Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К л а с с (170 часов). Содержание, часы Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) 1






 

(5 час. х 34 нед.)

 

Содержание, часы Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий)
1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе). Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). „Неопределяемые“ (неприводимые к сильной позиции) фонемы. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой –с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга). 23 часа   Дополнительный материал для факультативного изучения. Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдения).   Определение состава слова (простейшие случаи). Определение сильных и слабых позиций звуков. Наблюдение над рядами позиционно чередующихся звуков в разных частях основы. Определение фонемного состава значимых частей основы слова. Повторение приемов приведения звука к сильной позиции (нахождение главного представителя фонемы) – путем изменения (если орфограмма в основе), путем подбора родственных слов (если орфограмма в корне). Применение общего орфографического правила (приведения фонемы к сильной позиции) для орфограмм в приставках и суффиксах (типовые случаи). Применение общего орфографического правила для проверки орфограмм непроизносимых согласных. Моделирование и применение общего алгоритма проверки орфограмм слабых позиций во всех частях основы слова. Упражнения на освоение правил правописания слов с приставкой и слов с буквой –з перед согласной в начале слова. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач во всех частях основы. Списывание текстов по алгоритму.
2. Окончание как значимая часть слова. Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков. Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами. Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки. 23 часа   Дополнительный материал для факультативного изучения. Определение падежа с помощью падежных вопросов.   Наблюдение над функциями окончаний слов, называющих предметы и признаки. Моделирование: отражение этих функций на моделях слов данных типов. Составление таблицы падежей. Определение падежа слова в словосочетании с помощью подстановки падежного изменения слова стена. Наблюдения над употреблением предлогов с различными падежами. Различение предлогов и приставок. Наблюдения над особенностями употребления падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами, самостоятельное употребление их в связной устной и письменной речи. Анализ и подсчет наборов окончаний слов, называющих предметы. Различение этих наборов по именительному падежу. Упражнения на освоение правила употребления буквы Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Определение рода, числа и падежа слов, называющих признаки.
3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, «закону русского письма». Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). „Проверочные слова“ для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа.Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях. 21 час 13 часов - резерв   Дополнительный материал для факультативного изучения. Отличительные особенности окончаний (в сравнении со значимыми частями основы).   Наблюдения над позиционным чередованием звуков в окончаниях и соответствием букв в них «закону русского письма». Моделирование алгоритма общего способа проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Упражнения на применение общего способа проверки орфограмм в падежных окончаниях. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Списывание текстов по алгоритму.
4. Нефонемные написания в падежных окончаниях. Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе — в гербарии, в стене — в армии и т.п.). Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы < о> в слабой позиции буквой Е после шипящих и Ц. Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний. 19 часов   Дополнительный материал для факультативного изучения. Общее и частные орфографические правила. Наблюдения над написаниями, нарушающими «закон письма». Моделирование схем, отражающих правила их правописания. Упражнения на освоение нефонемных написаний в падежных окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Списывание текстов по алгоритму.
5. Правописание личных окончаний. Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе – указание на число и род, во множественном – только на число).Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы – отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс - ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма. Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях. Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов с приставками. 35 часов Дополнительный материал для факультативного изучения. Особые случаи спряжения (свистит — свищет, блестит — блещет и др).   Наблюдения над позиционным чередованием звуков в личных окончаниях и соответствием букв в них «закону русского письма». Моделирование алгоритма общего способа проверки орфограмм слабых позиций в личных окончаниях слов, называющих предметы и признаки. Наблюдения над особенностями 2-х типов спряжения слов, называющих действия. Моделирование алгоритма определения спряжения с опорой на их признаки. Упражнения на применение общего способа проверки орфограмм в личных окончаниях и определение спряжения. Упражнения на освоения орфограммы в формах на -ться, -тся. Письмо под диктовку с последовательной постановкой и решением орфографических задач в окончаниях слов, называющих действия. Списывание текстов по алгоритму.
6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем (звуков). Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем (звуков). Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов. Орфограммы, связанные с обозначением фонем (звуков). Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение). Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с „двойной проверкой“ (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения). Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). „Непроверяемые“ орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании. 28 часов 8 часов - резерв Различение разных типов и видов орфограмм.Моделирование классификации орфограмм и общего алгоритма их проверки. Упражнения на проверку изученных типов и видов орфограмм. Анализ устройства орфографического справочника. Использование его для решения орфографических задач, повторения и систематизации изученных правил правописания, работы над ошибками после проверочных работ. Письмо под диктовку текстов с изученными орфограммами. Списывание текстов по алгоритму.
7. Развитие речи. Многозначность слова. Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Антонимы, их стилистическая функция в поэтической речи. Устаревшие слова. Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина). Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек. Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану. Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса. Сочинение по серии сюжетных картинок.   Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Различение многозначных слов и омонимов с помощью толкового словаря. Наблюдения над употреблением синонимов и антонимов в художественной речи, образных выражений. Наблюдение над употреблением в разговорной и художественной речи пословиц и поговорок, фразеологизмов. Анализ строения высказываний с репликами и особенностей их оформления на письме. Упражнения для усвоения этих правил (изученные случаи). Выделение частей текста на основе анализа его смысловой структуры - как развернутых сообщений о предмете. Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с невыделенными или неправильно выделенными частями. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану (или серии сюжетных картинок – для повествования). Составление описания с учетом позиции наблюдателя.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.