Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения об эмоциях.






Эмоции — это субъективные реакции человека или живот­ного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, про­являющиеся в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятель­ности организма, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней и внешней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потреб­ностей. Эмоции всегда имеют объективные проявления в виде тех или иных физиологических реакций организма, Дарвин в своей классической работе «Выражение эмоций у человека и живот­ных» описал общие для животных и человека соматические из­менения в организме, возникающие в связи с различными эмо­циями.

Выделяют высшие и низшие эмоции. Первые (чувства) связаны с интеллектуальной деятельностью человека, вторые — с удов­летворением врожденных инстинктов.

Нередко любые эмоции считают синонимом чувства, но это не совсем так. Правильнее называть эмоциями сравнительно про­стые переживания (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх и т.п.), которые в общей форме свойственны и животным; в чув­ствах проявляется переживание отношений к явлениям искусст­ва, к мыслительной деятельности человека. Если у низших живот­ных эмоции связаны только с безусловными рефлексами, то у высших — и с условно-рефлекторной деятельностью, т. е. они мо­гут возникнуть на условные раздражители, а также на наруше­ние сложившегося стереотипа существования. Именно поэтому у высших животных эмоции достигают большей сложности. Так, например, собака радуется при виде хозяина и огорчается, отка­зывается от пищи, а иногда и умирает от горя при его долгом отсутствии или гибели. Такие эмоции невозможно выявить у рыб или змей.

Как известно, эмоции бывают положительные и отрицатель­ные. Удовлетворение каких-либо потребностей приводит к поло­жительным, а неудовлетворение — к отрицательным эмоциям.

Кроме того, выделяют эмоции: а) стенические, повышающие активность и жизнедеятельность организма (например, радость); б) астенические, значительно снижающие активность и жизнеде­ятельность организма. Однако иногда одна и та же эмоция может выступать в двух ипостасях. Так, страх в одном случае может зна­чительно повысить мускульную силу. В другом случае, наоборот, чувство страха вызывает полный упадок сил. Недаром говорят, что от страха «подгибаются колени» или «от ужаса остолбенел».

В настоящее время вьщеляют девять основных (базальных) эмо­ций, характерных для человека: радость, удивление, страх, грусть, гнев, отвращение, интерес, презрение, стыд. Однако различное сочетание этих эмоций дало возможность, например, Л.Н.Тол­стому описать в своих романах более 100 разных чувств. Нередко сочетание двух противоположных эмоций рождает новое чувство, что прекрасно выразил А. С. Пушкин: «Мне грустно и легко, пе­чаль моя светла...»

Виды чувств. Различные формы эмоциональных процессов у здорового человека не существуют обособленно. Они возникают и переживаются в составе весьма сложных, устойчивых эмоциональ­ных состояний личности, в зависимости от содержания, направ­ленности, объективных условий выполнения социальных действий. Эти обобщающие чувства, конкретизирующиеся в сотнях пере­живаемых эмоций, аффектов, настроений, называются высшими. Выделяют несколько разновидностей высших чувств.

Моральные чувства — в них отражается отношение человека к другим людям, коллективу, к своим общественным обязанностям. Одним из ведущих моральных чувств является чувство долга. Чув­ство долга и любви к Родине называется патриотизмом. Чувство дружбы, товарищества, признательности, «любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) также является типичным проявлением морального чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к мыслям как к истинным, так и ложным, удивительным и со­мнительным, понятным или непонятным, вызывающим недоуме­ние. К интеллектуальным чувствам прежде всего может быть отне­сено удивление. Удивление является неотъемлемой стороной познавательной деятельности человека. Пораженный и удивленный, эмоционально охваченный чем-то непонятным, изумляющим, человек стремится удовлетворить свои познавательные потребно­сти. В ходе познавательной деятельности человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные решения, заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут переживаться как чувство сомнения. Наконец, решение вопроса, нахождение истины может сопро­вождаться чувством уверенности. Это чувство является поддерж­кой человеку в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь тех убеждений, к которым он пришел путем активной познава­тельной деятельности.

Эстетические чувства человек переживает по отношению к природе, к произведениям искусства, в общении между людьми. Именно переживает, а не просто спокойно оценивает. Степень переживания может быть различной — от легкого волнения до глубокого потрясения. Во всех случаях эстетические переживания благотворно действуют на человека. Насколько сильно эстетичес­кое чувство влияет на человека, особенно отчетливо видно на примере изменений, возникающих под влиянием музыки. Музы­ка оказывает сильнейшее влияние на весь физический и духов­ный мир человека. Под влиянием музыки он может испытывать радость и грусть, страдание и негодование, музыка может вдох­новить и ободрить. Издревна музыка использовалась как лечебное средство (сейчас этот метод лечения называется музыкотерапией). Особенно сильное воздействие оказывает музыка в сочетании с танцами. С помощью танцев люди готовили себя и к труду, и к бою. Применялись танцы и для лечения. Есть сведения, что назва­ние итальянского танца «тарантелла» связано с тем, что врачи заставляли пациентов, укушенных тарантулом, исполнять его оп­ределенное количество раз.

Праксические чувства связаны с процессом физического тру­да, это «мышечная радость». Труд — основа существования, и среди высших чувств важное место занимает положительное эмоцио­нальное отношение к труду как творчеству, «трудному», но радост­ному делу, источнику бодрости и боевого настроения при встрече с препятствиями, переживание чувства торжества при его успеш­ном завершении.

Выражение эмоциональных состояний. Одни и те же эмоции поразному выражаются у разных людей. Однако все они прояв­ляются внешне, а также в виде изменений деятельности внут­ренних органов и изменений гуморального характера, т. е. химиз­ма крови и других биологических жидкостей человека и обмена веществ.

Выражение эмоций (или «язык экспрессии») осуществляется словом, мимикой лица, пантомимикой, вегетативными проявле­ниями, голосовой мимикой, т. е. модуляцией голоса.

В целом, мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изме­нения интонации являются «языком человеческих чувств», сред­ством сообщения собеседнику (в отличие от звукового языка) не столько мыслей, сколько эмоций, связанных с ними. Этот «язык экспрессии» в разные исторические эпохи, у разных народов, у представителей различных классов при некоторых общих чертах существенно различается.

Формы переживания чувств. Настроение — это устойчивое эмоциональное состояние, складывающееся под влиянием как вне­шних воздействий, так и биохимического и гормонального со­става крови, импульсов с интерорецепторов и т.д. Настроение зависит от множества факторов, в частности от состояния здоро­вья человека. Но и процесс заболевания и выздоровления в значи­тельной степени зависит от настроения. Уже не вызывает сомне­ния тот факт, что «подавленные», неотреагированные эмоции, в том числе хроническое подавленное настроение, могут приводить к формированию психосоматических заболеваний или неврозов.

Аффект — это сильная, бурная, но кратковременная эмоцио­нальная реакция. Это уже не радость, а восторг, не горе, а отча­яние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адек­ватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.

Очень сильное возбуждение подкорковых центров эмоций при­водит к торможению корковой деятельности, вследствие чего про­исходит сужение, а при патологическом аффекте — и кратковре­менное выключение сознания с последующим выпадением из па­мяти этого отрезка времени. Однако в большинстве случаев при обычном аффекте человек осознает свои действия, хотя и плохо ими владеет.

Страсть — это сильное, длительное, устойчивое эмоциональ­ное состояние. Страсть определяет стремление к достижению цели и помогает ее достижению (например, страсть к свободе, любов­ная страсть, страсть к коллекционированию и т.д.).

Стресс — это эмоциональное состояние, вызванное ситуаци­ей напряженности. Стрессовые ситуации возникают при опасе­нии для жизни, при различных физических и умственных пере­грузках, при необходимости принимать быстрые и ответствен­ные решения и т.д. Изучение стресса получило физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона о гомеостазе (гомеостаз — постоянство внутренних условий функционирования организма) и Г. Селье об «общем адаптационном синдроме», т.е. о своеобразной защитной по своему характеру реакции организма, мобилизирующего свои ресурсы, прежде всего эндокринные, в от­вет на сильные и травмирующие (сверхсильные) внешние воз­действия — будь то физические или нервно-психические, эмо­циональные раздражители. О стрессовых состояниях свидетель­ствуют изменения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной систем, электропроводимости кожи и других вегетативных про­явлениях.

Стресс, однако, может иметь и положительный эффект. В част­ности, незначительный стресс может вызвать прилив сил, акти­визацию жизнедеятельности, особую ясность и четкость мысли, борьбу по преодолению или разрешению психотравмирующей ситуации. Стресс может быть легким, и тогда он не нарушает адап­тационных механизмов личности, и сильным, приводящим к зна­чительной личностной дезадаптации. Самым тяжелым для челове­ка является социальный стресс (стресс одиночества), при кото­ром человек испытывает полную социальную незащищенность.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достиже­нию цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тре­вожности, отчаяния, гнева и пр. Сила фрустрации зависит от сте­пени значимости блокирующего поведения и субъективной «бли­зости» достижения цели. Защитные реакции при фрустрации свя­заны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том числе переносом действия в воображаемый план), снижением сложного поведения, вплоть до глубокой регрессии. Фруст­рация может привести к характерологическим изменениям, она нередко является причиной развития неврозов.

Физиологическая основа эмоций. Древность эмоций, их нали­чие и большое значение уже у низших животных с малоразвиты­ми большими полушариями указывают на то, что в физиологи­ческом механизме эмоций большую роль должны играть стволо­вые отделы мозга. Это предположение нашло убедительное под­тверждение в исследованиях последних десятилетий. Выяснилось, что в формировании эмоций большую роль играет ретикулярная формация, зрительные бугры, подбугровная область межуточно­го мозга (т.е. гипоталамус), лимбическая система и кора головного мозга. Таким образом, «центры» эмоций оказываются и в глу­боких отделах мозга, и в коре. Однако непосредственной реализа­цией внешних эмоциональных проявлений занимается вегетатив­ная нервная система.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.