Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис новорожденности. Первый период в жизни человека — новорожденность (от рож­дения до одного-двух месяцев)






Первый период в жизни человека — новорожденность (от рож­дения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый пер­вый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу разви­тия. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы термо­регуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетель­ствует потеря ребенком в течение первых дней первоначального веса. Медицинский критерий конца кризиса новорожденности при­нято связывать с тем моментом, когда ребенок после потери веса, наберет первоначальный вес с которым он родился (примерно через 7—11 дней после рождения). Новорожденный совершенно бес­помощен, у него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоя­тельно, он полностью зависит от взрослого человека.

С точки зрения Л.С. Выготского, новорожденность — это проме­жуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. ^ переходном, смешанном характере развития новорожденного сви­детельствуют:

- питание ребенка — он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать;

- недостаточная дифференциация сна и бодрствования — 80% времени проводит во сне, однако сон его носит бес покойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие пери­оды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты;

- эмбриональная поза — ребенок находится в этой внутриут­робной позе во время сна и бодрствования;

- двигательные особенности — многие рефлексы новорожден­ного атавистические, исчезающие через несколько месяцев;

- недоношенность или переношенностъ (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л.С. Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психичес­кой жизни новорожденного», которая представляет собой недиффе­ренцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является ста­новление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Однако нельзя недооценивать возможности новорожденного. Новорожденные дети обладают целым рядом сложных врожденных рефлексов, большинство из которых, являясь наследием наших да­леких предков, исчезает к концу второго — четвертого месяца. Эти рефлексы важны как показатели, отражающие состояние и процес­сы созревания нервной системы и составляющие анатомо-физиологическую основу психической деятельности младенца, поэтому в табл. 1 приводится краткая характеристика наиболее важных бе­зусловных рефлексов новорожденного.

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.