Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновация: понятие, функции, классификация.






Как новую экономическую категорию термин «инновация» ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии, т.е. вопросы инноваций, и дал полное описание инновационного процесса.

Под инновацией Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in – в и novus – новый). По содержанию термины «инновация» и «нововведение» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Поэтому как материальный продукт инновации (нововведения) отождествляются с новшествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т.д.), во втором значении новшества трактуются как результат процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имеющего четко выраженные стадии и этапы.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком. Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Отличительные признаки открытия и инновации:

1. Открытие и изобретение делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация всегда ставит своей целью получить любую осязаемую выгоду.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска.

Инновация также характеризуется такими родственными терминами, как инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный потенциал и потенциал инновации. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения новшеством определенных этапов, циклов. Инновационная деятельность – это различные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.

Инновационный потенциал – это готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей.

Потенциал инновации трактуется как ожидаемый уровень научно-технической, экономической и экологической эффективности ее реализации, а также возможности ее совершенствования (модификации, модернизации) и широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, предприятия) и отдельных новшеств (изделий, технологических процессов, методов производства и управления).

Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого были приняты два типа технологических инноваций:

· продуктовая инновация;

· процессная инновация.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида: базисная продуктовая инновация и улучшающая продуктовая инновация.

Процессная инновация представляет собой освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции.

Выделяют основные функции инновации, которые отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе: воспроизводственная, инвестиционная, стимулирующая.

Получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Стимулирующая функция инновации заключается в том, что получение прибыли от инновации служит стимулом для предпринимателя к новым инновация, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.

Системная классификация инноваций была предложена И.Т. Балабановым. По мнению Балабанова, систему классификационных признаков образуют три основных момента: цель, форма и место применения.

Согласно целевому признаку инновации бывают кризисные и инновации развития. Кризисная инновация направлена на ликвидацию организационного, производственного, экономического или финансового кризиса данного хозяйствующего субъекта. Возникает текущая потребность в инновации, вызванная наличием кризиса и необходимость немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений.

Целью инновации развития является повышение конкурентоспособности продукта и всего хозяйствующего субъекта в будущем, т.е. возникает стратегическая потребность в инновации на перспективу.

По внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме: продукта и операции. Инновация в форме продукта представляет собой результат инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье и т.д.). Инновация в форме операции представляет собой результат инновации, направленный на осуществление определенного действия и выраженный определенными правилами, инструкциями, условиями действия (технология производства, формы торговли, финансовые операции и т.д.).

Структурный классификационный признак показывает для какой сферы экономики предназначена инновация. По данному признаку выделяются производственно-торговые, социально-экономические, финансовые и управленческие инновации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.