Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Результаты анализа объекта экспертизы.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

комиссии государственной экологической экспертизы Министерства охраны природы РС(Я) по материалам, обосновывающим продление срока действия положительного заключения ГЭЭ N 616 от 18.12.2001г. по ТЭО-ПРОЕКТУ «Обустройство участка ОПЭ Талаканского газонефтяного месторождения», представленному ОАО ННГК " Саханефтегаз", разработанному институтом " ТомскНИПИнефть"

 

26.02.2002 г. N 56 г. Якутск

Экспертная комиссия, образованная приказом УГЭЭ N 54 от 26.02.2002г., рассмотрела материалы, обосновывающие продление срока действия положительного Заключения ГЭЭ N 616 от 18.12.2001г. по ТЭО-ПРОЕКТУ «Обустройство участка ОПЭ Талаканского газонефтяного месторождения», представленному ОАО ННГК " Саханефтегаз", разработанному институтом " ТомскНИПИнефть"

 

I. Предмет рассмотрения.

На рассмотрение комиссии государственной экологической экспертизы представлены следующие материалы:

- письмо-обоснование от 05.11.02г. № 3401/05 вице-президента ННГК «Саханефтегаз» А.И. Матвеева и.о. министра охраны природы РС(Я) В.И. Архипову

- Ответы ОАО «Томкнефтехим» на замечания государственной экологической экспертизы РС (Я) к разделу ООС и ОВОС по ТЭО-проекту «Обустройство участка ОПЭ Талаканского ГНМ»

II. История вопроса и содержание материалов.

Ответы

на замечания государственной экологической экспертизы РС (Я)

(приложение 6) к разделу ООС и ОВОС по ТЭО-проекту «Обустройства участка ОПЭ Талаканского ГНМ

 

 

Замечания экспертной комиссии   Ответы ОАО «Томкнефтехим»
1.Необходимо пояснить, как в условиях грубой планировки поверхности на этапе биологической рекультивации (Том 15, книги 1, 2) будет осуществляться внесение минеральных удобрений и посев многолетних трав? Тем более при закреплении откосов автодорог. Технологическая схема не прописана. Лучше осуществлять посев районированных сортов многолетних трав (регнерия ленская, волоснец сибирский и др.).   1. Укрепление откосов автодорог должно выполняться согласно " Технологическим картам трудовых процессов. Строительство автомобильных дорог ", в которых указаны типы машин и механизмов и способы их применения. В рабочей документации будет учтена рекомендация по применению сортов многолетних трав (регнерия ленская, волонец сибирский)  
2. Необходимо обосновать исключение из экологического блока ОВОС характеристики энтомофауны (том. 16, книга 1), в том числе и в аспекте прогноза воздействия.   2. К сожалению, имеющиеся нормативные документы (Закон «Об.экологической экспертизе»; СП 11-101-95; СНиП 11-02-96; СП 11-102-97; Основные положения. М.: 1998; Приказ ГК РФ ПО ООС №372 от 16.05.00) не дают четкого перечня объектов, в частности животного мира, воздействие на которых должно найти отражение в ОВОС. Включением энтомофауны не решит вопроса отражения всего многообразие животного мира, вне документа останутся арахнофауна, вильмофауна и т.д. В практике разработки раздела ОВОС основное внимание уделяется тем составляющим биотической среды, по которым нормативные документы позволяют определить размер ущерба в денежном выражении (млекопитающие, птицы, рыбы). Расширение этого списка необходимо, когда речь едет об угрозе существования какого либо вида или популяции. В данном случае площади отторжения относительно не велики, и вопроса угрозы «исчезновения» не стоит. По этой причине оценка состояния и влияние объекта на энтомофауну не рассматривались. При этом в составе раздела рассмотрены амфибии и пресмыкающиеся, так как узкоареальные, в пределах Якутии, представители этой группу могут быть потенциально включены в региональную Красную книгу.
3. В цветных картосхемах (Том 16, кн. 1, рис.4.1., 13.1 и т.д.) надо указать масштаб. 3.Принимается. Необходимые дополнения в рисунки внесены
4. Выделение подтипа иловато глеевых почв в типе перегнойно- карбонатных не предусмотренно классификационной схемой (Том 16, кн.1).   4-Принимается. Техническая опечатка. Следует читать: в типе перегнойно-карбонатных почв на участке ТГНМ выделяются два подтипа: типичные и выщелоченные, которые могут быть обычными и щебнистыми. Исправленная таблица 13.1 «Систематика почв Талаканского месторождения» прилагается в приложении 17.  
  5. В ТЭО обоснованно отмечается реальная опасность лесных пожаров. Комиссия считает необходимым предусмотреть дополнительные меры предупредительного характера, которые должны быть уточнены с привлечением министерств и ведомств. Нас должна беспокоить ситуация аварийного характера, поэтому мы должны исходить из экстремальных характеристик пожароопасности: максимально зафиксированное число пожаров в год 121, выгоревшая площадь до 74 000 га, ее аномальные значения имеют место почти каждые 10 лет. Напомним, что леса района относятся к высшей степени пожароопасности. После запуска промысла на полную мощность и заселения вахтового поселка число возгораний, как показывает опыт относительно обжитых районов, возрастет как минимум в несколько раз. Нельзя не учитывать и грозовую деятельность: промысел находится на основной траектории движения летних циклонов, сопровождающихся грозами и вследствие этого в одном из 4 основных очагов грозовой деятельности в РС(Я). 5. Мы согласны с озабоченностью экспертов состоянием пожароопасности лесов в регионе. В проекте предусмотрено пожарное депо на 3 выезда, а также оградительная полоса согласно существующим нормативам. Кроме того, рекомендован режим работы строителей и эксплуатационников, который при его соблюдении, фактически не дает возможности названным категориям находится вне производственной территории. Кроме того, на промысел планируются ежедневные полеты вертолетов с грузами, во время которых летчики и пассажиры могут отслеживать очаги возгораний или очага лесных пожаров в зоне видимости по трассе магистрального нефтепровода Талакан-Витим, а также территории участка ОПЭ ТГНМ. В зависимости от масштабов пожаров, последние могут ликвидироваться либо штатом промысла, либо будет сообщено в пожарную Службу РС(Я).    
  6. Необходимо продолжить инженерно-геологические и геокриологические изыскания с целью обеспечения их объема и полноты исходя из требований нормативных документов.   7. Раздел «Оценка воздействия инженерных сооружений на геокриологические условия» не включенный в состав работ по выполнению ОВОС, должен найти отражение в программе экологического мониторинга предприятия.   6. Принимается. Инженерно-геологические и геокриологические изыскания выполняются силами ГУП «ЯкутТИСИЗ» под стадию «Р», по результатам которых будут приняты конкретные конструктивные решения по уточнению размещения объектов и строительству фундаментов. 7.В составе раздела ОВОС имеется глава 1.2 «Изменение геокриологических условий при освоении» Том. 16. книга 2., что соответствует предъявляемым к составлению раздела проекта ОВОС требованиям (СП 11-101-95; СП 11-102- 97). Мы разделяем точку зрения о важности обеспечении безопасности криосферы, в разделе 3 «Программа инженерно- экологического и экологического мониторинга» Т. 16 кн. 2 глава 3 предусматривается контроль за состоянием криосферы, как элемента окружающей среды.    
  8. Необходимо оценить карстоопасность территории и дать рекомендации по борьбе с карстообразованием на участках зон их вероятного проявления   8.Проявления карстообразования на конкретной территории участка ОПЭ Талаканского ГНМ не отмечены. Соответственно влияния этих процессов не рассматривалась, в соответствующем разделе.    
  9. Как показывает опыт обустройства и эксплуатации месторождений газа и нефти на севере Тюмени и в Якутии, освоение промыслов, как правило, сопровождается сравнительно быстрым и глубоким изменением геокриологических условий территории. Поэтому для обеспечения нормальной, безаварийной работы объектов комплекса необходим постоянный контроль за состоянием инженерных сооружений и динамикой инженерно-геокриологических процессов и условий (мониторинг). Это должно быть предусмотрено в проекте заранее.   9.В том. 16 кн. 2 гл. 3 приводится программа инженерно-экологического и экологического мониторинга, где имеется раздел «Контроль за состоянием геокриологической обстановки». В производственной структуре ТГНМ в службе главного инженера проектом предусматривается должность инженера - эколога, который по должностным обязанностям будет осуществлять контроль за состоянием грунтов вокруг зданий и сооружений в рамках Программы экологического мониторинга, которую должен разработать недропользователь в отдельном порядке с согласованием в Министерстве экологии РС(Я).    
  10. На стр. 16 разд. 1.2 том 16 указывается на то, что протаивание грунтов после нарушений возрастает в 2-2.5 раза или 1, 8-2 раза. Здесь же приводятся «обычная» глубина протаивания грунтов 0, 5-0, 7 м., но после нарушений достигать в песках 3, 5 м, а в супесях 2, 0-2, 6 м. Здесь глубина протаивания явно не укладывается в увеличение 1.8—2.5 раза.   10.Увеличение сезонного протаивания в 1.8 - 2.5 раза в отдельных случаях (при высокой теплопроводности грунтов) может быть превышена и достигать в 3-4 раза. Об этом есть прямые указания на стр. 16 кн.2 том 16.      
  11. По карте районирования территории Талаканского месторождения по степени опасности экзогенного рельефообразования - в тексте не приводятся количественные критерии оценок.   11. Качественные критерии выделения отличающихся по опасности экзогенного рельеофообразования площадей приведены на стр. 18-20. На данном этапе изученности введение количественных критериев преждевременно и будет возможно лишь после проведения планируемых на будущее специальных исследований.    
  12. На карте выделены типы урочищ очень пологих склонов с лиственничниками брусничными. Однако на переходе к очень пологим склонам должны существовать замаренные лиственничники зеленомошные и сфагновые с ерниками представляющие важный рубеж в ландшафтной структуре рассматриваемого района. Именно по этим комплексам отмечаются границы мерзлотных ландшафтов. Однако учитывая трудность картографического отображения, как с методической так и картографической стороны, этот факт нужно отметить в отдельной пояснительной записке к ТЭО, если таковая будет   12.Принимается. Ниже приводится исправленный текст. В ландшафтной структуре рассматриваемого участка необходимо отметить существование замаренных лиственничников зеленомошных и сфагновых с ерниками при переходе от мелких долин и ложбин стока к очень пологим склонам. Данные ландшафтные комплексы представляют важный рубеж в области прерывистого и островного распространения ММП, т.к по этим урочищам проводятся границы мерзлотных ландшафтов. Под мерзлотным ландшафтом понимается относительно однородное природное образование, функционирующее под воздействием криогенеза, с определенными, закономерными только для него сочетаниями мерзлотных характеристик. Однако выделение данного типа урочищ на ландшафтной карте масштаба 1: 25000 затруднено, как с методической, так и с картосоставительской стороны.    
  13. В таблице 1.11.2 раздел 1.2 кн.2 том 16 приведен Нерюнгринский улус.     13. Приносим свои извинения за допущенную техническую опечатку. Следует читать - Ленский улус. Исправленный вариант табл. 1.11.2 прилагается    
  14. На рнс.1 раздела 5, кн 1, том 2 изыскательские скважины с положительными и отрицательными температурами перепутаны.   14. В документацию внесены поправки.    
  15. Не уделено внимание технологии горных работ при строительстве карьера; предусмотрено ли применение буровзрывных работ;   15. При вскрышных работах на карьерах грунтов буровзрывные работы не предусмотрены.    
  16. При расчете вредных выбросов в атмосферу не учтено выделение пыли от распиловки материалов.   16-ТЭО-проектом не предусмотрен дерево- обрабатывающий цех. При обустройстве ТГНМ распиловка материалов будет носить случайный эпизодический характер, воздействие на ПС неорганизованное, локальное, мизерное, расчету не подлежит, ч-да-    
  17. Расчет выбросов загрязняющих веществ от сжигания топлива в ДЭС и буровых установках с дизельным приводом также проведены по отмененной методике. С 14.02.2001 г введена " Методика расчета выбросов 3В в атмосферу от стационарных дизельных установок". С-Птб. 2001г   17. Замечание принимается. Расчёт выбросов 3В от сжигания топлива в ДЭС и буровых установках с дизельным приводом проведена по рекомендованной методике. Расчет прилагается (см. приложение 18).    
  18. Необходимо провести расчет выбросов пыли при работе буровых установок.   18. Расчёт выбросов пыли при работе буровых установок проведён и представлен в приложении 19.    
  19. По представленным материалам не ясно, где складируются и как используются буровые растворы и выбранная порода (складируется, используется повторно, закачивается в поглотительные скважины) и какие способы утилизации этих отходов предполагается использовать.     19.Для сбора отработанного бурового раствора, выбуренной породы (шлама) и ливневых вод сооружается земляной (шламовый) амбар. Размеры амбара определяются из расчета объема отходов бурения на скважину (350 м3). По окончании строительства скважины предусмотрено осветление отходов бурения в шламовом амбаре методом реагентной коагуляции (сульфат алюминия) и флокуляции (полиакриламид). Расход коагулянта составляет 0.6 кг/м, флокулянта - 0.06 кг/м3. Осветленная жидкая фаза откачивается в нефтепромысловый коллектор. Оставшаяся в шламовом амбаре твердая фаза (шлам), отверждается эффективным отверждающим составом «Роса-1». Расход. состава составляет 7 % к объему шлама. Отвержденный шлам и твердая фаза бурового раствора засыпаются минеральным грунтом в шламовом амбаре при рекультивации.    
  20. В работе (том 15, табл. 15.3) неверно применён коэффициент размещения Кр=0.3 - согласно неутверждённой Минюстом РФ «Методики...» (1997 г.). Следует исходить из требований Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и основаны на «Базовых нормативах платы за выбросы, сбросы 3В в окружающую природную среду, размещение отходов...», утверждённых Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992 года. При производстве расчётов с 1 января 2001 г. следует руководствоваться Постановлением Правительства РС(Я) от 13.02.2000г. №80 «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды в 2001 году», в соответствии с которым на территории РС(Я) устанавливается коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории РС(Я) в 94 раза к базовым нормативам платы..     20.3амечание принимается частично. Коэффициент размещения Кр=0.3 применён в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», разработанными на основании Постановления Правительства РФ №632 от 28.08.92. п.6 Правительства РФ №632 от 28.08.92, п.б (министерству экологии и природных ресурсов РФ разработать по согласованию с министерством экономики РФ и министерством финансов РФ и утвердить инструктивно-методические документы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды...). «Инструктивно- методические указания...» были разработаны, согласованы с министерством экономики и министерством финансов, утверждены министром экологии и природных ресурсов 26.01.93 года, зарегистрированы в Минюсте России 24.03.93 №190. При производстве расчётов платы использовали коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды = 94, но неверно сослались на постановление главы областной администрации Томской области, при этом следует читать: «в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) №80 от 13.02.2000г».    
  21. Ссылка на ГОСТы по рекультивации земель как на действующие нормативные документы по расчётам платы за размещение отходов неверна (стр.36, том 15, кн.1, часть 1).   21. Замечание принимается. Следует читать ссылку на литературу [13, 14].      
  22. С целью минимизации воздействия на ОПС рассмотреть возможность использования вахтового поселка для проживания строителей.   22-Предложение принимается. В ТЭО-проект внесено изменение по размещению временного вахтового поселка на общей территории с постоянным вахтовым поселком, (см. генплан промзоны, арх. № 15767, книга 2 том 26).    
       

 

 

III. Результаты анализа объекта экспертизы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Санитарно-защитные зоны | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.