Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «культурная политика».






В «Основах Законодательства РФ о культуре» Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) определяется как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культура, а так же сама деятельность государства в области культуры. Это определение полностью коррелирует с тем пониманием культурной политики, которое было выработано на дискуссии в Монако, проведенной 24 странами-участницами ЮНЕСКО в 1967 году и где последняя определялась как «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». Под процедурами здесь понимается «вся сумма сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время».

Представляется существенным, что в данных дефинициях имплицитно присутствует, но не оговаривается дифференциация между управлением культурными процессами, которое представляет комплекс оперативных действий по решению актуальных проблем существующих институтов, связанных с процессом воспроизводства культуры, и культурной политика как таковой. Между тем, этот аспект необходимо иметь в виду, так как культурная политика и оперативное управление текущими процессами обладают различной стратегией и тактикой, а так же целями, задачами, методами и инструментами управленческой деятельности.[2]

Определение культурной политики как системы мероприятий, направленных на обдуманную корректировку общего содержания культуры, естественно, является предельно общим, не учитывающим специфику и тип государственного устройства, даже в таких наиболее общих его формах, как демократия или автократия. Между тем, специфика культурной политики определяется спецификой самой культуры. Культура обобщает исторический опыт существования общества и аккумулирует его в виде ценностных ориентаций, на их основе формирует социокультурные нормы и образцы социально приемлемого поведения, формирует образ идентичности народу и обеспечивает его воспроизводство, обеспечивает социальные и коммуникативные связи в обществе. Процессы динамики культуры подчиняются ее собственной логике саморазвития, всегда специфичной. Конечно, этими процессами управлять с помощью культурной политики можно, а в условиях сложных социальных систем – и необходимо, однако, соблюдая при этом большую осторожность, согласуясь с особенностями данной культуры, ориентируясь на закономерности ее развития и руководствуясь принципами постепенности, ограниченности и согласованности с цивилизационной спецификой.[3]

Эти принципы управления сферой культуры являются универсальными, не зависящими от специфики политической и идеологической стратегии и тактики государства. А вот цели и задачи уже напрямую соотносятся с политикой и идеологией. В значительной мере особенности культурной политики зависят от того, кто является ее главным субъектом – общество или государство, корректирующее социокультурную активность общества. При этом интересы этих субъектов политики могут не только не совпадать, но и вступать в явные противоречия. Большей степени это характерно для автократических режимов, однако, и в демократических государствах интересы всего общества правящими структурами полностью не воплощаются никогда, о чем свидетельствует существование в любом демократическом государстве достаточно представительной оппозиции. Вопрос о субъекте или субъектах культурной политики отнюдь не является теоретическим – от того, насколько согласованно осуществляются действия по оптимизации всех ресурсов общества – как духовных, так и материальных – зависит и специфика развития его культуры.

В результате реструктуризации культурный комплекс Российской Федерации на начало 2006 года остается сложной и многоуровневой системой, включающей 103, 7 тысяч учреждений культуры, 948 организаций исполнительских искусств, 12, 9 тысяч организаций кинематографии. В его состав входит также более 25 тысяч недвижимых памятников истории и культуры федерального значения, находящиеся на государственной охране.

Органической частью комплекса являются 6 тысяч образовательных учреждений дополнительного, среднего специального и высшего образования, занятых подготовкой специалистов в области культуры, искусства и кинематографии, а также 6 научных институтов, обеспечивающих разработку проблем истории и стратегии развития комплекса на предстоящие годы.

Указанные учреждения находятся в ведении различных министерств, ведомств и общественных организаций, хотя большая их часть сосредоточена в государственных и муниципальных органах культуры. В их руках более 97 процентов общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений, 97, 3 процентов театров, 96, 5 процентов музеев. Административно-территориальное устройство Российской Федерации определило структуру управления государственными и муниципальными учреждениями культуры. Из 123, 6 тысяч организаций в федеральном ведении состоит лишь 338, органов власти субъектов Российской федерации – свыше 2, 0 тысяч, муниципальных органов – около 118 тысяч. На работе в этих учреждениях занято почти 600 тысяч человек, в том числе федеральных – около 45, 0 тысяч. Кроме того, в образовательных учреждениях культуры работает свыше 179 тысяч педагогов и других специалистов, в научных – 1, 3 тысяч и в прочих организациях культуры 24, 4 тысяч. Таким образом, общая численность работников культурного комплекса России на начало 2006 года насчитывает свыше 800 тысяч работников; из которых около одного процента составляет аппарат органов власти федерального, регионального и муниципального управления.

Основами законодательства Российской федерации «О культуре», принятыми в октябре 1992 года установлено, что основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование.[4]

Законом было определено, что на эти цели должно ежегодно направляться не менее 2 процентов средств федерального бюджета и не менее 6 процентов средств региональных и местных бюджетов. Однако, не считая культуру приоритетным направлением государственной политики, ни федеральный центр, ни региональные и муниципальные власти в истекшие годы не обеспечили выполнение этой нормы закона. В общей сумме расходов федерального бюджета ассигнования на культуру, искусство и кинематографию ежегодно выделялись в пределах 0, 9-1, 1 процента, в региональных бюджетах в среднем 1, 3-1, 5 процента, в местных бюджетах – 3, 0-3, 2 процента. Хроническое недофинансирование культурного комплекса стало непреодолимым препятствием к доведению заработной платы работников культуры до размера, достигнутого в среднем по экономике страны, обновлению книжных фондов библиотек в соответствии с мировыми стандартами, пополнению музейных фондов и созданию действенной системы их сохранности, внедрению информационно-коммуникационных технологий необходимых для модернизации деятельности культурных институтов и укреплению их материально-технической базы. Достаточно отметить, что на приобретение оборудования в среднем на одно учреждение культуры выделялось менее 10 тысяч рублей, а на капитальный ремонт – 24 тысячи рублей.

Существенного сдвига в государственной политике в области финансирования культуры не произошло и после стабилизации экономической ситуации в стране и накопления финансовых ресурсов. Более того, федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.04 решено признать утратившей силу статью 45 Основ законодательства о культуре, устанавливающую принципы и нормы финансирования культуры и культурной деятельности. Следует также отметить, что степень участия органов власти различных уровней в выделении средств на сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала страны не соответствует финансовым возможностям их бюджетов. Так, доля федерального центра в общем объеме средств, выделяемых в консолидированном бюджете на культуру в последние годы составляла лишь 20-25 процентов этих расходов, региональных органов власти 30-35 процентов, муниципальных органов, неудовлетворительное состояние бюджетов которых общеизвестно – 40-45 процентов.[5]

Из региональных бюджетов поддерживаются прежде всего театры, концертные коллективы, цирки и другие организации исполнительских искусств (38, 7 процента), библиотеки и музеи (28, 8 процента), а также финансируется программная деятельность органов культуры.

Ресурсы местных (муниципальных) бюджетов направляются, главным образом, на поддержку деятельности клубных учреждений (52, 4 процента), библиотек (22, 8 процента), а также на программные цели (14, 4 процента)

Столь существенные различия в структуре бюджетов связано прежде всего с составом сети культурных институтов, находящихся в ведении различных органов власти.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.