Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследственность






Наследственность свойство организма повто­рять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действи и наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность но­ворожденного и младенца, которая становится обрат­ной стороной богатейших возможностей для после­дующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шим­панзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца — в 9-10 лет.

В то же время предельный возраст шимпанзе и че­ловека примерно равен. М. С. Егорова и Т. Н. Марю-тина, сопоставляя значение наследственного и соци­ального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-пер­вых, информацию об историческом прошлом че­ловека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С, Марю-тинаТ. Н., 1992).

Таким образом, генотипические факторы типизи­руют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видо­вой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохожде-нию, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует разви­тие. Исследованиями генетиков выявлен поразитель­но широкий полиморфизм, определяющий индиви­дуальные особенности людей. Количество потенци­альных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 10'°. Каждый человек — это уникальный генети­ческий объект, который никогда не повторится.

Среда

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существова­ния.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личнос­тью не рождаются, но становятся. В связи с этим уме­стно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, со-

гласно которой психическое развитие — это резуль­тат схождения внутренних данных с внешними усло­виями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступ­ление прирожденных свойств, а результат конверген­ции внутренних данных с внешними условиями раз­вития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: " Происходит ли оно извне или изнутри? ", а нужно спрашивать: " Что в нем происхо­дит извне? Что изнутри? "» (Штерн В., 1915, с. 20). Да, ребенок — это биологическое существо, но благода­ря воздействию социальной среды он становится че­ловеком.

Генотипсовокупность всех генов, генети­ческая конституция организма.

Фенотипсовокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не опреде­лен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляет­ся устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом де­ятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Это положение отчасти подтверж­дают данные Л. Эрмана и П. Парсонса (Эрман Л., Парсонс П., 1984), которые приводят результаты раз­личных исследований по оценке обусловленности индивидуальных признаков наследственностью и средой (см. табл.).

Заметно, что влияние генотипа всегда положитель­но, при этом его воздействие становится меньше по

Генотип ■ * -------------► Среда

Активность

Факторы психического развития






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.