Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок-модуль 2. Основные теории психического развития






Тема. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка

Психоаналитическая теория: неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности.

Эрик Эриксон: личность - результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э.Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже.

 

Методические указания: ознакомиться с психоаналитическими теориями, эпигенетической и генетической теориями, овладеть системой понятий по данной теме.

 

 

Терминологический тезаурус: аккомодация, ассимиляция, генетическая психология, детский психоанализ, идентичность, интеллектуальное развитие, когнитивное развитие, конфликт, психоаналитическая теория, психосексуальное развитие, эгоцентризм детского мышления, эпигенетическая теория.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные положения психоаналитической теории?

2. В чем суть понятий понятий «групповая идентичность» и «эго-идентичность»?

3. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?

4. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»?

5. Что такое эгоцентризм детского мышления?

Литература:

Основная:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000. – С.76-122, 162-215.

2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55.

Дополнительная:

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

4. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб., 2000.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М., 2003.

6. Фрейд.А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-Пб., 2001.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.