Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Печатается по решению кафедры






ПРАКТИКУМ

ПО ВОЗРАСТНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Екатеринбург 2010

 

Печатается по решению кафедры

психологии УрГПУ

Протокол № 4 от 12.01.2007

Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Е.Н. Костаревой; Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. – 136 с. – 8, 6 п. л.

 

Пособие включает в себя обзор основных положений и подходов к исследованию закономерностей психического развития человека в разные возрастные периоды, задачи и упражнения, описание некоторых психодиагностических методик. Практикум ориентирован в первую очередь на студентов дневного и заочного отделений всех факультетов, но может представлять интерес и для преподавателей психологии, психологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кого интересуют законы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека.

 

Ответственный редактор – ст. преподаватель Е.Н. Костарева

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Э. Ф. Зеер

доктор психологических наук, профессор Н. С. Глуханюк

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Предмет и методы возрастной психологии  
Факторы психического развития  
Закономерности психического развития и проблема его периодизации  
Возрастные кризисы  
Пренатальный период  
Младенчество  
Ранний возраст  
Дошкольный возраст  
Младший школьный возраст  
Социальная ситуация развития и виды деятельности подростка  
Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте  
Развитие познавательной сферы, интересов и идеалов у подростков  
Ранняя юность  
Взросление  
Средняя зрелость  
Старость  
Приложения  
Литература  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание практикума охватывает основные разделы и проблемы возрастной психологии и соответствует курсу возрастной психологии, читаемому на всех факультетах и отделениях университета.

Пособие ориентировано в первую очередь на студентов дневного и заочного отделений, но может представлять интерес и для преподавателей психологии, психологов, педагогов, социальных работников, а также для всех, кого интересуют законы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека.

Материал каждой главы (темы) разбит на несколько разделов.

Содержание первого раздела представляет собой теоретический обзор основных положений и подходов к исследованию представленной проблемы, будь то методологические основы возрастной психологии или изучение закономерностей психического развития человека на определенном этапе онтогенеза. Данный раздел назван «Теоретическим введением» и охватывает лишь общие или наиболее существенные, по мнению авторов, положения и вопросы. Теоретическое освещение вопросов предваряется планом.

В самостоятельном изучении темы можно воспользоваться источниками, указанными в пункте «Рекомендуемая литература». Необходимо отметить, что по каждой конкретной теме в пункте «Рекомендуемая литература» даны лишь номера источников из общего списка литературы помещенного на последних страницах пособия.

Второй раздел - «Психологические задачи» - содержит ряд вопросов по изучаемой теме и описания ситуаций из жизни, общения и деятельности людей разных возрастных групп. Работа по каждой психологической задаче может строиться как в индивидуальной форме, так и в форме группового обсуждения (по рекомендации преподавателя или по выбору студентов) и предполагает психологический анализ представленных фактов и ситуаций.

В анализе важно актуализировать теоретические положения темы, выделить закономерности психического развития человека, проявившиеся в каждом конкретном случае. Облегчить формирование у студентов умения психологического анализа фактов помогут вопросы, поставленные к каждой ситуации. В отдельных темах практикума («Дошкольный возраст», «Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте») дан примерный план анализа ситуаций, применимый в решении всех психологических задач по данной теме.

Раздел «Практическая работа» составляют задания, предполагающие проведение психологических исследований (наблюдений, опросов), методики диагностики тех или иных психологических образований, изучение которых актуально в возрастной психологии и может представлять интерес всем, кто хочет лучше узнать себя. Кроме того, в раздел входят коррекционные и развивающие упражнения, описания ролевых игр и дискуссий по актуальным проблемам психического развития человека на разных возрастных этапах. Мы надеемся, что задания данного раздела не только расширят знания студентов по изучаемой теме, но и помогут разобраться в себе, решить жизненные проблемы, выбрать новые цели, оптимизировать общение с близкими людьми.

Пункт «Самостоятельная работа» в конце главы (темы) предполагает письменную фиксацию хода и результатов решения (психологического анализа) задач и практических заданий, выбранных преподавателем для оценивания знаний студента по изучаемой теме.

В приложении № 1 указана схема отчета о проведенных психологических исследованиях. Рекомендуя оформлять результаты исследований по предложенному плану, мы преследуем цель развития у студентов исследовательских умений и навыков, психологической наблюдательности и корректного отношения к психологическим фактам. Некоторые из предложенных заданий могут использоваться повторно в других курсах психологии (педагогической, социальной, экспериментальной, психологии личностного роста).

Для удобства работы и студентов и преподавателей в практикуме дана общая нумерация заданий.

Важным моментом мы считаем получение отклика от всех, кто работает по практикуму. Пожалуйста, выразите свое мнение о пособии в специальном отрывном листе обратной связи, помещенном в конце книги, и отправьте его на нашу кафедру.

 


Преподаватели кафедры психологии УрГПУ –

авторы пособия:

Бояринцев Виктор Петрович – канд. психол. наук, доцент («Ранняя юность»);

Валинурова Надежда Гавриловна – канд. психол. наук, доцент, зав. каф. («Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте»);

Ворожева Светлана Валерьевна – ассистент («Социальная ситуация развития и виды деятельности подростка»);

Гусева Ирина Сергеевна – ассистент («Предмет и методы возрастной психологии»);

Жемчугова Любовь Васильевна – канд. психол. наук, доцент («Младенчество»);

Костарева Елена Николаевна – ст. преподаватель («Пренатальный период», «Взросление», «Средняя зрелость», «Старость»);

Меньшенина Елена Владимировна – канд. психол. наук, доцент («Пренатальный период», «Младший школьный возраст»);

Мухлынина Ольга Викторовна – ст. преподаватель («Ранний возраст»);

Полянская Татьяна Викторовна – ст. преподаватель («Развитие познавательной сферы, интересов и идеалов у подростков»);

Прядеин Валерий Павлович – доктор психол. наук, профессор («Дошкольный возраст»);

Усова Ольга Валерьевна – ассистент («Закономерности психического развития и проблема его периодизации»);

Шабанов Александр Анатольевич – ассистент («Возрастные кризисы»);

Шабанов Зинат Ниязович – ст. преподаватель («Факторы психического развития»).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.