Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка.

Курс «Психолого-педагогическая коррекция» предназначен для студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Основной целью курса является оснащение будущих педагогов-психологов методами психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом. Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны - осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции.

Курс психокоррекции должен опираться на теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения общей психологии, пси­хологии личности, истории психологии, медицинской психологии. Проблематика курса связана с проблематикой таких дисциплин как " Психо­терапия", " Психологическое консультирование".

Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами курса являются:

· Ознакомить студентов с теоретическими основами психолого-педагогической коррекции

· Показать взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с прочими психологическими дисциплинами (общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, нейропсихология и т.п.)

· Научить студентов самостоятельно разрабатывать программы как индивидуальной психолого-педагогической коррекции, так и программы групповой работы

· Вооружить студентов методами, техниками, методиками психокоррекционной работы

Критерии оценки студентов:

«Отлично» получает студент, который показал системное знание теоретических основ психолого-педагогической коррекции, принципов построения коррекционно-развивающих программ; умение подбирать практические методы и методики в соответствии с проблемой и (или) запросом клиента; знакомый с современной психолого-педагогической литературой, посвященной проблемам коррекции

«Хорошо» получает студент, обладающий свойствами, указанными выше, однако при этом ему недостает самостоятельности при составлении программ коррекции, не всегда связывает теоретические основы и практическую специфику.

«Удовлетворительно» получает студент, теоретические знания которого недостаточно систематизированы, подбор методов и методик при составлении программ осуществляется с помощью преподавателя, связь теории и практики затруднена.

«Неудовлетворительно» получает студент, который не овладел системой теоретических знаний в области психолого-педагогической коррекции, не умеет строить коррекционные программы, не знает методов, методик практической работы

 


Тематический план курса " Психолого-педагогическая коррекция"

Тема 1. Теоретические основы психокоррекции.

Понятие психокоррекции. Понятие психической нормы. Норма в детской психологии развития: соответствие психологического возраста ребенка стадии психического развития. Клинический и психологический диагноз. Относительность понятия нормы.

 

Тема 2. Проблема психолого-педагогической коррекции в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема коррекции психического раз­вития в зарубежной психологии. Основные теоретические направления. Подход отечественной психологии
к проблемам психокоррекции. Нейропсихологические основы коррекционной работы.

Тема 3. Методология построения коррекционных программ.

Принципы построения коррекционных программ. Общие и парциальные цели психокоррекционной работы. Определение задач психокоррекции. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные этапы диагностико-коррекционной работы.

Особенности и показания к индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Проблема отбора и подбора детей и подростков в коррекционно-развивающую группу. Учет запроса клиента при составлении коррекционных программ. Включение ближайшего социального окружения в коррекционную работу.

 

Тема 4. Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции.

Классификация методов психолого-педагогической коррекции. Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции. Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности. Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком: их обоснованность. Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога

Тема 5. Основная психокоррекционная проблематика в разных
возрастных группах.

Определение проблемы. Проблематика, связанная с познаватель­ной и личностной сферой ребенка. Учет возрастных особенностей и типа ведущей деятельности при определении проблем и построении программ психокоррекции. Основные проблемы психокоррекции дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника.

Тема 6. Методы и средства психокоррекционного воздействия.

Проблема выбора метода. Методы, используемые в коррекции позна­вательной деятельности. Методы, используемые в коррекционно-раз­вивающей работе, направленной на развитие личностной сферы. Методы, исполь­зуемые для коррекции межличностных отношений.

Тема 7. Групповые и индивидуальные формы работы.

Возможности групповой и индивидуальной работы, принципы их применения в различных типах психокоррекционных процедур. Особенности и динамика развития группы в процессе психокоррекции.

Тема 8. Психокоррекционная работа, направленная на преодоление

трудностей в обучении.

Выяснение причин трудностей в обучении. Классификация типич­ных отклонений и наиболее вероятных причин этих отклонений. Схемы психологической детерминации типичных отклонений и их причин. Психодиагностические таблицы. Анализ психокоррекционной программы, направленной на развитие культуры чтения.

 

Тема 9. Психокоррекционная работа, направленная на коррекцию личностных проблем.

Помощь в самопознании, развитии рефлексивных умений, произвольности поеведния, волевых качеств. Тренинг личностного роста.

 

Тема 10. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений.

Методы диагностики групповых процессов в классном коллективе. Организация занятий, направленных на коррекцию межличностных отношений. Помощь детям в разрешении конфликтов.

 

Тема 11. Профессионально-этические проблемы, возникающие в психокоррекционной работе.

Проблема ответственности в рамках взаимоотношений между психологом и клиентом, а также лицами, несущими юридическую ответственность за клиента-ребенка. Критерии и границы компетентности школьного психолога, социального педагога, педагога при выборе методов коррекционно-развивающих программ. Проблема распределения функций между психологом, педагогом и другими заинтересованными специалистами. Примерные нормативные документы.

 

Тема 12. Проблема эффективности психолого-педагогической коррекции.

Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции. Использование психодиагностических срезов в целях получения обратной связи в психокоррекции.

 

Планы семинарских и лабораторных занятий к курсу

" ПСИХОКОРРЕКЦИЯ"

Занятие 1.Теоретические основы психокоррекции. (семинарское - 2 часа)

1. Теоретические основы психокоррекции.

2.Проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии.

3.Подход отечественной психологии к проблемам психокоррекции.

Литература.

1. Абрамова Г.А. Практическая психология. – М.: 1997. -

2. Бурменская Г.В., Карабанова 0.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование. – М., 1990.- С. 19-99.

Дополнительная литература.

1. Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995.

2. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции.

Занятие 2. Принципы, цели и задачи психокоррекции

(семинарское - 2 часа)

1. Психотерапия и психокоррекция.

2. Принципы построения психокоррекционных программ:

а) принцип системности коррекционных профилактических и раз­вивающих программ,

б) принцип единства диагностики и коррекции,

в) принцип приоритетности коррекции каузального типа,

г) деятельностный принцип коррекции,

д) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка,

е) принцип комплексности методов психологического воздействия;

ж) принцип активного привлечения ближайшего социального ок­ружения ребенка к участию в коррекционной программе.

3.Цели психокоррекции:

а) исправление нарушений психического развития,

б) гармонизация формирующейся личности,

в) профилактика нервно-психических расстройств. 4.Задачи психокоррекции.

Литература.

1. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции

2.Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной - М., 1997.- С.80-105

Дополнительная литература.

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребен­ка.- М., 1997.- С.11-28, 47-55, 134-136.

Занятие 3. Основная психокоррекционная проблематика в раз­личных возрастных группах. (семин. - 2 часа).

1. Периодизация возрастного развития.

2. Принцип ведущей деятельности.

3. Основные проблемы психокоррекции в младенчестве и раннем детстве:

А.Проблема общения ребенка с близкими взрослыми

Б. Проблема развития речи

В. Развитие навыков самообслуживания

Г. Автономия действий, самостоятельность

4. Основные проблемы, требующие применения психокоррекции в до­школьном возрасте:

а) нарушения поведения,

б) отставание в психическом развитии,

в) страхи,

г) формирование готовности к школе.

5. Основные проблемы младших школьников, требующие психокоррекции:

а) адаптация к обучению,

б) синдром дефицита внимания,

в) леворукий ребенок в школе,

г) эмоциональные, нарушения,

д) трудности овладения учебной деятельностью.

6. Необходимость включения родителей в реализацию психокоррекционных программ при работе с дошкольниками и младшими школь­никами.

Занятие 4. Основная проблематика психокоррекционной, работы
в дошкольном и младшем школьном возрастах
(лабор.- 2часа)

1. Специфика психокоррекционной работы в дошкольном и младшем школьном возрастах.

2. Личностные качества психолога, обеспечивающие эффективность

психокоррекционной работы в указанных возрастах.

3. Определение основных проблем психокоррекции дошкольного

возраста.
4. Определение основных проблем психокоррекции в младшем школьном возрасте.

Литература к занятиям 3, 4.

1.Бурменская Г.В., Карабанова О.A., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.- М., 1990.- С.108-124.

2. Карабанова 0.А. Игра в коррекции психического развития ребен­ка - М., 1997.

3.Практическая психология образования. - М., 1997.-С. 118-380.

Дополнительная литература.

 

Занятие 6. Основная психокоррекционная проблематика в

подростковом возрасте (семин.- 2 часа).
1. Адаптация к условиям обучения в средней школе.
2. Развитие учебной мотивации, интересов.
3. Овладение базовыми школьными знаниями и умениями.
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
5. Развитие навыков самоанализа.
6. Развитие и укрепление чувства взрослости.
7. Развитие познавательной деятельности.
8. Эмоционально-волевое развитие.

9. Психокоррекционная работа с трудными подростками.

Занятие 7. Основная психокоррекционная проблематика в

подростковом возрасте (лабор. - 2 часа).

1. Специфика работы психолога с подростками.

2. Личностные качества психолога, обеспечивающие эффективность

психокоррекции с подростками.

3.Определение основных проблем, требующих применения психокоррек­ции в подростковом возрасте.

Литература к занятиям 6, 7.

1.Практическая психология образования, - М., 1997.-С. 283-371.
Дополнительная литература.

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997. - 529-563.

2. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991. - С. 124-144, 163-234.

3. Фурманов И.А. Детская агрессивность.- Минск, 1996

 

Занятие 8. Основная психокоррекционная проблематика

в юно­шеском возрасте (семин.- 2 часа).

1. Становление жизненной перспективы.

2.Профессиональное самоопределение.

3. Социально-психологическая адаптация к новому коллективу, проблемы 10-классников.

4. Развитие самосознания

5. Переход к внутренней самодетерминации поведения.

6. Взаимоотношения с родителями.

7. Дети группы " риска".

Занятие 9. Основная психокоррекционная проблематика

в юношеском возрасте, (лабор. - 2 часа).

1. Специфика коррекционной работы в юношеском возрасте.

2. Содействие пробуждению собственной активности молодого чело­века.

3.Качества личности психолога, обеспечивающие успешность работы

со старшеклассниками.

4. Основные проблемы, требующие применения психокоррекции в юно­шеском возрасте.

Литература к занятиям 8, 9.

1. Практическая психология образования / Под ред.И.В. Дубровиной -

М., 1997. - С.372 - 424. • • '•

2. Рабочая книга школьного психолога /Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991.- 145-138, 238-271.

Дополнительная литература.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1997.-С.565 - 578

Занятие 10. Взаимосвязь диагностической и коррекционной.

работы, (семин. - 2 часа).

1. Принцип единства диагностики и коррекции.

2. Этапы диагностико-коррекционной работы:

а) изучение практического требования,

б) формулировка психологической проблемы,

в) выдвижение гипотез с причинах нарушений в о бучении, во с пи­тании и развитии,

г) выбор метода исследования,

д) проведение исследования,

е) формулировка заключения об основных характеристиках изу­чавшихся компонентов,

ж) разработка рекомендаций, программ психокоррекции

з) реализация коррекционных программ.

Занятие 11.Взаимосвязь диагностической и коррекционной

работы (лабор.- 2 часа)

1.Учет запроса клиента при разработке диагностико-коррекционной

программы.

2. Педагогическая, медицинская и психологическая коррекция.
3. Разработка коррекционных программ по результатам диагностики.
Литература.

1. Дубровина И.В. Проблемы психодиагностики в психологической службе школы. //Сб. Диагностическая и коррекционная работа

школьного психолога. - М., 1987.

2. Психокоррекция: теория и практика./Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1995.

Дополнительная литература.

1. Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1996

М., 1996.

Занятие 12. Основные психскоррекционные подходы. Meтоды и средства воздействия. (семин.- 2 часа).

1. Проблема основного подхода в психокоррекции.

2. Психодинамический и поведенческий подходы.

3. Деятельностный подход.

Литература

1. Бурменская Г.В., Карабанова 0. А., Лидерс А.Г. Возрастно-психо­логическое консультирование. – М -, 1990.- с. 81-108.

2. Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995. Дополнительная.

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребен­ка.- М., 1997.

Занятие 13. Психокоррекционная работа. Выбор методов и средств воздействия (семин.- 2 часа).

1.Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении

а) определение причин, вызывающих трудности в обучении,

б) разработка коррекционных программ,

в) организация взаимодействия с ближайшим окружением ребенка

2.Коррекциснно-развивающая работа, направленная на гармонизацию
личности;.

а) определение причин неблагоприятного личностного разви­тия,

б) разработка коррекционно-развивающих программ,

в) групповая и индивидуальная психокоррекция,

г) организация взаимодействия с ближайшим окружением ребенка

3.Коррекция межличностных отношений школьников.

Занятие 14. Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении (лабор.- 6часов)

1. Определение причин, вызывающих трудности в обучении.

Студентам предлагается описание ситуаций, где у ребенка воз­никают трудности в обучении, требуется подобрать методы, выявляю­щие причины трудностей.

2.Разработка рекомендаций учителям и родителям на основе психо-диагностики.

Предлагаются результаты диагностики, требуется разработать рекомендации.

3. Составление программ коррекции, способствующей преодолению
трудностей в обучении. -

а) Совместно с преподавателем студенты занимаются составлением
программы занятий с младшими школьниками, имеющими трудности в
обучении.

б) совместно с преподавателем студенты составляют программу занятий для подростков, имеющих трудности в обучении.

Литература к занятиям 13, 14.

1. Ануфриев А.Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., 1997.

2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой -
М., 1993.

3. Коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.

4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 1995 5. Практический материал для психологической работы в школе./ Сост. О.Н.Усанова - М., 1991.

Дополнительная литература.

1. Вейс Т. Как помочь ребенку. - М., 1992.

2. Овчарова Р.З. Практическая психология в начальной школе.-

- M., 19S6.
3. Психологическая коррекция умственного развития учащихся.- М., 1990.

4. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред.

М. Коула - М., 1989.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление

у младших школьников.- М., 1995.

6.Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М., 1996

Занятие 15. Коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию личности и межличностных отношений (лабор.- 6час.).

1. Учет запроса клиента при разработке коррекционных мероприятий.

2. Профессионально-этические аспекты проблемы.

3. Разработка коррекционных программ, способствующих развитию личности.

Студентам предлагаются ситуации, требующие психологической
коррекции, предлагается разработать программу (агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, застенчивость, трудности
в общении и т.п.).

4. Коррекция межличностных отношений.

Студентам предлагается описание ситуаций нарушения межлич­ностных отношений, требуется составить программу занятий.

 

Темы контрольных работ по курсу " ПСИХОКОРРЕКЦИЯ"

Написание контрольных работ по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» должно способствовать развитию навыков создания коррекционных программ, поэтому нежелательно писать чисто теоретические работы.

Контрольная работа должна содержать:

· Анализ теоретических основ проблемы;

· описание запроса клиента;

· определение психологической проблемы;

· данные диагностики и обоснование необходимости коррекции данного вида;

· цели и задачи коррекции (конкретно к данному случаю);

· план коррекционного занятия;

· протокол коррекционного занятия;

· анализ эффективности проведенного занятия.

· Рекомендации, адресованные клиенту и (или) его ближайшему окружению

· Список используемой литературы, в тексте должны быть ссылки на эти источники

 

1. Психокоррекционная работа с родителями, ожидающими ребенка.

2. Психокоррекционная работа с родителями детей младенческого возраста.

3. Психокоррекционная работа с детьми раннего возраста

4. Психокоррекция в дошкольном возрасте.

5. Содержание психолого-педагогической коррекции в младшем школьном возрасте.

6. Содержание психолого-педагогической коррекции в подростковом возрасте.

7. Содержание психолого-педагогической коррекции в юношеском возрасте

8. Учет запроса клиента при разработке психокоррекционных программ (с привлечением собственного опыта).

9. Взаимодействие психолога с учителями и родителями в реализа­ции психокоррекционных программ (обязательно с привлечением личного опыта).

10. Выбор методов психокоррекционной работы (с привлечением собственного опыта).

11. Анализ методов используемых в психокоррекции при работе с личностными проблемами.

12. Анализ методов используемых в психокоррекции познавательной деятельности.

13. Страхи у детей и возможности их коррекции.

14. Психокоррекция при школьной дезадаптации.

15. Коррекция нарушений детско-родительских отношений.

16. Психокоррекция агрессивного поведения у детей.

17. Составление диагностико-коррекционной программы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении чтению.

18. Психокоррекционная работа с детьми, испытывающими трудности при овладении письмом.

19. Психокоррекционная работа, направленная на углубление самопознания и развитие позитивной Я-концепции.

20. Психокоррекция коммуникативных трудностей.

21. Развитие мотивационно-потребностной сферы у школьников.

22. Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.

23. Описание и анализ программы психокоррекции, составленной по конкретному запросу (из собственной практики).

24. Составление диагностико-коррекционной программы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении счету.

25. Организация коррекционной работы, направленной на оптимизацию межличностных отношений.

26. Обучение школьников конструктивному разрешению конфликтных ситуаций как профилактика негативных явлений в сфере межличностных отношений.

27. Использование методов арттерапии в коррекционной работе

28. Работа с эмоциональными состояниями в психокоррекции

 

 

Вопросы к зачету (экзамену) по курсу «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ»

1. Теоретические основы психокоррекции.

2. Психодинамический подход к проблемам психокоррекции.

3. Поведенческий подход к проблемам психокоррекции.

4. Гуманистическая психология и психокоррекция.

5. Деятельностный подход к психокоррекции.

6. Принципы, цели и задачи психокоррекции.

7. Основная психокоррекционная проблематика дошкольного возраста.

8. Основная психокоррекционная проблематика младшего школьного возраста.

9. Основная психокоррекционная проблематика подросткового возраста.

10. Основная психокоррекционная проблематика юношеского возраста

11. Взаимосвязь диагностической и коррекционной работы психолога.

12. Этапы диагностико-коррекционной работы.

13. Учет запроса клиента при составлении коррекционной программы.

14. Взаимодействие психолога с ближайшим окружением ребенка при реализации коррекционных программ.

15. Психологическая, педагогическая и медицинская коррекция.

16. Выбор методов психокоррекционной работы с учетом возрастных,

17. индивидуальных особенностей ребенка, а также результатов диагностики.

18. Метод конгруэнтной коммуникации в психокоррекционной работе.

19. Методы арттерапии в психокоррекционной работе.

20. Методы социальной терапии в коррекционной работе.

21. Метод систематической десенсибилизации в коррекционной работе.

22. Методы поведенческого тренинга в коррекционной работе.

23. Деятельностные методы в психокоррекции.

24. Групповые формы психокоррекционной работы.

25. Индивидуальные формы коррекционной работы.

26. Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении.

27. Психокоррекция трудностей при обучении чтению.

28. Психокоррекция трудностей при овладении письмом.

29. Психокоррекция трудностей при освоении счета.

30. Психокоррекционная работа с агрессивными, детьми.

31. Психокоррекция, направленная на преодоление коммуникативных трудностей.

32. Коррекция нарушений детско-родительских отношений.

33. Страхи у детей и возможности их коррекции.

34. Психокоррекция школьной дезадаптации.

35. Психокоррекционная работа с тревожными детьми.

36. Психокоррекционная работа с аутичными детьми.

37. Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми.

38. Сказка в психокоррекции.

39. Нейропсихологические основы психокоррекции.

40. Помощь леворукому ребенку.

41. Готовность специалиста к коррекционной работе

42. Особенности составления психокоррекционных программ.

43. Оценка эффективности коррекционных мероприятий.

44. Игротерапия в психокоррекции.

45. Профессионально-этические проблемы психокоррекции.

46. Библиотерапия в психокоррекции

47. Проективный рисунок психокоррекции.


 

Список литературы к курсу " ПСИХОКОРРЕКЦИЯ"

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.H. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1997.

3. Коррекционная работа школьного психолога.- М., 1997.

4. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с..

5. Практическая психология образования. /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1997

6. Психологическая коррекция умственного развития учащихся.- М-, 1990.

7. Психокоррекция: теория и практика. - М., 1995

8. Рабочая книга школьного психолог а. / Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991

Дополнительная литература.

Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с труд­ными детьми.- М., 1997.

Вейс Т. Как помочь ребенку - М., 1992.

Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой – М., 1993.

Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии.-

Психологический журнал, 1 980, т. 1, №2.

Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощеннос­ти в познавательной сфере школьников.- Вопросы психологии, 1997, №4

Зак А.З. 0 развитии способности действовать" в уме" у школьни-

ков 1-10 классов.- Вопросы психологии, 1983, №1.

3имбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.

Игры: Обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского,

вып. 1-6.

Карабанова 0.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997.

Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М., 1995

Ма нов а - Томова В.С., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София, 1981.

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.-М., 1996.

Практический, материал для психологической работы в школе. / Сост.Усанова 0.К.- М., 1991.

Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе.- М., 1995.


Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995»

Садовникова И.H. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995.

Самоукина Н-В. Игры в школе и дома: психотехнические упраж­нения и коррекционные программы. – М., 1993.

Социально-исторический подход в психологии обучения / Под

ред. М. Коула - М., 1989.

Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988

Цукерман Г.А., Мастеров В.М. Психология саморазвития.- М., 1990

Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990.

Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школь­ников. - М., 1996.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.-Под ред. В.В. Лебединск ого и др. - М., 1990

 

Психолого-педагогическая коррекция

Список литературы.

1. Абрамова Г.А. Практическая психология. – М.: 1997. -

2. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений / Учеб. пособие. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1996. – 96с.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. – Обнинск, 1993.

4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С.Цветковой – М.: 2001. -

5. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб – Мн.: Диалог – Лотаць, 1997. – 256 с.

6. Альманах психологических тестов. – М., 1995.

7. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с.

8. Арттерапия / Сост. и ред. А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: илл.

9. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1987. – 112 с.

10. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд. Совершенство., 1998. – 62 с.

12. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. – СПб.: Светлячок, Речь, 2001. – 128 с.

13. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с.

14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.: ил.

15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1, 2. – М., Генезис, 2001. – 160 с.

16. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил.

17. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с.

18. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Изд.Центр Академия, 2002. – 416 с.

19. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 240 с.: ил.

20. Графические методы в психологической диагностике. / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М., 1992.

21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Компенс-Центр, 1993. – 176 с.

22. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.

23. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1993.

24. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог, 1995.

25. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во «Лантерна», «Вита». – 150 с.

27. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994.

28. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать логическое мышление детей 6 – 15 лет. – М.: Фолиум, 1996, 112 с.

29. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль 6 Академия развития, 2001. – 160 с.: ил.

30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск: Народная асвета, 1984 – 239с.

31. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: Гном – Пресс, Новая школа, 1998. – 56 с.

32. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! – Ярославль: Академия развития, Академия, К, 1999. – 192 с., ил.

33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 190 с., ил.

34. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 150 с., ил.

35. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с., ил.

36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996. – 374 с.

38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с.

40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 448 с.

41. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 2-е изд. – 208с.

42. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М: Класс, 1997. – 336 с.

43. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М. – Воронеж, изд. НПО МОДЭК, 2000. – 240 с.

44. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с..

45. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-наДону, 1996.

46. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М.: Москва, 2001. – 184 с.

47. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Учебное пособие – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 240 с.

48. Полуянов Ю.А.Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. –М.-Рига, 2000. – 160 с.

49. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Авт. сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с.

50. Практикум по психологии. М.: МГУ

51. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

52. Психологическая диагностика (учебное пособие)./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой М., 1997.

53. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

54. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

55. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. –Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2001. -160 с.: ил.

56. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.: ил.

57. Садовникова И.H. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995.

58. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Худ. Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.: ил.

59. Самоукина Н-В. Игры в школе и дома: психотехнические упраж­нения и коррекционные программы. – М., 1993.

60. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 224 с., ил.

61. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. -

62. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула - М., 1989

63. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 576 с.

64. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 192 с.

65. Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками. Пособие для школьного психолога. – Коломна, 2001. -

66. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

67. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

68. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: изд-во Совершенство, 1998. – 80 с.

69. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 208 с.

70. Цветкова Л.С.

71. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988

72. Цукерман Г.А., Мастеров В.М. Психология саморазвития.- М., 1990

73. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990.

74. Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1996. – 72 с.

75. Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школь­ников. - М., 1996.

76. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в психотерапии. – СПб.: изд-во Пирожкова, 2001. – 224 с.: илл.

77. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - Под ред. В.В. Лебединского и др. - М., 1990

 

Литература.

1. Практическая психология образования./Под ред.Дубровиной И.В.-

М, 1997.- С.427-016

2.Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995.

Дополнительная литература.

Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе
подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми, - М., 1997. •
Вейс Т. Как помочь ребенку.- М., 1992.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 199

3имбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.

Игры, обучение, тренинг, досуг. - М., 1994, - Вып. 1-6.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Ека­
теринбург, 1997.

Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте, - София, 1986

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М., 1995.

Раттер М. Помощь трудным детям.- М., '1987.

Фурманов И.А. Детская агрессивность, - Минск, 1.996.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., 1995

Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Для студентов средних | Общие сведения о психотерапии.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.