Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работы с детьми и подростками






 

Психокоррекционная работа с детьми и подрост­ками имеет свою специфику по сравнению с та­ковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за ру­бежом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребен­ка имеют массу компенсаторных, адаптивных воз­можностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопросам исправления искаже­ний развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появ­ление, проводя профилактическую работу. Вот по­чему в коррекционной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода.

Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направ­ленных на исправление недостатков в развитии ре­бенка»1 впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального раз­вития. Здесь коррекция рассматривается как «со­здание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы»2. Боль­шой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Вы­готский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции пси­хического развития являются:

• коррекция отклонений в психическом раз­витии;

• профилактика негативных тенденций личнос­тного и интеллектуального развития.

Основываясь на положении Л. С. Выготского о зо­не ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми — обще-развивающая работа.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способство­вать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основываясь на положениях отечественной пси­хологии о структуре и динамике возраста и пони­мании процесса психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оп­тимизация социальной ситуации развития; 2) раз­витие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований3.

_____________________________________________

1 КарабановаО. А. Играв коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

2 Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: програм­ма развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного воз­раста. Ростов н/Д, 1997.

3 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.


Принципы построения коррекционных программ

работы с детьми и подростками:

принцип «нормативности» развития на ос­нове учета возрастно-психологических и индивиду­альных особенностей ребенка;

• принцип «коррекции сверху вниз» посредс­твом создания зоны ближайшего развития ребенка;

• принцип системности коррекционных, профи­лактических и развивающих задач;

• принцип единства диагностики и коррекции;

• принцип приоритетности коррекции каузаль­ного типа, направленной на устранение или ниве­лирование самих причин, порождающих эти нега­тивные явления в развитии ребенка;

• деятелыюстный принцип;

• принцип комплексности методов психологи­ческого воздействия;

• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в кор­рекционной работе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.