Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексы новорожденного






 

Название Описание Время
рефлекса   исчезновения
     
Рефлекс Моро Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопырива- ются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки Обычно после 4-го месяца
Рефлекс шагания   Когда ребенка держат вертикаль­но, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туло­вище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу После 2-го или 3-го месяца  
Хватательный рефлекс кисти   Когда к ладони ребенка прикаса­ются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче   Обычно после 5-го месяца  
Рефлекс Бабкина   При давлении на ладонь и пред­плечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза   После 4-го месяца  
Рефлекс Бабинского   Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев   После 6-го месяца  
Рефлекс «поиска груди»   Если дотронуться до щеки ре­бенка, он поворачивается в на­правлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок   После 3-го или 4-го месяца  
Сосательный рефлекс   Если положить палец в рот ре­бенка, он начнет сосать его, со­вершая ритмичные сосательные движения   Не исчезает
Плавательный рефлекс   Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз   После 6-го месяца  

У новорожденных была обнаружена способность, к подражанию, например, они высовывают язык, открывают рот в ответ на соответствующее поведение матери.

Сенсорные способности новорожденных. Относительно взрос­лых стандартов зрение новорожденного очень бедно: у них значи­тельно ниже точность детализации пространства, движения глаз новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, т.е. только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания, слабо развита функция управле­ния конвергенцией глаз.

Новорожденные способны воспринимать свое окружение. Они явно предпочитают смотреть на сложные узоры, их особенно при­влекают края и контуры объектов. Новорожденные также исклю­чительно восприимчивы к человеческому лицу: они очень рано начинают распознавать лицо матери. Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через семь часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей мамы.

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Однако они предпочитают голоса в женском диапазоне голосам мужским. Новорожденные особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу: они предпочитает песню, исполненную женским голосом, той же мелодии, сыгранной на музыкальном инструменте. Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, - это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Зрительная и слуховая системы с самого рождения функционируют в тесной взаимосвязи и координации друг с другом. Новорожденные также способны к локализации источника звука: они уже в первые дни жизни поворачивают глаза в направлении звука. Был проведен следующий эксперимент: исследователь потрясал двумя погремушками с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна norремушка производила звуки. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Oни реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль.

Органы вкуса и обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое (лицевая реакция — «возмущение») и сладкое (выражают удовольствие). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). С шестидневного возраста новорожденный способен распоз­навать запах грудного материнского молока и отличать его от запа­ха другой женщины.

Важные события в психической жизни новорожденного — воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое со­средоточение появляется на второй-третьей неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже — на третьей-четвертой неделе — и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, возникающее на третьей — пятой неделе, внешне проявляется также: ребенок замирает и задер­живает взгляд на ярком предмете. На этой основе к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкреп­ляя каждый успех бутылочкой молока. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность образования условных реф­лексов на отдельные раздражители (примерно на 14—21 день) слу­жат физиологическим критерием конца новорожденности.

К четвертой-пятой неделе младенец начинает улыбаться в ответ на изображение человеческого лица и на голос, обычно на лицо и голос мамы. До третьей недели окружающим не удается поймать взгляд ребенка, он кажется погруженным в себя. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: младенец в течение несколь­ких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая улыбка. Улыб­ка — первая социальная реакция ребенка, знаменующая начало соб­ственной психической жизни, как момент дифференциации, своеоб­разного обособления, и в то же время как начало образования свя­зи «ребенок — взрослый», становления у ребенка потребности в общении. Первая социальная улыбка представляет собой психоло­гический критерий конца кризиса новорожденности, начало нового периода — младенчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.