Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя культурная политика






Задача внешней культурной политики – защита своей культуры от иностранного воздействия.

Защита культуры не адекватна культурной изоляции. Культурная изоляция ведет к окостенению картины мира.

Внешняя культурная политика направлена на:

- ограждение отечественной культуры от внешних деформирующих воздействий более " сильных" или агрессивных культур иностранных государств;

- пропаганду важнейших направлений культуры за рубежом.

Один из последних примеров внешней культурной политики – открытие нового круглосуточного телеканала Russia Today. Он будет вещать на английском языке. Телеканал будет работать на создание положительного образа России за рубежом.

Важное направление внешней культурной политики – иностранный туризм. Интуристы не слишком жалуют нашу страну. В Санкт-Петербурге, например, в 2005 году по сравнению с маем 2004 года число иностранных туристов сократилось почти на треть. Причин здесь много. В том числе, слишком высокие цены на туристические услуги. Для того, чтобы посетить Петербург, иностранцу надо потратить в два раза больше денег, чем для поездки в любую другую столицу Европы.

За последние 2-3 года туры в северную столицу подорожали в среднем на 30 процентов, и сейчас цена путевки может превышать 1000 евро. Заметнее всего дорожают услуги гостиниц и перелет.

Еще одна проблема – участившиеся случаи нападения на иностранцев. Сотрудники городского Комитета по вопросам законности и правопорядка начали готовить программу по обеспечению безопасности туристов. В обширном списке мероприятий есть и " тревожная кнопка". В случае опасности турист наживает на нее, и сразу же появляется милиционер-спаситель. Специалисты, правда, скептически относятся к новшеству. По технологии мобильной сигнализации нельзя отходить от антенны дальше, чем на 200-500 метров. Свободная переносная " тревожная кнопка" требует огромных финансовых влияний (турист, кстати, за " кнопку" должен дополнительно платить).

Значительное место во внешней культурной политике занимают вопросы реституции.

В международном праве под реституцией понимают возвращение одним государством другому имущества, незаконно захваченного им во время войны.

В гражданском праве реституция рассматривается как взаимный возврат заключившими договор сторонами всего полученного ими по договору в случае признания договора недействительным.

Реституция – серьезная, болезненно решаемая проблема. Особенно это касается взаимоотношений России и Германии. Известно, что во время второй мировой войны в Россию было вывезено немало ценностей.

Всего в России выявлено 250 тысяч ценностей, подлежащих реституции (в свое время СССР, по решению ЦК КПСС, передал ГДР около 2 миллионов единиц хранения).

Один из самых спорных и острых вопрос последнего времени – Балдинская коллекция. Ее история – лучшая иллюстрация трудностей на пути реституции.

Балдинская коллекция получила свое название по имени советского офицера Балдина. Он вывез в 45 году из Германии произведения искусства. Они хранились в закрытых фондах и были недоступны общественности. В 1991 году коллекция была передана на баланс Министерства культуры СССР (Министерство тогда возглавлял противник любого возвращения перемещенных ценностей Николай Губенко) и отправлена в Эрмитаж.

Но к этому времени Эрмитаж изменил свою культурную политику. Он оказался едва ли не самым открытым музеем страны.

В 1993 году Балдинскую коллекцию показали на выставке, напечатали каталог, открыли для немецких специалистов. Через год госкомиссия по реституции культурных ценностей решила считать возможным возвращение Балдинской части коллекции бременской Кунстхалле правительству ФРГ. Мнение комиссии не было принято во внимание, поскольку не было закона о реституции. Закон приняли в 1999 году. Согласно закону, коллекция подлежала передаче германской стороне. Конституционный суд РФ подтвердил эту позицию – вопрос должен быть урегулирован законом " О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Новый министр культуры М.Е.Швыдкой объявил дату передачи коллекции – 29 марта 2003 года. Коллекция была срочно упакована и вывезена из Эрмитажа в Москву, выставлена в Музее архитектуры. Были выделены 20 листов, которые в знак доброй воли останутся в России.

Все ждали последнего акта затянувшейся пьесы. Но тут вмешалась общественность во главе с Николаем Губенко. Они отстояли коллекцию.

Новый виток с Балдинской коллекцией связан с новым министром А.С.Соколовым. Он объявил решение Швыдкого о передаче примером скороспелого вердикта. По мнению Соколова, Балдинская коллекция не попадает под закон " О перемещенных ценностях". Россия не возвратит ее Германии.

Как дальше будут развиваться события – трудно сказать. Многие эксперты полагают, что у России нет права оставлять Балдинскую коллекцию. По акту дарения это право не наступило, так как дарителю Балдину эта коллекция не принадлежала. На коллекцию нельзя претендовать и в силу приобретательной давности. Время отсчитывается, если коллекция хранится открыто. Наконец, Россия может не возвращать вещи, принадлежавшие военным преступникам, но музей Кунстхалле города Бремена не какой-нибудь Герман Геринг.

Рано или поздно коллекция, скорее всего, вернется в Германию (20 работ, примерно четверть коллекции, останутся в Эрмитаже как возмещение за хранение).

Претензии к перемещенным ценностям есть не только у иностранных государств к России, но и у России, и у российских граждан.

В России, например, объявилась наследница известного коллекционера Яна Поплавского. Ян Поплавский – поляк, жил в России, в 1924 году вывез свое собрание фламандской и голландской средневековой живописи в Варшаву. Умер в Польше в 1935 году. Его коллекция – гордость Национального музея в Варшаве.

Наследница Поплавского (жительница Санкт-Петербурга Е.Орлова-Глонбская, двоюродная внучка Поплавского) пытается отсудить у Польши коллекцию картин ее предка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.