мозгового ствола и под­корки.

Билатеральный контур является дополни­тельным в отношении основного «вертикаль­ного» контура регулирования, а его морфоло­гическим субстратом являются большие полу­шария головного мозга. Б. Г. Ананьев считал, что «по мере накопления жизненного опыта, тренировки нервных процессов и свойств нерв­ной системы, повышения уровня саморегулиро­вания и организма в зрелом возрасте роль би­латерального регулирования в онтогенезе воз­растает» (Ананьев Б. Г., 1968, с. 272). Сам процесс билатерального регулирования, по мне­нию Ананьева, «сочетает управление информа-

ционными потоками таким образом, что в каждый отдельный момент каждая из геми-сфер головного мозга выполняет по отношению к другой то информационную, то энергетичес­кую функцию» (там же, с. 274). Основными ин­дикаторами билатерального регулирования яв­ляются «бинарные эффекты и латеральное до­минирование, проявлением которого являются сеисомоторные и речедвигательные асиммет­рии» (там же, с. 244).

II. Принцип взаимодействия тенденций к сохра­нению и изменению (наследственности—изменчиво­сти) как условие развития системы (Асмолов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется на­следственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — из­менчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальга-узена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью раз­вития любых систем (Шмальгаузен И. И., 1983).

Известно, что генетическая программа человека как представителя вида Homo sapiens не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет, с тех пор как она сформировалась. Тем не менее эво­люционная завершенность человека относительна, а следовательно, это не означает полного прекращения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем более психической организации.

Как подчеркивал Тейяр де Шарден, ничтожные морфологические изменения за время эволюционно­го развития компенсировались величайшим скачком в психической сфере. Иллюстрацией этому служат исследования изменчивости психологических функ­ций за исторически небольшие промежутки времени.

К. Шайе, обследовав 3442 человека, родившихся с 1889 но 1959 г., обнаружил, что на протяжении XX в. показатель мыслительных способностей у этих лю­дей линейно рос вместе с датой рождения. Наряду с этим динамика роста показателя счетных способнос­тей не столь однозначна. Он линейно возрастал в группе лиц, родившихся с 1889 по 1910 г., оставался неизменным в группе родившихся с 1910 по 1924 г. и уменьшался у родившихся после 1924-го. Поэтому у тех, кто родился в 1959 г., он был ниже, чем у испыту­емых 1889 г. рождения.

Таким образом, если наследственность обеспечи­вает сохранность генотипа, а вместе с тем и выжива­ния человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.