Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синергетика






Сегодня идея целевой детерминации процесса раз­вития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки являет­ся понятие «аттрактор цели», с помощью которого обозначается «конечное» состояние развивающейся системы, цель ее развития. На основе знания мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» (Князе­ва Е. Н., Курдюмов С. П., 1994, с. 106). Прообразы синергетических идей можно найти, например, в ра­ботах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «Насто­ящее чревато будущим», а Гартман развил ее следую­щим образом: «Настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством на­стоящего... при этом еще неосуществленное будущее уже как-то " содержится" или действенно представле­но в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее...» (Hartman N., 1951). Но подтверждаются ли эти идеи тем, как происходит процесс развития чело­веческой психики?

Рассмотрим развертку процесса развития, когда один психический процесс является фоном для раз­вития другого. Например, память — это фон для раз­вития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невер­бальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс доста­точно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится, хотя и в скрытом виде, в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «под­смотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем, и если да, то где?

«Информацию об истории и перспективах разви­тия структуры можно извлечь, анализируя синхро­нический срез данной структуры в настоящий момент времени, — пишут Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, — определенные фрагменты структуры показывают ха­рактер прошлого развития структуры в целом, а дру­гие фрагменты - характер ее будущего развития» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., с. 93). Где находятся эти фрагменты?

«Если структура развивается с обострением в сбе­гающемся к центру режиме (что характеризует ин­тенсивное развитие структуры.— В. А), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошло­го развития всей структуры, а ход процессов на пери­ферии в настоящий момент времени — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в

режиме неограниченно разбегающейся от центра вол­ны (происходит размыв структуры.— В. А.), то, наобо­рот, информация о будущей картине развития структу­ры в целом содержится в центре, а о прошлой карти­не — на периферии» (Князева Е. Н., Курдюмов С. П., 1994).

Синергетикаизучает открытые (обме­нивающиеся веществом, энергией и информа­цией), нелинейные (многовариантные и необра­тимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних про­тиворечий, факторов и условий) и самооргани­зующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, пе­реходящие от хаоса к порядку) системы.

Аттрактор цели — одно из основных поня­тий синергетикиконечное состояние разви­вающейся системы, щель ее развития.

Активное развитие в раннем детстве (1-3 года) предметного мышления является индикатором как развитой до года сенсомоторной сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления дошкольника, развивающегося на основе предметного.

Цель как целостное и цельное образование

Итак, современное научное знание утверждает, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающи­еся и самоорганизующиеся системы — это целеу­стремленные системы. Психика человека представля­ет собой именно такую систему. Следовательно, процесс психического развития обусловлен некоей целью.

Для человека цель выступает в виде результата, представляющегося идеальным. По П. К. Анохину, цель (результат) исполняет роль системообра­зующего фактора, обусловливающего весь ход разви­тия системы. Таким образом, важно определить этот системообразующий фактор, т. е. цель психического развития человека.

Ранее были выделены области (сферы) психичес­кого развития — психофизическая, психосоциальная, когнитивная, а также их носители в структуре чело­века — индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б. Г. Ананьев, результатом развития челове­ка как индивида в ходе онтогенеза является достиже­ние им биологической зрелости. Результатом развития психосоциальных качеств человека как личности в рамках его жизненного пути становится достижение им социальной зрелости. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной де­ятельности результируется в достижении им трудо­способности и умственной зрелости. Однако чело­век — это не только целостное, но и цельное образо­вание. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития челове­ка как целостного и цельного образования.

Цельосознанный образ предвосхищаемо­го результата, определяющий целостность и направленность поведения.

Человек как целостное образованиено­ситель сложной внутренней структуры (инди­вид, личность, субъект деятельности), облада­ющей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется ин-тегрированноетъю, самодостаточностью и автономностью.

Человек как цельное образование — этопроявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть резуль­тат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компо­нентов целого.

Смысл жизнидвижущая сила человечес­кого поведения, стремление человека к самоосу­ществлению. По В. Франклу, смысл жизни су­ществует во внешнем мире и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для него истинными.

Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой си­стеме» и о том, что «система целей создаеахисгему сре дств», была п риставлена в книге В. Штерна (Stern W., 1923, с. 85-86).

Гораздо позднее В. Франкл заключает, что выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахожде­нии смысла жизни. Само стремление к смыслу он определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» (Франкл В., 1990, с. 57). Таким образом, вопрос о цели психического развития человека остается актуален. Что может выступать в качестве общей цели психического развития человека как целостного и цельного образования?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.