Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торнтон Уайлдер






«Мост Сан-Луис Рей»

Моему другу Ричарду, который написал книгу об Иове, этот древний человек казался героем всех времен, осме­лившимся вступить в рукопашную схватку с Самим всемогущим Богом. Однажды, выслушав, как Ричард распро­странялся о доблестях Иова, я привел в пример описание Пари. На его лице появилось гневное выражение. Он рез­ко меня перебил: «Иов заплатил очень высокую цену за то, чтобы Богу было хорошо. Вот все, что я могу сказать».

Мне сначала тоже трудно было избежать таких чувств. Легкого пути преодолеть трудности не было, так как не­бесное состязание в жизни Иова выражалось в виде маро­деров, огненных бурь, ураганов и язв. Как же можно поз­волить, чтобы Бог выиграл любое состязание такой ценой? К. Г. Юнг в своей книге об Иове язвительно спрашивал: «Стоит ли льву пугать мышь?»

Изучая книгу Иова дальше, я заметил, что у меня сло­жилось неверное представление о происходящем. Да, со­стязание происходило, но не между Иовом и Богом. Сата­на и Бог были главными соперниками, хотя важнее всего то, что Бог избрал человека — Иова — в качестве своего за­местителя. Первая и последняя главы поясняют, что Иов, сам того не зная, участвовал в космическом шоу перед зри­телями в невидимом мире.

Нарушенный покои Вселенной

Странная сцена Пари напомнила мне несколько других мест в Библии, где читателю позволяют заглянуть за кули­сы. Возьмите, к примеру, 12-ю главу книги Откровения, которая описывает еще более странное состязание: бере­менная женщина, облаченная в солнце вместо платья, ко­ронованная двенадцатью звездами, противостоит красно­му дракону — такому огромному, что он может сместить треть звезд с неба одним взмахом хвоста. Дракон лежит в ожидании, чтобы поглотить новорожденного. Есть и дру­гие эпизоды: побег в пустыню, змей, пытающийся прогло­тить женщину, и отчаянная война на небесах.

Существует несчетное количество библейских коммен­тариев 12-ой главы книги Откровения, но почти все они едины в том, что странные образы указывают на великое разрушение во Вселенной, причиненное рождением Иису­са в Вифлееме. В определенном смысле 12-я глава книги Откровения представляет собой другую сторону Рождества, дополняя ее новой серией голографических образов, доба­вленных к знакомым сценам яслей, пастухов и избиения младенцев. Какова же «истинная» история Рождества: пас­торальная версия Луки или описание войны в космосе, представленное в Откровении? Конечно, это одна и та же история, но рассмотренная с разных точек зрения. Лука предлагает взгляд с земли, а книга Откровения оттеняет де­тали из невидимого мира.

Эти два мира отчетливо соединяются в трех самых из­вестных историях Иисуса — притчах о заблудшей овце, по­терянной монете и блудном сыне. Все три притчи подчер­кивают одну идею: великая радость охватывает небеса, ко­гда кается грешник. Сегодня любой может посмотреть, как кается грешник, — евангелизационные собрания Билли Грэма, транслируемые по телевидению, представляют это событие живо и красочно. Камера следует за молодой жен­щиной, направляющейся к месту покаяния и обращения. Но рассказы Иисуса утверждают, что за этой церемонией стоит нечто большее: в невидимом мире, скрытом от линз камеры, разворачивается великое торжество. Вера в неви­димый мир является сегодня важнейшей чертой, отделяю­щей веру от неверия. Многие люди просыпаются, едят, во­дят машины, работают, звонят по телефону, испытывают привязанность к детям, ложатся спать, даже не задумыва­ясь о существовании невидимого мира. Согласно Библии, человеческая история охватывает не только подъем и паде­ние наций и народов; она представляет собой арену битвы за Вселенную. Поэтому то, что кажется ординарным собы­тием в обозримом мире, может оказать чрезвычайное влияние на невидимый мир: краткосрочное задание заста­вляет сатану упасть с небес, как молния (Лук. 10); покая­ние грешника является причиной небесного торжества (Лук. 15); рождение младенца нарушает привычный покой всей Вселенной (Откр. 12). Большинство этих последст­вий, однако, остаются скрытыми от наших взоров, за ис­ключением отдельных случаев, явленных нам в книге Откровения и книге Иова.

Обычный человек из реального мира, Иов был избран понести бремя испытаний, оказавших влияние на всю Вселенную. В пути его не сопровождал ни луч света, ни намек на то, что невидимый мир заботился о нем или хотя бы существовал. Как подопытное животное, Иов был взят для разрешения одного из насущнейших вопросов человечества и описания небольшого периода истории Вселенной.

Не абсурдно ли верить, что одно человеческое сущест­во, крошечная точка на крошечной планете, может изме­нить историю Вселенной? Друзьям Иова это казалось уто­пией. Послушайте, что говорит Елиуй - последний из уте­шителей Иова:

«Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если престу­пления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?

Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому».

Елиуй, однако, был в корне не прав. Вводная и финаль­ная главы книги Иова доказывают, что ответная реакция человека сильно влияет на Бога и что космические проб­лемы поставлены на карту. (Позднее, в книге пророка Иезекииля Бог с гордостью укажет на Иова вместе с Дании­лом и Ноем, как на одного из своих трех любимых сыно­вей.)

Пример Иова, представленный резко и рельефно, показывает, как жизнь на земле влияет на Вселенную. Когда я начал свое исследование, то стремился избегать «волнующей» сцены в 1-ой главе, но затем поверил, что, будь то драма или период истории, Пари дает всем нам ве­ликую надежду. Это, возможно, самый впечатляющий по своей силе и терпению урок от Иова. Наконец, Пари ре­шительно разрешает дилемму, делая заключение о том, что вера одного человека значит очень много. Книга Иова утверждает, что наша реакция на испытание имеет значение. История человечества — и моя собственная ис­тория веры — является частицей великой драмы истории Вселенной.

Паскаль говорил, что Бог даровал нам «дар понимания причин». Мы тоже можем, как и Елиуй, сомневаться в спо­собности одного человека значительно изменить жизнь.

Но Библия полна намеков на то, что нечто подобное происходит и с другими верующими. Мы — отличный экс­понат, рожденный Богом, и демонстрационный экземпляр для сил невидимого мира. Апостол Павел, заимствуя образ гладиаторов, идущих процессией в Колизей, писал: «Мы стали зрелищем для всей Вселенной, для ангелов и для людей». В том же самом письме, в авторском отступ­лении, он написал: «Разве вы не знаете, что мы будем су­дить ангелов?»

Мы, люди, населяем частичку планеты на внешних окраинах духовной галактики, которая является только одной из миллионов подобных галактик в обозримой Все­ленной. Но Новый Завет настаивает на том, что все проис­ходящее здесь поможет определить будущее той Вселен­ной. Павел взволнованно восклицает: «Все творение вста­ло на цыпочки, чтобы увидеть изумительное зрелище сынов Божиих, идущих в царство свое». Творение, «стону­щее» в тяжких трудах и гниении, может быть освобождено лишь изменением человеческих существ.

Великое изменение

С христианской точки зрения, вся человеческая исто­рия представлена где-то между первой частью Бытия и по­следней частью Откровения, которые рисуют одну и ту же сцену одними и теми же мазками красок: рай, река, луче­зарная слава Бога и дерево жизни. История начинается и заканчивается в одном и том же месте, а все, что нахо­дится в промежутке, составляет борьбу с целью вернуть потерянное.

После изгнания Адама и Евы из рая, история вошла в новую фазу. Творение Бога началось из ничего, а завер­шилось созданием Вселенной во всем ее великолепии. Новая работа - это воссоздание, и для нее Бог использу­ет те же человеческие существа, которые изначально ис­портили его труд. Сотворение мира проходило опреде­ленные стадии: сначала были сотворены звезды, затем — небо и море, растения и животные, и, наконец, - мужчи­на и женщина. Воссоздание имеет обратный порядок: процесс начинается восстановлением мужчины и женщины, а его кульминацией является восстановление всего остального.

Во многом восстановление «тяжелее», чем сотворение, поскольку оно полагается на людей, полных изъянов. Богу это стоило гораздо дороже - смерти единородного Сына. И все же, Бог настаивает на исцелении мира снизу вверх, а не наоборот.

В процессе изучения книги Иова меня осенило, что Па­ри было, по сути, переиначиванием вопроса, который Гос­подь изначально задавал при сотворении мира: останутся ли люди со мной или пойдут против моей воли? С точки зрения Бога, это был ключевой вопрос истории, начиная с Адама и заканчивая Иовом и каждым человеком, живу­щим когда-либо. Пари в книге Иова подвергает сомнению весь эксперимент с человечеством.

Сатана отрицал, что люди поистине свободны. У нас, конечно, есть свобода впадать в грех — Адам и все его по­томки доказали это. Но есть ли у нас свобода вознесения1 — безоговорочная вера в Бога? Может ли человек верить даже тогда, когда Бог кажется ему врагом? Или вера яв­ляется лишь продуктом окружающей среды? Вводные главы книги Иова представляют сатану как первого вели­кого бихевиориста: Иов был обязан любить Бога, утвер­ждает сатана. Отнимите у Иова его награды и посмотри­те, как улетучится его вера. Пари подвергает теорию сата­ны сомнению.

Я рассматриваю испытание Иова как важнейшее испы­тание человеческой свободы, что актуально и сегодня. В нынешнем столетии нужна сильная вера, чтобы считать, что человек — это больше, чем соединение молекул ДНК, инстинктов, заложенных в генах, культурных обусловлен­ностей и безликих сил истории. Все же, и в этом бихевио­ристском столетии мы хотим верить в другое. Мы хотим верить, что и легкий, и сложный выбор, который мы дела­ем в тысячах разных ситуаций, принимается во внимание. Книга Иова настоятельно подтверждает: вера одного чело­века может многое изменить. Каждый человек играет свою роль в истории, и, выполняя свое предназначение, Иов стал примером для тех, кто сталкивается с сомнениями и трудностями.

Очень часто разочарование в Боге начинается в обсто­ятельствах, схожих с теми, в которых оказался Иов. Смерть ребенка, трагический несчастный случай или по­теря работы могут вызвать вопросы, которые задавал се­бе Иов. Почему это произошло со мной? Что Бог имеет против меня? Почему Он кажется таким отдаленным? Читая историю Иова, мы наблюдаем, как за занавесом развертывается противостояние в невидимом мире. Но, сталкиваясь с испытаниями в собственной жизни, мы не бываем такими проницательными. Когда разворачивает­ся трагедия, мы остаемся в тени, не осознавая того, что происходит в невидимом мире. Драма, которую пережил Иов, переносится на нашу жизнь. Вновь Бог позволяет Своей репутации быть зависимой от реакции непредска­зуемых людей.

Иов на поле битвы веры потерял имущество, членов се­мьи, здоровье. Мы можем столкнуться с другими обстоя­тельствами: будь то неудача в карьере, распадающийся брак, сексуальная ориентация, форма тела, которая отвра­щает от вас людей. В такие периоды внешние обстоятель­ства — болезнь, банковский счет, серия неудач — покажут­ся настоящей борьбой. Мы можем умолять Бога изменить эти обстоятельства. Если бы я была красивой, тогда все у ме­ня получилось бы. Если бы у меня было больше денег или, по крайней мере, была престижная работа, тогда я с легкостью поверил бы в Бога.

Но более важная битва, как свидетельствует книга Иова, происходит внутри нас. Будем ли мы доверять Богу? Иов учит нас тому, что в самые трудные дни испы­таний вера нам особенно необходима. Его борьба — вы­ражение того, о чем детально повествует Библия: удиви­тельная истина о важности выбора, который мы делаем. Этот выбор важен не только для нас и нашей собствен­ной судьбы, но и для Самого Бога и Вселенной, которой Он управляет.

Короче говоря, Бог дарует обычным людям возмож­ность достойно участвовать в Великом Изменении, кото­рое вернет космосу его первоначальное состояние.

Все причины разочарования в Боге, о которых я упоми­нал в этой книге — заболевание раком, смерть, разрушенные взаимоотношения, все стенания нашей планеты — все эти несовершенства сотрутся.

Иногда мы можем ставить под сомнение мудрость Бога и быть нетерпеливыми к Его расписанию. (Ученики почувствовали горькое разочарование, когда Иисус от­верг их мечту о физическом царстве в пользу невидимо­го, духовного царства.) Но все щедрые обещания проро­ков однажды станут явью, и мы — вы и я — это те самые, люди, которые были избраны, чтобы помочь им стать реальностью.

Никто не выражал боль и несправедливость этого ми­ра более резко, чем Иов, никто не выражал разочарова­ние в Боге настолько страстно. Мы всё еще должны вни­мать жалобам Иова и гневному ответу Бога. Но книга Ио­ва начинается не с жалоб, как считают люди, а с предста­вления мнения Бога. В прологе сцена Пари утверждает сияющую в темноте истину: и Иов, и вы, и я можем при­соединиться к битве, чтобы исправить, повернуть вспять все, что неправильно во Вселенной. Мы можем многое изменить.

Книга Иова не дает удовлетворительных ответов на во­прос: «Почему?» Вместо этого, она задает другой вопрос: «До каких пор?» Оставаясь верным Богу во всех испыта­ниях, Иов — капризный, сардонический старый Иов — помог упразднить боль и неверие мира, так отчаянно протестовавшего. И Мэг Вудсон, упрямо ищущая Божьей любви в тенях даже после смерти двух детей, — она тоже помогает повернуть события вспять и изменить все к луч­шему.

Тогда зачем откладывать? Почему Бог позволяет злу и боли так позорно существовать, даже процветать на этой планете? Почему Он позволяет нам самим выполнять что-то медленно и неумело, когда Сам может сделать это во мгновение ока?

Он не торопится ради нас. Восстановление активно вовлекает нас, мы находимся в центре Его плана. Пари, мотив.всей человеческой истории, стремится совершенст­вовать нас, а не Бога. Все наше существование провозгла­шает силам Вселенной, что идет восстановление. Всякое проявление веры людьми Божьими подобно звучанию

колокола, и вера, подобная вере Иова, отражается во всей Вселенной.

«Я предпочту идти по жизни в ежедневном страхе перед вечностью, чем чувствовать, что это была лишь детская иг­ра, в которой все соперники в конце получат одинаково бесполезные призы».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.