Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование орфографического действия




Звуки и буквы (систематизация материала, изученного в период обучения грамоте). Буква как знак звука. Выбор буквы для обозначения гласного звука в зависимости от его позиции в слове (в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й]. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ь и Ъ).
Позиционное чередование гласных звуков.Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиции гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).
Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости. Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. Приемы работы с орфографическим словарем. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций.
Проверка орфограмм по сильной позиции. Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и прошедшее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции. Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путем его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменения одного и того же слова и разные слова.
Проверка орфограмм с помощью родственных слов.Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по их положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.
Основной закон русского письма. Позиционное чередование звуков в разных частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка[2]. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). „Неопределяемые“ (неприводимые к сильной позиции) фонемы. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой –с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).
Постановка задачи проверки орфограмм в окончаниях. Окончания как значимая часть слова.Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков. Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами. Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.
Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, «закону русского письма». Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). „Проверочные слова“ для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа.Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.
Нефонемные написания в падежных окончаниях. Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе — в гербарии, в стене — в армии и т.п.). Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы < о> в слабой позиции буквой Е после шипящих и Ц. Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.
Правописание личных окончаний.Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе – указание на число и род, во множественном – только на число).Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы – отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс - ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма. Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях. Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов с приставками.
Систематизация орфограмм и способов их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником).Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем (звуков). Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем (звуков). Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов. Орфограммы, связанные с обозначением фонем (звуков). Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение). Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с „двойной проверкой“ (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения). Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). „Непроверяемые“ орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.