Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты разработки управленческих решений






К обязательным инструментам разработки управленческих решений относят системный анализ, системный подход, структурирование, декомпозицию.

Системный анализ – совокупность принципов, методов и средств для исследования структурных свойств объекта в целом, подготовки и обоснования управленческих решений.

Системный подход – комплексное изучение исследуемого объекта, учет всех взаимосвязей, выявление роли отдельных частей в общем процессе функционирования сложного объекта как системы и наоборот (т.е. анализ и синтез, дедуктивный и индуктивный способы исследования)

Сущность системного подхода состоит в том, чтобы:

1) очерчивать границы проблем;

2) строить иерархию задач (дерево целей);

3) прослеживать функциональные связи между элементами систем.

Системный подход наиболее эффективен при разработкеуправленческих решений, которая включает элементы, этапы, операции и правила. Системное представление проблемы состоит в использовании схемы «причины–следствия-решения». Полный перечень правил насчитывает 30 позиций, которые с конкретными примерами приведены в [27] и в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Основные правила системотехники

Содержание основных правил системного подхода
  Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении компоненты системы. Например, фирму сначала следует рассматривать как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом – компоненты фирмы
  Сумма свойств (параметров) системы не равна сумме свойств ее компонентов (свойство неаддитивности системы)
  Количество компонентов системы должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы
  Для упрощения структуры системы следует сокращать количество уровней управления, количество связей между компонентами системы и параметров модели управления, автоматизировать процессы производства и управления
  Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, новых услуг и т.п.
 
  Изучение иерархичности системы и ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня, кому подчиняется или куда входит данная система, установления ее связей с системами вышестоящего уровня
 
  При установлении взаимосвязей и взаимодействий системы с внешней средой следует строить «черный ящик» и формулировать сначала параметры «выхода», затем определять воздействие факторов макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе
 
  При формулировании целей системы следует учитывать неопределенность информационного обеспечения Вероятностный характер ситуаций и информации на стадии прогнозирования целей снижает реальную эффективность инноваций
 
  Структура и содержание системы формируется на идеях и принципах стандартизации, без соблюдения которых она не может функционировать
  Единственным путем развития производственных и организационно-экономических систем является инновационный

Структурирование – представление объекта управления (проблемы и др.) как системы в виде: качественного образа (например, матрешки), или иерархической схемы (дерево целей), или таблицы (таблица Менделеева), или информационно-технологической схемы (графа) и др.

Декомпозиция – выделение элементов системы с объединением структурного, элементного и функционального аспектов. Она состоит в выделении входящих в систему элементов; выявлении и изучении их свойств и отношений, определении иерархических уровней и функций системы.

Без такого анализа нельзя выработать комплекс решений: требований и нормативов; методик и организационно-экономических механизмов; рекомендаций, которые станут достоверным обоснованием конкретных решений.

В теории и методиках управления процессами обязательно используют организационно-технические схемы - наглядное выражение деятельностного подхода, который мысленно захватывает и включает внутрь себя множество элементов и причинно-следственных логических связей и соорганизует (структурирует) их в сложные полисистемы (по Г.П. Щедровицкому).

Структурирование сложных систем (полисистем) при составлении оргтехнических схем производят (рис.3.6):

· за счет выработки интегрированных представлений и знаний, задающих одну и ту же ориентацию для всех соорганизуемых актов,

· либо за счет прямого оргуправленческого действия,

· либо за счет нормировки.

 

Рис.3.6. Пример оргтехнической схемы

«Иерархия инновационных систем»

Инвариантными, т.е. универсальными (неизменными) по отношению к объекту управления способами (инструментами) деятельности специалиста по управлению являются: исследование (аналитическое = анализ, экспериментальное, комбинированное), планирование (стратегическое, тактическое, оперативное), проектирование (концептуальное, технологическое, организационное), нововведение (инжиниринг, трансфер, постановка на производство, коммерциализация, инкубирование, маркетинг, продвижение на рынок, логистика, сервис).

Проектирование – самостоятельный вид деятельности (процесс), совокупность процедурных и технологических навыков «нанизывать» все компоненты и процедуры на дерево структуры управленческой деятельности (дерево целей и задач).

Проект– комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта или уникальной услуги с определенными целями, включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Разработка новой техники и технологий, создание новой организации, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, строительство жилого дома или промышленного объекта, развитие региона – все это ПРОЕКТЫ, т.е. то, что изменяет наш мир.

Управление проектом представляет собой методологию (систему методов) организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненных циклов проекта в ЖЦ продукции.

Рис.3.7. Параметры развития системы: 1 – траектория перехода из состояния Ssq в состояние Sжел , т.е. процесс проектирования

Целевая функция управления – логическая функция (L), выражающая конечную цель изменений (см. рис.3.7):

L → max Ц (Q) = max C + max R,

где C – рыночная стоимость объекта (нововведения); Ц – ценность объекта; R – интеллектуальная рента (надбавка за редкость); Q – качество объекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.