Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всесторонний спортсмен






 

Но, одним велосипедом дело не ограничивалось. Одесский британский атлетический клуб (первая в Одессе и России футбольная команда, образованная в 1876-м году), едва Уточкину исполнилось 17 лет, пригласил его играть в их ряды. И он, не задумываясь, соглашается. Кстати, Сергей Исаевич играл в футбол до 34-х лет и даже создал две футбольные команды в родном городе, а в одной из них был бессменным капитаном.

Он занимается теннисом, гольфом, крикетом, конькобежным спортом, плаваньем. Сергей свободно переплывал Одесский залив от Ланжерона до Крыжановки, а это более 30-и километров.

Он одним из первых в России освоил роликовые коньки. (Кстати, именно на роликовых коньках он обогнал велосипедиста-профессионала).

Однажды он пробежал 14 верст, соревнуясь с паровым трамваем, и опередил его на несколько сажен.

На своем велосипеде он несколько раз, на спор, обгонял известных скаковых рысаков.

Он был отличным гребцом и яхтсменом. Уточкин, на вырученные от выигрышей на велодроме деньги, построил собственную яхту, которую претенциозно назвал «Баба Ягуржъ» и, участвуя в регатах, с легкостью побеждал соперников.

Но после того, как во время очередной парусной гонки яхта Уточкина перевернулась, а сам яхтсмен едва не утонул, последовал указ Одесского Императорского яхт-клуба, в котором Уточкину запрещалось участвовать в любых парусных гонках.

Тогда Уточкин отправляется… на дно моря. Он уговаривает военного водолаза порта одолжить ему снаряжение и спускается под воду, что потом проделывал неоднократно.

Уточкин отлично боксировал и занимался джиу-джитсу. Так, развлечения ради, он нередко отправлялся в порт и дрался там с биндюжниками.

Лишь раз увидев, как гимнасты крутят на турнике «солнце», он, слегка потренировавшись, вскоре превосходно выполнил этот трудный и опасный элемент гимнастики.

По словам Корнея Чуковского, «он пытался одолеть природу, а не только соперников, которые редко могли что-либо противопоставить ему».

Вообще, Уточкин тяготел, выражаясь современным языком к экстремальным видам спорта.

Так он привез в Одессу первый мотоцикл и гонял на нем не только по улицам и Потемкинской лестнице, но и по железным верхним опорам моста, к восторгу и ужасу зевак, сбежавшихся поглазеть на фокусы их кумира на «чертопхайке», как тогда называли двухколесную машину.

Но скорость мотоцикла вскоре перестает удовлетворять его и он, одним из первых завел автомобиль. Едва освоив вождение, Уточкин становится одним из лучших гонщиков страны.

И чем меньше на суше и море остается для него непокоренного, тем больше его манит пока что недостижимая стихия – небо.

 

«Летун бесшабашной отваги»

 

Сергей Уточкин впервые поднялся в небо в конце 90-х годов XIX века.

В Одессу на гастроли прибыл воздухоплаватель Юзеф Древницкий. Выслушав его жалобу на публику, которая норовит наблюдать за полетами через заборы, чтобы не платить, Уточкин собрал нужные деньги. Тот, в благодарность, взял с собой его и двух его приятелей.

Первый полет на воздушном шаре закончился с приключениями: шар опустился в море. Подоспевший катер поднял мокрых «летунов», а Уточкин отшутился:

-- З-з-здорово! Сразу д-д-две ванны --- воздушная и морская.

Вскоре Уточкин освоил аэростат. Сергей парил на нем не только в одесском небе, и над российскими просторами. Он специально поехал в Египет, чтобы пролететь над вершинами пирамид и успешно осуществил свое намерение. Но, вскоре, аэростат становится для Уточкина малоинтересным и он пользуется им, лишь для того, чтобы покатать друзей. В один такой полет он взял с собой и Александра Куприна.

Едва Уточкин услышал о планерах, ему непременно захотелось испытать себя и здесь. И он несколько раз поднимается в воздух. И все же не хватает еще чего-то, может быть скорости?

И тогда Сергей Исаевич, с великим трудом собрав десять тысяч франков, отправляется во Францию, ставшую к тому времени столицей зарождающейся авиации. В Париже он устроился слесарем на авиафабрику, голодал и снова копил…

Уточкин вернулся через полгода, с мотором, деталями будущего аэроплана и чертежами и сразу же засел за постройку машины собственной конструкции.

Однако ему не суждено было взлететь, маломощный мотор не смог поднять в небо самолет.

И 8(15) марта 1910-го года Уточки лишь с завистью наблюдал, как в небо поднимается его приятель и вечный соперник на «циклодроме» Михаип Ефимов, ставший первым русским летчиком поднявшимся в небо в России. И он не удержался и отправился к владельцу аэроплана «Фарман-4», одесскому банкиру С.А. Ксидиаса, купившему аэроплан, для наживы. Банкир ранее уже предлагал летать на нем Уточкину, но тот не согласился из-за кабальных условий. Ксидиас вначале не соглашался, но когда к просьбам Уточкина присоединился и Ефимов, дал добро. И ровно через неделю 15(28) марта 1910-го года на стрельбище в Одессе Сергей Исаевич поднялся в воздух, чуть ли не впервые став вторым. А потом еще он долго мыкался, пытаясь получить свидетельство международного образца, которое имел право выдавать только Императорский Всероссийский аэроклуб.

В 1910-1911-х годах Уточкин совершает множество полетов, исколесил со своим аппаратом более 90 русских городов, выступал за границей, установил несколько мировых рекордов на дальность, высоту и продолжительность полета, получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. И вновь, как несколько лет назад пролетел над египетскими пирамидами, поражая невозмутимых англичан…

Вся тогдашняя пресса восхищенно писала о нем, как о «главном летчике». Публике он тоже нравился больше всех. Верно потому, что, в отличие от Ефимова, прошедшего добротную профессиональную подготовку в Париже, Уточкина летать никто и никогда не учил -- он осваивал воздушную стихию на чистом вдохновении и бешеном желании летать.

После одного из полетов в Нижнем Новгороде извозчик, видевший Уточкина в воздухе восхищенно воскликнул: «Если б так хорошо не летал, давно б на виселице был. Уточкин к виселице приговорен, да вишь ослободили, потому как летать больно горазд».

В июле 1911-го года состоялся первый в России дальний перелет Петербург-Москва. Конечно же, в нем участвовал и Уточкин. Под Новгородом у аэроплана заглох мотор. Уточкин садится и с помощью солдат местного гарнизона вновь запускает свою машину в воздух. И вскоре – опять авария. Сергей Исаевич снизил заглохшую машину и выпрыгнул в реку, но самолет задел его крылом. Он рухнул в воду, потеряв сознание, с переломом ноги, руки, вывихнув ключиц, коленную чашечку, получив тяжелые ушибы грудной клетки, головы и сотрясение мозга...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.