Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История исследований развития






ИЗ КНИГИ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ» Под ред. А.А.Реана

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбо­ра...», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой тео­рии, но словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в прин­ципе эволюцию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причи­ны развития живых организмов подтолкнули иссле­дователей к изучению хода психического развития де­тей. Начало таким исследованиям положил сам Дар­вин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои пред­ставления об эволюции врожденных форм человечес­кого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволю­ционная теория оказала значительное влияние на фор­мирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассмат­риваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и разли­чия между ним и животными. Кроме того, теория Дар­вина обратила внимание на биологические основы че­ловеческой природы, генезис человеческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в лите­ратуре по детству дорогу своеобразному биографи­ческому направлению, — книга, в которой автор опи­сал тщательные наблюдения за психофизиологичес­ким развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области при­шлись на первую треть XX в., и связаны они с имена­ми таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлср, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блон- ский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание раз­личных аспектов психического развития человека вне­сли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Бо-жович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Ру­бинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представите­ли зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Коль-берг, Б. Скиинер, Э. Эриксон и др.

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психическо­го развития не достигнуто.

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эм­пирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы сис­тематически изложен весь понятийный аппарат пси­хологии развития. Цель настоящей части книги со­стоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описа­нии целей, принципов, механизмов и закономернос­тей, которым подчиняется процесс психического раз­вития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.