Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка

Фельдшер

Образовательных учреждений

Специализация

Рабочая программа

Специальность 060101

 

«Лечебное дело»

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

2011 г

Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин медицинской специальности   Председатель ЦМК Рахимова А.Х.____________   Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень образования Зам. директора по учебной работе Сливочкина О.В.__________________

Содержание

 

 

            Пояснительная записка ………………………………….   Тематический план ………………………………………   Содержание учебной дисциплины ……………………..   Экзаменационные вопросы…………………………….   Рекомендуемая литература……………………………..            

Пояснительная записка

 

Данная программа разработана согласно приказу Министерства образования РФ от 30.06.92г № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и предназначена для осуществления подготовки специалистов повышенного уровня образования по специальности 060101 «Лечебное дело» квалификации «фельдшер образовательных учреждений».

Данная программа разработана с целью повышения качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях путём подготовки кадров, прошедших соответствующую специализацию.

Программа специализации «фельдшер образовательных учреждений» рассчитана на 325 часов: 68 часов - теоретических занятий, 184 часа – практических занятий и 73 часа отводится на внеаудиторную работу.

Цель педиатрической службы состоит в обеспечении контроля нормального развития ребёнка с самого раннего детства до достижения совершеннолетия.

Специалисты обязаны воспринимать ребёнка во всей его целостности, решать основные проблемы его здоровья и болезни применительно к любой общей или органной патологии.

Основные направления фельдшера образовательных учреждений готовящегося к самостоятельной профессиональной деятельности:

- организация медицинского обеспечения детей

- первичная профилактика:

§ Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях;

§ Контроль организации питания детей;

§ Контроль физического воспитания, развития детей;

§ Контроль трудового обучения;

§ Иммунопрофилактика;

§ Мероприятия по проведению адаптации детей к посещению дошкольных и школьных учреждений различного типа;

§ Санитарно-просветительская работа;

- вторичная профилактика:

§ Участие в проведении скрининг-тестов в образовательных учреждениях;

§ Участие в проведении профилактических осмотров детей дошкольно-школьных учреждений;

§ Участие в проведении в проведении диспансеризации детей, посещающих образовательные учреждения

§ Проведение противоэпидемических мероприятий;

§ Организация оказания неотложной помощи, ведение амбулаторного приёма

 

 

После прохождения специализации специалист должен знать:

- приказы и положения, регламентирующие систему организации медицинской помощи детям образовательных учреждений;

- медицинскую этику и деонтологию;

- анатомо-физиологические, биохимические, иммунологические и другие медико-биологические особенности детского организма;

- психосоциальную, экологическую педиатрию;

- нарушения поведения, проблемы младшего школьного и подросткового возраста;

- санитарно-гигиенические требования к организации работы образовательных учреждений;

- систему санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- принципы проведения первичной профилактики;

- принципы диспансеризации детей

- основы медицины катастроф.

специалист должен уметь:

- спланировать и организовать работу медицинского кабинета образовательных учреждений;

- работать с инструктивными письмами и документами;

- спланировать провести мероприятия по контролю за санитарно- гигиеническим состоянием дошкольных и школьных учреждений;

- организовать работу пищеблока и контролировать её;

- осуществлять контроль за постановкой физического и трудового воспитания;

- осуществлять совместную с педагогическим коллективом работу по адаптации детей в образовательных учреждениях различных типов;

- организовать систему иммунопрофилактики;

- оказать неотложную помощь;

- правильно транспортировать больного в лечебное учреждение;

- выполнять требования инфекционного контроля;

- проводить простейшие физиотерапевтические процедуры;

- владеть техникой сестринских манипуляций;

- организовать и провести санитарно-просветительскую работу.

Изучение программы завершается экзаменом.

 

 

Тематический план

Темы занятий и консультаций Количество часов
Максимальная нагрузка Кол-во аудиторных часов Внеаудиторная работа
Всего Теория Практика
Раздел 1. Организационная работа          
1.1 Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях          
Раздел 2. Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях          
2.1 Общие требования к проектированию и строительству детских дошкольных учреждений и школ       - -
2.2 Гигиенические требования к оборудованию детских дошкольных учреждений и школ.       - -
2.3 Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях       - -
2.4 Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий детских образовательных учреждений     -    
Раздел 3. Возрастные особенности физического развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста          
3.1 Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения          
3.2 Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения          
3.3 Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения          
3.4 Обязанности фельдшера ДДУ     -    
Раздел 4. Медицинский контроль за физическим воспитанием, трудовым обучением. Работа по профессиональной ориентации          
4.1 Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях          
4.2 Медицинский контроль за организацией закаливающих мероприятий в образовательных учреждениях     -    
4.3 Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях          
4.4 Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников         -
Раздел 5. Организация питания в детских образовательных учреждениях          
5.1 Основные принципы рационального питания детей       - -
5.2 Организация питания детей в ДДУ          
5.3 Организация питания детей в школах          
Раздел 6. Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательных учреждениях          
6.1 Особенности психологии детей раннего, дошкольного и школьного возраста       -  
6.2 Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях          
6.3 Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах          
Раздел 7. Особенности работы фельдшера в оздоровительных лагерях, коррекционных образовательных учреждениях          
7.1 Особенности организации работы фельдшера в летних оздоровительных лагерях, санаторных группах       - -
7.2 Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях          
Раздел 8. Иммунопрофилактика          
8.1 Организация прививочной работы в образовательных учреждениях          
Раздел 9. Организация гигиенического воспитания и обучения, пропаганда здорового образа жизни          
9.1 Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни          
               

 

Раздел 10. Диспансеризация          
10.1 Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях          
10.2 Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях          
10.3 Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья          
10.4 Противотуберкулёзная работа в дошкольно-школьных образовательных учреждениях          
Раздел 11. Организация амбулаторного приёма. Оказание неотложной помощи          
11.1 Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях          
11.2 Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях         -
11.3 Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел         -
11.4 Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях         -
11.5 Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы         -
11.6 Оказание неотложной помощи при судорожном синдроме     -   -
11.6 Оказание неотложной помощи работникам образовательных учреждений     -   -
Раздел 12. Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях          
12.1 Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях          
Всего          

Содержание рабочей программы

 

Кол-во часов   ТЕОРИЯ Внеаудиторная работа
1.   Тема: Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Формы организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (приказ № 186/272 от 30.06.92 г МО и МЗ РФ, приложение 5) · Особенности профессиональной подготовки фельдшера в ДДУ. Систему преддипломной и последипломной подготовки · Функциональные обязанности фельдшера ДШУ (приказ № 186/272, приложение 2)   Изучение нормативной документации
    Тема: Общие требования к проектированию и строительству детских дошкольных учреждений и школ Студент должен знать: · Проводимые мероприятия по контролю санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях: - контроль за состоянием земельного участка (расположение, площадь, озеленение, поддержание чистоты) - контроль за расположением спортивных площадок и их безопасность - контроль за состоянием здания: в том числе систем жизнеобеспечения  
    Тема: Гигиенические требования к оборудованию детских дошкольных учреждений и школ. Студент должен знать:
  • Предъявляемые требования к оборудованию:
- количеству и качеству мебели, её маркировка; - оборудованию спортивного зала, кабинетов труда - освещению помещений образовательных учреждений - к игрушкам, письменным принадлежностям, школьным учебникам, одежде, обуви - контролю за соблюдением правил техники безопасности
 
    Тема: Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Предъявляемые требования к организации учебно- воспитательного процесса: - составление требований к составлению расписания - составление требований к комплектации классов - составление требований к использованию технических средств обучения  
    Студент должен знать: · Проводимые мероприятия по контролю за санитарно-техническими условиями в образовательных учреждениях: - контроль за режимом дня в дошкольных учреждениях - контроль за режимом дня детей групп продлённого дня - контроль за режимом дня детей-шестилеток - контроль за режимом дня детей классов выравнивания · Проводимые мероприятия по оказанию методической помощи в организации учебно- воспитательного процесса  
    Тема: Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения Студент должен знать: · Физическое развитие как один из критериев состояния здоровья · Показатели физического развития детей раннего возраста: - Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки) - Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение) - Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)  
    Тема: Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения Студент должен знать: · Показатели физического развития детей дошкольного возраста: - Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки) - Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение) - Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)  
    Тема: Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения Студент должен знать: · Показатели физического развития детей школьного возраста: - Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки) - Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение) - Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)  
    Тема: Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в организации физического воспитания детей дошкольно-школьных учреждений: - рекомендации по организации уроков физкультуры - рекомендации по организации соревнований - рекомендации по организации работы спортивных секции · Правила распределения учащихся по группам физического воспитания: общая, подготовительная, специальная – критерии, показания, обоснования  
    Тема: Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в организации трудового воспитания детей дошкольно-школьных учреждений: - рекомендации по организации и проведению уроков труда · Основные проблемы в реализации трудового обучения · Соответствие трудовых нагрузок функциональным и возрастно - половым возможностям растущего организма · Особенности развития детей и подростков  
    Тема: Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников Студент должен знать: · Роль фельдшера в организации профориентации выпускников 9-11 классов: - рекомендации по профессиональной ориентации в зависимости от состояния здоровья детей · Мероприятия по подготовке молодёжи к сознательному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, наклонности.  
    Тема: Основные принципы рационального питания детей Студент должен знать:
  • Понятие «рациональное питание». Физиологические основы питания
  • Принципы рационального питания:
- сбалансированность пищевого рациона - характер кулинарной обработки продуктов - соблюдением определенного режима питания · Физиологические нормы питания в зависимости от возраста детей: - понятие о незаменимых питательных веществах - потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, некоторых минеральных веществах в зависимости от возраста
 
    Тема: Организация питания детей в ДДУ Студент должен знать: · Требования к режиму питания детей от 1 года до 6 лет: - кратность приёма пищи - распределение питания в течение суток по калорийности и качеству
  • Требования к калорийности и приготовлению блюд
  • Требования к состоянию пищеблока:
- условия хранения продуктов - оснащение - этапность приготовления блюд - соблюдение поточности - правила раздачи · Санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока
 
    Тема: Организация питания детей в школах Студент должен знать:
  • Требования к режиму питания детей в школах:
- распределение питания в течение суток по калорийности и качеству · Требования к калорийности и приготовлению блюд
  • Требования к состоянию пищеблока:
- условия хранения продуктов - оснащение - этапность приготовления блюд - соблюдение поточности - правила раздачи · Санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока
 
    Тема: Особенности психологии детей раннего, дошкольного и школьного возраста   Студент должен знать: · Анатомо - физиологические и психофизиологические особенности детей: - преддошкольного возраста (до 3 лет) - дошкольного возраста (3-7 лет) - младшего школьного возраста (7-10 лет) - среднего школьного возраста (11-14 лет) - старшегошкольного возраста (15-18 лет) Подготовка рефератов: «Анатомо-физиологические особенности детей разных возрастных групп»
    Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать:
  • Обязанности фельдшера (медсестры) в ДДУ
· Мероприятия к поступлению в ДДУ, обеспечивающие процесс адаптации детей · Группы адаптации по Р.В. Тонковой-Ямпольской · Методы определения степени готовности ребёнка к школе · Этика и деонтология при работе с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
 
    Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах   Студент должен знать: · Медико-педагогические мероприятия по оценке уровня готовности и посещения образовательного учреждения
  • Группы риска:
- с отклонениями в биологическом развитии - с функциональными отклонениями - с хроническими заболеваниями · Психофизиологические и медицинские исследования для выявления дефектов развития и их коррекции · Особенности адаптации детей в коррекционных школах- интернатах
 
    Тема: Особенности организации работы фельдшера в летних оздоровительных лагерях, санаторных группах Студент должен знать: · Особенности работы в оздоровительных лагерях: - контроль за санитарно-гигиеническими условиями (состояние земельного участка; световой, воздушно-тепловой режим) - контроль за соблюдением санитаргно- противоэпидемического режима (состояние санузлов, комнат отдыха, пищеблока) - контроль за питанием (соблюдение правил личной гигиены; контроль за приготовлением пищи; составление меню раскладки) - контроль за физическим состоянием детей (антропометрия)
  • Особенности работы в санаторных группах:
- критерии направления детей в санаторные группы - порядок проведение диспансерного наблюдения за посещением санаторных групп
 
    Тема: Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях   Студент должен знать: · Особенности работы в коррекционных образовательных учреждениях: - особенности патологии детей, находящихся в коррекционном образовательном учреждении - организацию системы воспитания и оздоровления детей с отклонением в здоровье в зависимости от возраста и патологии - особенности психологии детей с различными отклонениями здоровья    
    Тема: Организация прививочной работы в образовательных учреждениях   Студент должен знать: · Роль фельдшера в первичной профилактике инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях · Цели, способы иммунопрофилактики в образовательных учреждениях · Систему организации прививочного дела в России.  
    Студент должен знать: · Виды и характеристики вакцин · Показания и противопоказания к вакцинации · Виды поствакцинальных осложнений: местные и общие реакции · Календарь прививок  
    Тема: Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни   Студент должен знать: · Основы гигиенического воспитания детей образовательных учреждений: - формирование навыков здорового образа жизни (соблюдение личной гигиены, режима дня, питания, труда) - организация мероприятия по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки - половое воспитание - воспитание бережного отношения к окружающей природной среде  
    Студент должен знать: · Роль фельдшера образовательных учреждений в пропаганде здорового образа жизни · Формы организации санитарно-просветительской работы в образовательных учреждениях: - подготовка бесед с детьми и их родителями - подготовка санитарных бюллетеней - проведение конкурсов и т.д  
    Тема: Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в индивидуальной оценке состояния здоровья детей · Роль фельдшера в проведении скрининг - тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей · Цель, сроки, систему проведения скрининг – тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях  
    Тема: Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в проведении углубленных профилактических осмотров детей в ДДУ · Цель, сроки, систему проведения профилактических осмотров в ДДУ · Перечень специалистов для проведения профилактических осмотров · Перечень документации для организации и проведения профилактических осмотров  
    Студент должен знать: · Роль фельдшера в проведении углубленных профилактических осмотров детей в школах · Цель, сроки, систему проведения профилактических осмотров в школах · Перечень специалистов для проведения профилактических осмотров · Перечень документации для организации и проведения профилактических осмотров  
    Тема: Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья Студент должен знать:
  • Группы здоровья детей
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья: - организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 1 и 2 - организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 3 - организация медицинского наблюдения за детьми - инвалидами
 
    Тема: Противотуберкулёзная работа в дошкольно- школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в профилактике туберкулеза в образовательных учреждениях: - выделение групп риска - организация постановки пробы Манту и её оценка, выявление виража туберкулёзных проб - организация проведения вакцинации против туберкулёза  
    Тема: Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях Студент должен знать: · Особенности амбулаторного приёма в образовательных учреждениях: - для детей - для взрослых · Документацию для проведения амбулаторного приёма  
    Тема: Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Принципы оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях: - систему оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях - состав аптечки первой помощи  
    Тема: Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел Студент должен знать:
  • Оказание неотложной помощи и при травмах:
- переломах - кровотечениях - ожогах - попадании инородных тел в дыхательные пути · Особенности оказания неотложной помощи у детей с данной патологией
 
    Тема: Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях Студент должен знать: · Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях: - отёк Квинке - анафилактический шок - отёке гортани · Особенности оказания неотложной помощи у детей с данной патологией  
    Тема: Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Студент должен знать: · Оказание неотложной помощи при сердечно- сосудистой недостаточности - обмороке - коллапсе - шоке  
    Тема: Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях Студент должен знать: · Инфекционные заболевания и меры их профилактики · Источники инфекционных болезней в организованных детских коллективах · Действия фельдшера при возникновении инфекционного заболевания · Действия фельдшера при получении сообщения из Центра Государственного санитарно- противоэпидемического надзора о случае инфекционного заболевания  

 

Кол-во часов   Практика Внеаудиторная работа
1.   Тема: Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Формы организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях · Особенности профессиональной подготовки фельдшера в ДДУ. Систему преддипломной и последипломной подготовки Студент должен уметь: · Организовать медицинское обслуживание детей в ДШУ    
    Студент должен знать: · Функциональные обязанности фельдшера ДШУ: - оказание неотложной медицинской помощи - профилактическая работа - санитарно-гигиенический контроль - санитарно-просветительская деятельность -выполнение противоэпидемических мероприятий -отчётно-учетная деятельность · Ответственность фельдшера за качество профессиональной деятельности · Перечень учетных форм медицинской документации в ДШУ Студент должен уметь: · Оформлять отчётно-учетную документацию фельдшера Зачетная манипуляция: Оформление медицинской отчётно-учетной документации  
    Тема: Контроль соблюдения санитарно- гигиенических норм в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Проводимые мероприятия по контролю санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях
  • Предъявляемые требования к оборудованию
· Предъявляемые требования к организации учебно - воспитательного процесса: Студент должен уметь: · Проводить мероприятия по контролю за соблюдением санитарно-технических условий в образовательных учреждениях · Проводить мероприятия по оказанию методической помощи в организации учебно - воспитательного процесса
Подготовка рефератов на тему: «Санитарно- гигиенические требования к оборудованию детских образовательных учреждений»
    Тема: Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения Студент должен знать:
  • Характеристику периодов детского возраста:
- период новорожденности - грудной возраст - преддошкольный период (период раннего детства) · Показатели физического развития детей раннего возраста: · Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1 году жизни   Студент должен уметь:
  • Определять уровень физического развития:
- определять длину тела, массу тела - окружность грудной клетки - окружности головы - состояние костно-мышечной систем   Зачетная манипуляция: Определение роста, веса, окружности грудной клетки, окружности головы детей раннего возраста в условиях детской консультации
Решение задач по оценке физического арзвития, работа с центильными таблицами
    Тема: Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения Студент должен знать:
  • Характеристику периода детского возраста:
- дошкольный период · Показатели физического развития детей дошкольного периода · Анатомо- физиологические особенности детей дошкольного периода Студент должен уметь: · Определять уровень физического развития детей дошкольного возраста - определять рос - массу тела - окружность грудной клетки - состояние костно-мышечной систем · Проводить анализ физических показателей в преддошкольном и дошкольном периодах   Зачетная манипуляция: Определение уровня физического развития детей в условиях дошкольного учреждения
Подготовить рефераты: «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста»
    Тема: Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения Студент должен знать:
  • Характеристику периодов детского возраста:
- младший школьный период - старший школьный период · Показатели физического развития детей школьного возраста · Анатомо- физиологические особенности детей школьного возраста Студент должен уметь: · Проводить анализ физических показателей у школьников Зачетная манипуляция: Проведение анализа эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовки детей
Подготовить реферативные сообщения: «Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста»
    Тема: Обязанности фельдшера ДДУ Студент должен знать:
  • Функции фельдшера ДДУ:
- лечебные - контрольные - профилактические
  • Обязанности фельдшера ДДУ
  • Отчетно-учетную документацию.
Студент должен уметь:
  • Проводить контроль за проведением занятий
  • Оказывать неотложную помощь
  • Организовать проведение врачебных осмотров
· Поводить контроль за санитарным состоянием помещения, пищеблока · Организовать профилактическую работу   Зачетная манипуляция: Проведение ежедневного осмотра детей  
Подготовить беседы для санитарно-просветительской работы с родителями по актуальным вопросам
    Тема: Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Основные проблемы в организации физического воспитания детей в образовательных учреждениях
  • Формы двигательной активности
Студент должен уметь: · Оформить допуск к соревнованиям, занятиям в спортивных секциях · Осуществлять контроль всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий · Проводить контроль за состоянием и безопасностью спортивного оборудования   Зачетная манипуляция: Провести наблюдение за методикой проведения физических упражнений и их воздействием на организм ребенка (пульс, АД, ЧДД)  
Составить комплекс упражнений для проведения физкультминутки на уроках для восстановления умственной работоспособности
    Тема: Медицинский контроль за организацией закаливающих мероприятий в образовательных учреждениях   Студент должен знать: · Влияние закаливающих мероприятий на физическое развитие ребенка · Основные принципы закаливания Студент должен уметь: · Осуществлять контроль за организацией и проведением закаливающих мероприятий: - место в режиме дня - время, затраченное на проведение процедуры - методика проведения - реакцию детей на воздействие раздражителей Зачетная манипуляция: Подготовить беседу по обучению правилам закаливания   Подготовить рефераты на тему: «Физиологическое действие водных процедур на организм ребенка»
    Тема: Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Соответствие трудовых нагрузок функциональным и возрастно - половым возможностям растущего организма · Основные гигиенические требования предъявляемые к уроку труда: - длительность - место урока труда в режиме и построении трудовой деятельности - учет анатомо – физиологических особенностей детей разных возрастных групп Студент должен уметь: · Осуществлять контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению: - расписание уроков - график учебных занятий - гигиеническая оценка построения уроков труда, общественно-полезного труда во внеурочное время Подготовка рефератов: «Гигиеническая оценка трудового обучения в школах», «Гигиеническая оценка организации и построения уроков труда учащихся начальных классов»
    Тема: Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников Студент должен знать: · Роль медицинского работника по оказанию помощи школьникам при выборе профессии · Профессиональные требования конкретных профессий к состоянию здоровья и морфологическим и функциональным особенностям подростков Студент должен уметь: · Определить профессиональную пригодность школьника · Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в школах   Зачетная манипуляция: Составить заключение о профессиональной пригодности подростка    
       
    Тема: Организация питания детей в ДДУ Студент должен знать: · Особенности организации питания в дошкольных учреждениях · Физиологические нормы питания детей дошкольного возраста · Санитарно-гигиенические требования к режиму питания детей в дошкольных учреждениях   Студент должен уметь: · Дать рекомендации родителям по правил ной организации питания детей в домашних условиях · Осуществлять контроль за приготовлением пищи · Осуществить контроль правильности отбора и хранения суточной пробы · Оформлять документацию   Зачетная манипуляция: Составить меню раскладку Подготовка рефератов: «Витаминизация блюд», «Физиологическая потребность в белках, жирах. Углеводах, минеральных веществах детей дошкольного возраста»
    Тема: Организация питания детей в школах   Студент должен знать: · Особенности организации питания в школах · Физиологические нормы питания детей школьного возраста · Санитарно-гигиенические требования к режиму питания детей в школах Студент должен уметь: · Осуществлять контроль за приготовлением и качеством пищи · Осуществлять контроль правильности отбора и хранения суточной пробы, бракераж готовой пищи · Осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию столовых   Составить примерное 6- дневное меню для различных возрастных групп
    Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Мероприятия к поступлению в ДДУ, обеспечивающие процесс адаптации детей · Психологические особенности детей от 1 до 3 лет · Психологические особенности детей от 3 до 6 лет · Группы адаптации по Р.В. Тонковой-Ямпольской   Студент должен уметь: · Проводить медико-педагогические мероприятия по оценке уровня готовности к посещению дошкольного учреждения Подготовка рефератов: «Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп»
    Студент должен знать: · Критерии адаптации и готовности детей к обучению в школе · Мероприятия проводимые для определения готовности детей к школе: - углубленное медицинское обследование - психофизиологическое исследование развития школьнонеобходимых функций · Особенности адаптации учащихся в 5-10 классов Студент должен уметь: · Проводить медико-педагогические мероприятия по оформлению функциональной готовности к обучению детей 6 - 7 лет.  
    Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах   Студент должен знать: · Психофизиологические и медицинские исследования для выявления дефектов развития и их коррекции · Особенности адаптации детей с дефектами развития в коррекционных школах- интернатах Студент должен уметь: · Проводить контроль за течением адаптации у детей в школах интернатах Подготовка рефератов: «Особенности работы с детьми с различными отклонениями в развитии» (нарушение слуха, зрения, периферической нервной системы)
    Студент должен знать: · Функциональные особенности детей с дефектами развития · Особенности организации учебных занятий и режима дня детям с отклонениями в развитии Студент должен уметь: · Проводить мероприятия по медико-педагогической коррекции детей с дефектами развития  
    Тема: Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Особенности работы в коррекционных образовательных учреждениях · Этика и деонтология при работе с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста. Студент должен уметь: · Проводить медико-педагогические мероприятия по оценке физического и интеллектуального развития детей Знакомство с документацией фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях  
    Студент должен знать: · Особенности организации физического воспитания в коррекционных образовательных учреждениях · Особенности организации трудового воспитания в коррекционных образовательных учреждениях Студент должен уметь: · Участвовать в организации режима дня, составления расписания · Проводить карантинные мероприятия при возникновении инфекционного заболевания
    Тема: Организация прививочной работы в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Обязанности фельдшера (медсестры) прививочного кабинета, фельдшера образовательного учреждения · Документация прививочного кабинета · Календарь прививок Студент должен уметь:
  • Работать с документацией прививочного кабинета
Зачетная манипуляция: Ведение документации по иммунопрофилактике    
Подготовка сообщений: «Предстерилизационная обработка шприцев в прививочном кабинете», «Реакция организма на введение вакцин», «Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний»  
    Студент должен знать:
  • Показания и противопоказания к прививкам
  • Методы и способы введения вакцин
  • Виды поствакцинальных осложнений
· Особенности проведения вакцинации у часто болеющих детей Студент должен уметь: · Проводить контроль за состоянием здоровья после прививки · Проводить контроль за транспортировкой и хранением вакцин   Зачетная манипуляция: Проведение вакцинации детям

 

    Тема: Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни Студент должен знать: · Основные гигиенические принципы организации обучения детей в школе: - соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка - научная организация учебного процесса в школе и дошкольных учреждениях - обеспечение оптимальных условий обучения · Особенности гигиенического воспитания детей разных возрастных групп   Студент должен уметь: · Проводить мероприятия по формированию здорового образа жизни: - соблюдение личной гигиены, режима дня, питания, труда - половое воспитание школьников - гигиенические основы компьютеризации процесса обучения Подготовить профилактические беседы: «Борьба с наркоманией и алкоголизмом», Предупреждение заболеваний передающихся половым путём», «Предупреждение ВИЧ-инфицирования», «Профилактика туберкулеза», «Профилактика детского травматизма»
    Студент должен знать: · Формы санитарно-просветительской работы в в образовательных учреждениях · Роль фельдшера в образовательных учреждениях в пропаганде знаний валеологии Студент должен уметь: · Участвовать в проведении санитарно- просветительской работе: - проводить беседы с детьми и их родителями на интересующие их темы - организовывать встречи, беседы с врачами по профилактики заболеваний - выпускать санитарные бюллетени, листовки  
    Тема: Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать:
  • Цели проведения скрининг- тестов
· Роль фельдшера в организации и проведении скрининг-тестов в образовательных учреждениях
  • Этапность проведения скрининг –тестов
Студент должен уметь: · Организовать проведение скрининг- тестов в образовательном учреждении
  • Выделить группы здоровья (приказ № 60)
  • Выделить группы риска
Дать оценку физической подготовки детей (приказ № 60)  
Изучение нормативной документации. Приказ № 60.
    Тема: Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров (приказ № 60) · Этапность проведения проф. осмотров   Студент должен уметь: · Давать рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья · Оформлять документацию при проведении профилактических осмотров · Заполнять листы здоровья в классных журналах  
    Студент должен знать: · Роль фельдшера в определении характера и объёма профилактических и лечебно- оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях Студент должен уметь: · Дать индивидуальную оценку состояния здоровья каждого ребенка · Дать комплексную характеристику состояния здоровья детского коллектива в целом  
    Тема: Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья Студент должен знать:
  • Группы здоровья детей
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья: - организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 1 и 2 · Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений   Студент должен уметь: · Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми 1 и 2 диспансерной группы · Составлять план лечебно-профилактических мероприятий Зачетная манипуляция: Оформление контрольной карты диспансерного больного  
Составить лечебно- профилактические мероприятия при сахарном диабете.
    Студент должен знать: · Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья: - организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 3 · Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений   Студент должен уметь: · Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми 3 диспансерной группы  
    Студент должен знать: · Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья: - организация медицинского наблюдения за детьми - инвалидами · Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений   Студент должен уметь: · Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми – инвалидами диспансерной группы  
    Тема: Противотуберкулёзная работа в дошкольно-школьных образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в профилактике туберкулеза в образовательных учреждениях: - выделение групп риска Студент должен уметь: · Организовать проведение вакцинации против туберкулеза · Провести постановку пробы Манту и оценить результат · Выявить вираж туберкулёзных проб   Подготовка бесед для старшеклассников по профилактике туберкулеза. Выпуск санитарных бюллетеней
    Студент должен знать: · Этиологию, причины, клинику, формы туберкулеза. Принципы лечения. Профилактические мероприятия. Студент должен уметь: · Организовать проведение флюорографического исследования старшеклассников · Организовать совместную работу образовательного учреждения и противотуберкулезного диспансера · Проводить санитарно-просветительскую работу  
    Тема: Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях Студент должен знать: · Роль фельдшера в организации и проведении амбулаторного приема в детских образовательных учреждениях для детей и взрослых (воспитателей, учителей) Студент должен уметь:
  • Проводить учет обращаемости и её анализ
  • Осуществлять приём больных детей с:
- синдромом гипертермии - подозрением на детские инфекционные заболевания - синдромом расстройства деятельности ЖКТ - синдромом гипо- и гипертонии
  • Осуществлять прием взрослых с:
- синдромами нарушения АД - синдромами гипертермии  
Составить алгоритмы оказания неотложной помощи при гипо- и гипертонии, синдроме гипертермии у детей и взрослых
    Тема: Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях Студент должен знать: · Принципы оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях.
  • Состав аптечки первой медицинской помощи
Студент должен уметь: · Организовать работу медицинского кабинета по оказанию неотложной помощи в ДДУ, школах
 
    Тема: Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел Студент должен знать: · Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата: - растяжение связок - вывихах, ушибах - переломах - сотрясение головного мозга · Особенности оказания неотложной помощи детям Студент должен уметь: · Оказать неотложной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата · Уметь провести транспортную иммобилизацию шинами Крамера, пневмошиной · Транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение
  • Заполнить необходимую документацию
 
 
    Студент должен знать: · Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при ранениях · Виды кровотечений. Клинические проявления. · Принципы оказания первой помощи при различных кровотечениях: - венозном, артериальном - носовом - кровотечении после удаления зуба - внутреннем · Особенности оказания неотложной помощи детям разных возрастных групп Студент должен уметь:
  • Оказать помощь при различных видах кровотечениях
  • Оказать помощь при ранениях
  • Наложить кровоостанавливающий жгут
  • Наложить давящую повязку
  • Провести переднюю тампонаду носовых ходов
 
    Студент должен знать: · Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при ожогах разной степени: - термических, химических · Особенности оказания неотложной помощи детям разных возрастных групп Студент должен уметь:
  • Оказать неотложную помощь при ожогах
· Провести первичную обработку ожоговой поверхности, наложить асептическую повязку.
  • Определить степень и площадь ожога
  • Осуществить транспортировку в лечебное учреждение
 
 
    Студент должен знать: · Клинические проявления частичной и полной проходимости дыхательных путей · Принципы оказания неотложной помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути · Особенности оказания неотложной помощи детям, беременным, тучным пациентам Студент должен уметь: · Осуществить удаление инородного тела при частичной закупорке из дыхательных путей пострадавшему, находящемуся в сознании и без сознания · Провести сердечно-легочную реанимацию: ИВЛ и непрямой массаж сердца
  • Определять пульс на сонной артерии
 
 
    Тема: Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях Студент должен знать: · Этиологию, клинические проявления острых аллергических состояний: - аллергический отек гортани, отек Квинке - приступ бронхиальной астмы · Последовательность оказания неотложной помощи при вышеуказанных аллергических состояниях · Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп · Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп Студент должен уметь: · Оказать неотложную помощь при аллергическом отеке гортани, отеке Квинке, приступе бронхиальной астмы · Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка
  • Пользоваться карманным ингалятором
 
    Студент должен знать: · Этиологию, клинические проявления острых аллергических состояний: - анафилактический шок - крапивница · Последовательность оказания неотложной помощи при вышеуказанных аллергических состояниях · Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп · Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп Студент должен уметь: · Оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке, крапивнице · Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка · Измерять АД · Подсчитать пульс и дать характеристику пульса    
    Тема: Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Студент должен знать: · Этиологию, клинические проявления, последовательность оказания неотложной помощи при обмороке, коллапсе · Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп · Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп   Студент должен уметь:
  • Оказать неотложную помощь при обмороке, коллапсе
· Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка
  • Измерять АД
  • Подсчитать пульс и дать характеристику пульса
 
    Студент должен знать: · Этиологию, клинические проявления, последовательность оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе · Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп · Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа в лаборатории. | Введение. Методические указания к лабораторной работе №141




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.