Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Развитие Суточного Круга.






Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобла­дает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное бо­гослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви.

В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским, видно уже, что существовало богослужение 3-го часа (2: 15), 6-го (10: 9) и часа 9-го (3: 1). По свидетельству Плиния Младшего, христиане на утреннем богослужении поют гимны Христу. В “Дидахи” предписано троекратное в день чтение “Отче наш” (М. б. именно в указанные литургические часы) То же “Дидахи” знает, по-видимому, “агапы, ” вечери любви, упо­минаемые уже Апостолом (1 Кор. 11 гл.). Лукиану Самосатскому эти ве­чера дают повод упрекать христиан в “изысканных ужи­нах.” Можно предполагать, что к концу 1-го века происхо­дит и разрыв с Синагогою (“Синагога сатаны” Апок. 2: 9; 3: 9). Весьма важно, что существовала литургическая доксологическая форма благословения, в фор­ме ли 2 Кор. 13: 13, или какой иной. Новейшие историки литургии считают (еп. Турский Фрир), что весь евхаристический канон со вре­менем постепенно развивается из такой доксологической формулы, что весьма правильно.

Ко второй половине 11-го века заметны следующие измене­ния и нарастания в литургической обстановке христиан. Ве­роятно, что литургия отделилась от агапы и перенеслась на утренние часы. Иустин Философ говорит уже о литургиях, а не просто “вечернях Господних.” Он различает обычную ли­тургию в день Солнца, т.е. недельный день, от “крещальной литургии, ” совершаемой по случаю массового крещения катихуменов. Постепенно закрепляется антифонное пение. Обра­зование новозаветного канона предполагает, вероятно, боль­шую систематичность в чтении Писаний. Судя по посланию псевдо-Варнавы (гл. 4) существует проповедь, что несомнен­но есть наследие ветхозаветного обычая толковать по синаго­гам Закон и Пророки.

К III веку наметилось окончательное перенесение агапы на утро. Ее чин нам дан у Тертуллиана. Ориген знает поми­нальные трапезы. Утреня также уже значительно развилась ко времени Тертуллиана. Он говорит о молитвах “о замед­лении конца, ” может быть. зачатках будущих ектений. По так наз. “Завещанию Господа” можно говорить о “славосло­виях на заре.” Памятники того же времени говорят о полу­нощном богослужении, утрене вдовиц, что Скабалланович считает неким “келейным правилом.” Знают вечерний и утренний псалом.

В последующие два века (IV и V) происходит в суточ­ном круге важное преобразование: исчезновение агап. Со­боры первой половины IV века еще их защищают, но собор Лаодикийский (360 г.) уже запрещает. Это запрещение пе­рейдет затем и в Нумидийскую церковь, и в другие области. На западе Арльский собор 452 г. еще признает агапы, но Оксерский собор 584 г. их запрещает. Отсюда влияние на строй вечерни и совершение литургии утром, до еды. Судя по Апостольским Постановлениям, вечерня содержит пса­лом “Господи воззвах, ” гимн “Ныне отпущаеши, ” ектений об оглашенных; на утрени — утренние псалмы (62-ой), как зачаток будущего “шестопсалмия, ” славословие и особые молитвы епископа (священника). Еще более подробностей вносит путевой дневник Этерии. На вечерне — обилие ос­вещения, ектений, молитвы, чтения, во время которых свя­щенник сидит; на утрени — развитие антифонных песнопе­ний. Вероятно, окончательно занимает свое место 1-й час в суточном круге. Судя по Василию Великому и Златоусту, существовали уже и всенощные бдения[57]. Вероятно, были особые литании, процессии по святым местам города, может быть, на гроба мучеников. От мирского богослужения начинает в этот период сильно различаться богослужение монастыря. Общежительные обители Палестины и Египта и отшельническое богослужение отдельных анахоретов вно­сят свой оттенок. В Пахомиевых монастырях преобладают молитвы и ограниченное число псалмов, всего 12; в описа­ниях Кассиана преобладают псалмы, до 60 за один раз и больше; это начало стихословия кафизм. Константинополь знает особый тип монастырей “неусылающих.”

Период VI-VIII вв. должен быть признан решающим в истории богослужения. Это — время образования устава мо­настырской службы. Первые форма типиков появляются, по-видимому, в эти века. В Палестине деятельность св. Саввы, Евфимия, Феодосия киновиарха, на Синае преп. Нила и др. Кроме того, в самой обители преп. Саввы это время расцвета савваитской школы песнописцев. Иерусалимский устав вво­дит “бдения, ” длившиеся с вечера и до утра[58]. На Синае[59] мы знаем, что уже появляются “тропари на Господи воззвах, ” стиховные стихиры, то есть. иными словами, уже значительно кристаллизуется вечерня; кроме того, на утрени пелись кон­даки. сокращенные еще каноны[60]. И вне православной Церкви, у диссидентов, богослужение начинает в это время все боль­ше формироваться. Менее всего менялась служба у несториан: богослужение ограничивается псалмопением. У армян бо­гослужебный обиход разрабатывается гораздо больше: они зна­ют к этому времени полунощницу, четыре суточных часа[61], повечерие; Псалтирь читается по кафизмам так, что в течение суток прочитывается вся книга. Приблизительно также разви­вается богослужение и у коптов: они знают те же службы, что и армяне, причем часы у них 12-типсалмные, а не трехпсалмные, как у православных, что характерно для египетско­го богослужения и может быть признано наследием пустын­нической традиции. Но сама Псалтирь читается не целиком, а только в виде избранных псалмов. Евангелие читается на всех службах.

У абиссинцев замечается гораздо большая свобода в бого­служении; творческий элемент сильнее проявляется в их литургике, у них больше песнопений своего сочинения; заметны библейские назидательные чтения. Вообще же можно заметить, что теперешние семь суточных служб вполне образовались в своих общих чертах на протяжении всей кафолической Церк­ви. В области самого пения, по-видимому, уже вполне выкри­сталлизовались восемь гласов или мелодий церковного пения; у греков это: первый, второй, третий, четвертый, косвенно-первый, косвенно-второй, тяжелый и косвенно-четвертый.

К XI веку устав уже выработал полный круг суточных служб почти в том виде, в каком они совершаются и теперь. Это уже время развития канонов девятипесненного типа. исчезнове­ния кондаков, развитого числа стихир и т. д. Великая Церковь Константинополя и Салоники знают особую службу “песненное последование, ” службу, в которой все пелось и не чита­лось ничего. По-видимому, это было раньше привилегией со­борных церквей, но потом сохранилось[62] только в Салониках. К этому времени, то есть к IX в., вошел в особую силу, благо­даря роли в иконоборческих спорах, монастырь Студийский с его особым типиком, скоро приобретшим преимущественное значение не только в области Константинополя, но и в других церковных областях и долгое время[63] бывший единственным в России. Только значительно позже иерусалимский типик св. Саввы его вытесняет.

Таким образом, к этому времени нужно считать установ­ленным наш современный круг суточного богослужения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.