Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые определения развития






Развитие это процесс необратимых, направлен­ных и закономерных изменений, приводящий к возник­новению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необрати­мость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не одноро­ден. Это означает, что в ходе развития действуют раз­нонаправленные процессы: «общая линия прогрессив­ного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философ­ский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

Развитие — это процесс необратимых, на­правленных и закономерных изменений, приво­дящий к возникновению количественных, каче­ственных и структурных преобразований пси­хики и поведения человека.

Необратимостьспособность к накапли­ванию изменений, «надстраиванию» новых из­менений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у раз­ных людей.

Генетическая психологияизучает пробле­мы возникновения и развития психических про­цессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят про­цессы, результатом которых является мысль.

Сравнительная психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого со­знания, общее и различное в психической дея­тельности человека и животных.

Психогенетикаизучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формиро­вании.

Психология развития — изучает возраст­ные изменения в поведении людей и закономер­ности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосре­доточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические ме­ханизмы и закономерности достижения че­ловеком вершин (успеха) в своей деятельности.

В психологии проблема развития интенсивно раз­рабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии раз­вития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии раз­вития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс со­зревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно про­текающие в организме под влиянием внутренне за­программированных и внутренне управляемых им­пульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформули­рован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как есте­ственный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчерки­вал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

Созревание и рост

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире — биологи­ческий) аспект психического развития. Созревание — это процесс, течение которого «зависит от унасле­дованных особенностей индивидуума», — писал К. Коффка (Коффка К., 1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложнос­ти, интеграции, организации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).

Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост», — уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. Б., 1989).

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей ин­дивидуума.

Процесс созревания состоит в последова­тельности предварительно запрограммирован­ных изменений не только внешнего вида орга­низма, но и его сложности, интеграции, орга­низации и функций.

Рост — процесс количественных изменений входе совершенствования той или иной психи­ческой функции.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следу­ющим образом: созревание и рост — изменения коли­чественные, служащие основой для развития каче­ственных изменений. На это указывал еще С. Л. Ру­бинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функциональ­ного созревания, а функционального развития (курсив наш.— В. Аверин): он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.