Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Область знаний






В наше время, в особенности, существует форма

собственности более важная, чем земля:

обладание знаниями, технологией и мастерством.

Богатство общества основано гораздо больше

на этом виде собственности, чем на природных ресурсах.

Leo XII. Renum Novarum.

Encyclical Letter on the Condition

of the Working Classes, May 15, 1891г.

Ориентация на передовую технологиюявляется ключом к успеху на рынках, которые с нетерпением ожидают существенного прогресса в характеристиках продукта и готовы платить за это высокую цену.

В современных условиях практически каждая организация в любой отрасли национальной экономики решает задачи изменений и улучшений, которые и создают конкурентное преимущество одной компании над другой, позволяют сохранять позиции на рынке.

Материальные ресурсы имеют способность заканчиваться. Интеллектуальные ресурсы организации, региона, страны – это единственный неисчерпаемый источник, позволяющий оставаться на мировом уровне развития (рис.1.1).

Рис.1.1. Инвестиции и инновации в валовом продукте

Свойство новых знаний экономить необходимые затраты труда и ресурсов придает им особую потребительную стоимость – способность снижать стоимость произведенной продукции или услуг.

Любая идея нововведения рождается сначала в умной голове ее автора или разработчика, дальше встает вопрос о том, как довести ее до практического воплощения, то есть до получения за нее «денег». Никто раньше не учил тому, как добиваться результатов на этом новом поприще.

В отличие от приемов работы со сложившимся «зрелым» товаром, бизнес с новым продуктом, имеющим лучшие потребительские свойства, связан не только с экономическими (искать и осваивать новый рынок), но и с технологическими аспектами управления (развивать и совершенствовать саму продукцию под потребности рынка).

В России имеется большое количество перспективных для коммерциализации результатов исследований и разработок, но их авторы только в исключительном случае могут стать квалифицированными менеджерами своего бизнеса. Нереализованные запасы передовых технологических разработок насчитывают десятки тысяч. Для их успешного продвижения на российские и зарубежные рынки нужны сотни тысяч специалистов в области реализации нововведений.

До сих пор наблюдается существенный разрыв в жизненном цикле новой продукции и услуг: получаем очень много патентов на идеи, но отсутствует практически отработанный механизм доведения их до производства, товара и потребителя. Между автором идеи, ее разработчиком, производителем и потребителем должно быть еще одно звено, продвигающее новшество по всем этапам и стадиям. Это звено – специалисты по управлению инновациями.

Инноватика - это область знаний, теория и практика организации процессов превращения научно-технических достижений в новые конкурентные технологии, товары и услуги с новыми потребительскими качествами. Она охватывает комплекс компетенций по созданию «моста», соединяющего новые разработки и производственные достижения (рис.1.2).

Рис.1.2. Система междисциплинарной деятельности

Система подготовки специалистов в области знаний по направлению «Инноватика», образовательной программе «Управление инновациями» реализует компетентностный подход и концепцию единства и непрерывности исследований и обучения, экономики, техники и управления для повышения конкурентоспособности организаций.

Система – множество взаимодействующих элементов, составляющих целостную функционирующую структуру. Различными графическими интерпретациями систем является большинство приведенных в конспекте структурно-логических схем и иллюстраций, например рис.1.3.

 
 

 

 


 

 

Рис.1.3. Примеры систем: лента Мёбиуса; организационно-техническая модель Щедровицкого; круги познаний студента и знаний профессионального специалиста

Целью изучения инноватики как области знаний является овладение видами инновационной деятельности, с которыми предстоит работать специалистам по управлению инновациями с квалификацией инженер, инженер-менеджер, менеджер, экономист (рис.1.4).

Задачами изучения инноватики являются:

- формирование целостного представления о новом направлении профессиональной деятельности по менеджменту инноваций;

- освоение видов деятельности и основных правил работы по трансформации новшеств как нематериальных активов в ценности с высокой добавленной стоимостью - инновации/нововведения.

В результате изучения основ инноватики можно будет знать:

- общую характеристику технического, экономического и управленческого (в т.ч. правового) блоков инновационного процесса;

- смысл понятий, связанных с управлением инновациями;

- основные положения системного подхода к управлению нововведениями и целевое назначение инновационной деятельности;

- роль, задачи и отличия специалиста-инноватора и специалиста по управлению инновациями.

 

Рис.1.4. Укрупненная схема области знаний по управлению инновациями

Теория без практики мертва, а практика без теории - слепа. Поэтому важна непрерывная работа, которая начинается с самостоятельного мышления и работы с информацией (рис.1.5):

Накопление источников информации Сбор информации Анализ информации Принятие решения по проблеме
     
Книги, журналы, газеты, Интернет, люди   Опрос потребителей   Применение методов обработки   Доклад, отчет

Рис.1.5. Процедуры работы с информацией

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Надо изначально усвоить следующее:

· Репродуктивное мышление позволяет решать стандартные задачи (уровень профучилища и техникума). Мыслить по шаблону – вернейший способ завалить дело.

· Основные элементы продуктивного творческого мышления – гибкость мышления, легкость генерирования идей, зоркость в поисках проблем.

· Смотреть - не значит видеть. Умение смотреть и увидеть достигается целенаправленной тренировкой. Анализ материала, переструктурирование его и поиск смысла сильно стимулируют мышление и память. Чтобы осознать материал, нужно задавать как можно больше вопросов, сформулировать достаточное количество ассоциаций с усвоенным материалом.

· Чтобы иметь хорошую память, надо чаще ею пользоваться, т.е. тренировать память, развивать алгоритмический и логический типы мышления, формировать исследовательские умения и постоянно обновлять КОНТЕНТ – интеллектуальную собственность, состоящую из знаний. На лекциях и практических занятиях формируются лишь первоначальные познания в обзорном виде.

· Вторую половину собственной базы знаний каждый человек создает самостоятельно, работая с актуальной информацией в библиотеках, Интернете, др. и создавая собственные конфигурации информации (аналитические работы, отдельные разработки, проекты), либо оставляет пустое поле личной профессиональной некомпетентности без перспектив нормального трудоустройства и достойного заработка.

· Самостоятельное творчество должно начаться как можно раньше путем составления мини-проектов, презентаций, справочных систем и приложений баз данных, освоения навыков получения и продвижения инновационных идей разработок через электронное пространство.

 

Ключевыми понятиями в инноватике и сфере управления нововведениями являются:

Новация иной предмет или способ исполнения (ст.414 ГК).

Новшество – это результат интеллектуальной деятельности (РИД), новое решение, потенциальная инновация в виде оформленного результата фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, маркетинговый, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Инновация – первое практическое применение нового научно-технического (технологического), маркетингового, организационно-экономического или иного решения. Инновация создает «качественный» скачок, ломает старые правила, приводит к выходу на пределы системы. Новации и новшества становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения, реализации, доведения до потребителя, первого использования).

Управление - процесс формирования, обоснований и реализации решений (воздействий), обеспечивающих наличие необходимых и достаточных условий для развития (изменений, нововведений) в соответствии с принятыми критериями эффективности.

Управление инновациями преследует цели подготовки и реализации проектов и программ гармоничного развития территорий, капитализации прав интеллектуальной собственности, создания неистощающей, научно обоснованной, ресурсосберегающей экономики и социально ориентированного регионального бизнеса.

Белая книга инноваций – это стратегические идеи по проблематике нововведений/инноваций с целью развития. В Белой книге по вопросам науки, техники и технологии от 1994 г. Европейская комиссия подчеркивает, что инвестиции в образование, научные исследования, содействие изобретениям должны одинаково позитивно оцениваться и рассматриваться как обычные инвестиции.

Зеленая книга по инновациям - принципиальные соображения, касающиеся методов содействия развитию новаторства.

Инновационная деятельность является междисциплинарной сферой и состоит из процессов, направленных на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, т.е. накопленных научных и технических знаний, оригинальных решений, новых технологий, ноу-хау. Ее определяют как «процесс преобразования знаний в реализованную у потребителя новую продукцию и (или) услуги, наиболее полно удовлетворяющие его потребности».

Направления инновационной деятельности связаны с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.

Коммерциализация – «создание стоимости». Она включает в себя все шаги и меры, которые могут дать возврат инвестиций, вложенных в знания, созданные разработчиками: создание активов в виде лицензионных пакетов интеллектуальной собственности (патенты, базовый проект, технологические регламенты) либо создание новых производственных активов.

Определения других значимых терминов (глоссарий) предметной области знаний «Инноватика» приведен также в приложении 3 и в источниках [1, 2, 3, 10] рекомендательного списка литературы.

Миссия профессиональной деятельности менеджера нововведений – управление инновационной деятельностью, коммерциализацией новшеств как результатов научно-технической деятельности (РНТД), объектов собственности и управления; организация диффузных процессов в наукоемких отраслях промышленности передачей (трансфером), бизнес-инкубированием нововведений и др.; инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов, коучинг.

Методами инноватики выявляют особенности формулировки задач развития и формирования системы управления инновационной деятельностью в научно-технических и промышленных организациях, подходы к технологическому аудиту, разработке методов и форм управления инновационными проектами.

Действия субъекта по отношению к объекту собственности есть не что иное как управление этим объектом. Субъект-объектный процесс трансформации новаций и новшеств в инновацию целесообразно начинать с анализа прав на результаты интеллектуальной деятельности и отношений собственности (владения, пользования, распоряжения, хозяйственного ведения, оперативного управления). Собственник может передать право распорядительства, управления объектом менеджеру, управляющему, но контролирует, а в необходимых случаях вмешивается в управление.

Экономическая экспертиза состоит в оценке интеллектуального капитала: стоимости исключительных имущественных прав, связанных с использованием в хозяйственном обороте результатов интеллектуальной деятельности: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания; стоимости иных нематериальных активов: секретов производства (ноу-хау), информационных ресурсов (конструкторская и технологическая документация, отчеты, базы данных) и актива «гудвил», что означает «добрая воля»; оценке инновационного потенциала организации.

Таким образом, обучение навыкам управления инновациями основано на объединении технико-экономических знаний со знаниями по теории и практике управления бизнесом.

С начала XX1 века в России предпринимаются меры по смене тенденции, сложившейся в течение 10-летнего периода 90-х гг., когда молодежь была переориентирована на освоение «новых» модных профессий: бухгалтер, брокер, дилер, а зачастую и киллер [8, с.382].

Все выпускники вузов должны готовиться для инновационной деятельности. Звеном же, которое соединит усилия разработчиков и производителей новой продукции с потребителем нововведений, станут выпускники программ прикладной инноватики. Это – специалисты, вооруженные методологией и инструментарием системного аналитика, инженера, профессионального управляющего проектами. Они готовятся в качестве специалистов:

– по анализу и управлению инновационными проектами;

– по технологическому аудиту и передаче технологий;

– по коммерциализации нововведений и управлению интеллектуальной собственностью;

– риск-менеджеров предприятий;

– руководителей инновационных фирм, заместителей директора средних и крупных предприятий по развитию.

Это интересно, престижно, перспективно: всегда на гребне прогресса и новинок рынка, всегда в гуще классных специалистов и энергичных предпринимателей.

Профессионалы в области управления инновациями могут работать в сферах производства, бизнеса, науки, политики. В специалистах по управлению инновациями заинтересованы:

- предприятия малого бизнеса и научно-производственные объединения;

- исследовательские, конструкторские и проектные организации;

- наукоемкие фирмы и развивающиеся компании;

- инжиниринговые и инновационные центры, агентства и сети;

- инвестиционные департаменты банков;

- региональные государственные и муниципальные органы власти в области промышленной политики и развития территорий.

Инновационный процесс - процесс преобразования научных знаний, результатов интеллектуальной деятельности в инновацию. Главная его черта — обязательное завершение нововведений, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Соотношение между наукой и инновацией можно представить в виде двух частично пересекающихся кругов (рис.1.6).

Научные этапы могут дать хороший проект новшества (теория). Реализация проекта связана с искусством управления инновацией, инновационным проектом нововведения (практика).

 
 

 


Рис.1.6. Развитие жизненных циклов НИР и инноваций в расширение и завершение производства

Промежуток времени между моментом появления и моментом завершения/ликвидации процесса называют «жизненным циклом».

Инновационный процесс заканчивается на стадии роста и переходит в процесс расширения, экспансии на рынке и последующего завершения производства с переходом к следующему циклу нововведения.

 

Задания конкурса мотивационных стимулов:

Где на рис.1.6, по Вашему мнению, начинается жизненный цикл инновационного процесса? Совпадает ли он с периодом работы специалиста по стандарту профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах»?

Укажите на рис. 1.6 зону инвестиционной пропасти - так называемой «долины смерти».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.