Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биогенетические и социогенетические концепции. Теория конвергенции двух факторов






 

Теория рекапитуляции Стенли Холла: онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. Карл Бюлер: в основе психического развития - врожденные структуры, самораскрывающиеся в процессе жизни. Основатели бихевиористской концепции Джон Уотсон и Эдвард Торндайк: психическое развитие отождествляется с научением. Теория оперантного научения Берхауза Фредерика Скиннера: воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Вильям Штерн: психическое развитие - саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок (теория конвергенции двух факторов).

 

Методические указания: выделить различные теории психического развития; получить представление о биогенетической и социогенетической концепциях; осознать сущность теории конвергенции двух факторов и уметь анализировать и сравнивать различные концепции развития, осознать роль этих теорий в возрастной психологии.

Терминологический тезаурус: бихевиоризм, научение, конвергенция, оперантное поведение, рекапитуляция, саморазвертывание задатков.

Контрольные вопросы:

1. В чем сходство и различие биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?

2. Какова сущность теории конвергенции двух факторов?

3. Назовите представителей биогенетической концепции.

4. Назовите сторонников социогенетической концепции.

 

2. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка

Психоаналитическая теория: неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности.

Эрик Эриксон: личность - результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э.Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже.

Методические указания: выделить психоаналитические теории, эпигенетическую и генетическую теории, овладеть системой понятий по данной теме, уметь анализировать и сравнивать теории возрастной психологии.

Терминологический тезаурус: аккомодация, ассимиляция, генетическая психология, детский психоанализ, идентичность, интеллектуальное развитие, когнитивное развитие, конфликт, психоаналитическая теория, психосексуальное развитие, эгоцентризм детского мышления, эпигенетическая теория.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные положения психоаналитической теории?

2. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?

3. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»?

4. Что такое эгоцентризм детского мышления?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.