Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовой энтузиазм народа






Быстрое строительство Камского автомобильного завода, начиная с 1969 года по выпуск первого автомобиля в 1976 году, обусловлено множеством причин. Одним, из которых по праву может считаться трудовой энтузиазм народа. Многие современники разделяют данное суждение. Раис Беляев и его воспоминания данное тому подтверждение.

По воспоминаниям Раиса Беляева, суббота по инициативе бригадиров-строителей была объявлена рабочей при пятидневной рабочей неделе. В свободные воскресные дни молодежь организовывала танцевальные вечера, массовые городские фестивали, дни молодых строителей и т.д. В общежитиях проводили тематические вечера. Коллективы тысяч предприятий работали под девизом «Заказы КамАЗа досрочно!» Следовательно, молодёжь уже на первых порах была пропитана желанием ускоренного строительство завода КамАЗ, и сама проявляла по данному поводу инициативу.

Не менее интересен и отрывок из воспоминаний Раиса Киямовича Беляева «Все задачи решим», в которой описана его встреча с Жаном - Мишелем Каталом председателем молодёжи Франции.

«1973 год – пик освоения строительно-монтажных работ на объектах города и завода. Объем освоения достигал 1, 5-2 млн. руб. в сутки (цена рубля была выше цены доллара).

Летом 1973 года в Челны приезжает председатель молодежи Франции Жан-Мишель Катала. Приезд совпал с проведением национального праздника Сабантуй.

Р.Беляев с Ж.-Мишелем Катала после объезда строительных площадок привозит гостя в самую гущу молодежи на Майдане. Средний возраст жителей в ту пору составлял 22-23 года. Активное, непосредственное участие в играх, плясках, исполнении песен и Раиса Киямовича, и Мишеля Катала оставляло яркое эмоциональное впечатление у гостя, выразившегося в тосте под чаепитие: «Раис, я убедился, что трудовые победы значимы и впечатляют до глубины души, потому что вы умеете и эффективно трудиться, и так же зажигательно отдыхать. Поэтому я не сомневаюсь, что вы построите завод
«КамАЗ» и город в намеченные сроки.

Беляев ответил: «Жан Генри Форд дал обещание вступить в компартию, если мы выполним программу строительства в сроки, обозначенные КПСС. Как ты думаешь, Жан, он сдержит свое обещание?» Громкий смех вокруг и аплодисменты.» [7]

Ленин призывал «бороться против мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, за счёт целого и всеобщего, за подчинение интересов частного интересам общего».[8] Эти принципы в какой-то степени определили успех строительства завода КамАЗ.

Интересен и тот факт, что для строительства Камского Автомобильного завода приезжала молодёжь со всех уголков страны. Тысячи и тысячи людей двинулись в сравнительно молодой, только строящийся город Набережные Челны. «Газеты, радио, телевизор сделали своё дело. Тысячи и тысячи всполошились, двинулись к Челнам. Едут, плывут, летят круглые сутки, всеми рейсами. И наш «Метеор», шестичасовой, полон ими, завтрашними камазовцами..»[9]

Кроме того, весьма целесообразно упомянуть, что основная масса строителей автогиганта была представлена именно молодёжью. Средний возраст которых составлял 23 года, это в какой-то степени рекорд, в частности при строительстве Братского ГЭС средний возраст рабочих составлял 26 лет. Притом, когда стало известно о строительстве Камского Автомобильного завода, в Набережные Челны двинулись первые добровольцы, а через месяц их количество увеличилось до пяти тысяч. Люди разных национальностей, в частности около 35, приезжали с дальних уголков Советского Союза для строительства автогиганта на Каме, в частности инженер Тадаус Рубляускас приехавший в Челны из Литвы, шофер Леван Гогоберидзе - из Грузии, газосварщик Эдуард Атаев - из Туркмении, штукатур Ашот Паразян - из Армении. Такелажник Унбет Турсунбаев – из Казахстана. Если на карте нашей Родины мы обозначили бы города, направляющие в Набережные Челны проекты, материалы, машины, оборудование, людей, то разноцветные кружки по праву покрывали бы всю карту Советского Союза.[10]

 

Не менее интересно и то, что в город Набережные Челны поступало тысячи и тысячи писем с просьбой принять их на стройку КамАЗа или лишь косвенным образом участвовать в её строительстве. Трудовой энтузиазм нашёл своё отражение и в нижеуказанном письме, адресованном Раису Киямовичу Беляеву, депутату Верховного Совета Татарской АССР одной женщиной, искренне желающей косвенно, но да соприкоснуться с историей строительства Камского Автомобильного завода в городе Набережные Челны.

 

 

«Уважаемый товарищ Беляев!

Простите, пожалуйста, за то, что отнимаю у Вас время, обращаюсь по личному делу. Я понимаю у Вас своих, камазовских, около 35 «личных» дел, да ещё сколько людей ежедневно приезжают и пишут…И если у меня бы была профессия строителя, я не беспокоила бы Вас, просто сразу приехала бы, потому что знаю – очень нужны люди этой профессии на Вашей стройке. Но дело в том, что я – педагог. По окончании университете преподаю русский язык и литературу в школе города Ереван Армянской ССР. К Вам едут в основном строитель по комсомольским путёвкам. Я уже давно вышла из комсомольского возраста, и у меня уже двадцатилетний стаж работы. Награждалась за работу грамотами ЦК комсомола Армении, райкома партии, Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР. Последние 4 года работаю завучем школы.

И ещё – вот уже 2 года «болею» КамАЗом. Не буду писать о том, что из газет, журналов, телепередач знаю о всех событиях, которые происходят на Великой стройке. Из писем знаю, как трудно на КамАЗе, как не выдерживают этих трудностей люди малодушные, незакалённые.

Я твёрдо решила приехать на КамАЗ, твёрдо знаю, что выдержу все трудности, как выдерживают их те, кто приезжает в Набережные Челны и остаётся там навсегда. Я могла бы, наверное, приехать сразу, но Вы сами рассказали историю со сварщиком, который несколько дней искал работу, потому что из СУ-1 его отослали (не нужны, мол) и из Автозаводстроя.

Это сварщик-то!..А нужны ли Набережным Челнам учителя? Мне очень хочется работать в школе - всё равно в какой: дневной, вечерней, сменной, в любых классах – начальных (все предметы) или старших (русский язык и литература). Я очень хочу работать на КамАЗе, учить и воспитывать добрых и трудолюбивых людей – настоящих камазовцев, достойных их замечательных отцов и матерей, работающих на Великой стройке.

Уважаемый Раис Киямович!

Я знаю, что у Вас тысячи больших и малых дел и Вамне до письма какой-то учительницы.Но я всё же прошу Вас сообщить, можно ли мне приехать на КамАЗ.

Мне очень важно главное – работа. Если сейчас нет места в школе, я готова работать на стройке. Ведь строятся же новые школьные здания, и будут нужны педагоги (может быть, даже в сентябре этого года) – вот я и прошу считать меня одной из первых на очереди.

Я буду очень ждать ответа из Набережных Челнов». [11]

 

Действительно, чувство трудовой инициативности можно узреть не только в сознании строителей КамАЗа, которые, невзирая на дальность метопроживания, приезжали строить автогигант на Каме, но и в сознании советских граждан, которые, ввиду своей даже не технической профессии, желали соприкоснуться, оставить свой след в истории строительства Камского Автомобильного завода. И таких историй, бесспорно, очень много. Весть о строительстве в Татарстане автогиганта сотрясла всю страну, и побудила советских граждан, ввиду их высокой трудовой активности, самим по своей инициативе приезжать в подающий большие надежды город Набережные Челны.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.