Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения обучения и развития






Соотношение процессов обучения и развития не представляет проблемы для концепции социального научения. Принято считать, что все психическое развитие есть не что иное как научение и закрепление воздействий социальной среды. Остается только вы­яснить наиболее благоприятные периоды для тех или иных воздей­ствий среды, так называемые сензитивные периоды.

В других подходах, предполагающих спонтанное психическое развитие за счет внутренних противоречий, роль обучения уже не выглядит такой всеобъемлющей.

Ж. Пиаже, например, считал, что любое обучение должно начи­наться только тогда, когда у ребенка уже готовы соответству­ющие мыслительные структуры. Согласно его точке зрения ребе­нок самостоятельно в процессе собственной активности должен сформировать более сложные когнитивные схемы, а затем с помо­щью обучения распространить их на более широкий круг явлений действительности. Таким образом, по Пиаже, обучение не может перевести развитие с одного этапа на другой, а может лишь спо­собствовать распространению достигнутого уровня развития на разные области

С такой точкой зрения, что «обучение плетется в хвосте у разви­тия», не мог согласиться Л.С. Выготский. По его мнению, обучение должно вести за собой развитие. В отличие от Пиаже основной движущей силой психического развития ребенка он считал не дея­тельность ребенка с предметами, а общение его с социальным окру­жением. В общении, во взаимодействии со взрослым каждый ребе­нок способен на большее, нежели наедине с тестовыми задачами. Таким образом, уровень потенциального развития ребенка (то, на что он способен в сотрудничестве) всегда превышает уровень его актуального развития на некоторую определяемую индивидуально величину. Это опережение Выготский и назвал зоной ближайшего развития, на которую должно ориентироваться обучение. Получа­ется, что обучение должно опережать актуальный уровень разви­тия ребенка и благодаря сотрудничеству с более компетентным взрослым поднимать этот уровень до потенциального, т.е. вести развитие за собой.

(?) Контрольные вопросы

1.В чем состоят преимущества и недостатки биогенетического подхо­да к психическому развитию?

2. Каковы особенности социогенетического подхода к психическому развитию?

3. Чем отличаются взгляды сторонников концепции конвергенции и психогенетического подхода?

4. Каковы современные взгляды на место и роль кризисов в психиче­ском развитии ребенка?

5. Что вам известно о психоаналитических концепциях психического развития?

6. Что нового в представление о развития личности человека внес Э. Эриксон?

7. Каковы основные стадии развитие детского интеллекта по Ж. Пиаже?

8. В чем состоит своеобразие психического развития ребенка, согласно Л.С. Выготскому?

9. Каковы движущие силы психического развития ребенка, по Д.Б. Эльконину?

10. Каковы основные критерии выделения возрастных стадий в отече­ственной психологии?

CD Тестовые задания

1- Утверждение «каждый человек в ходе своего индивидуального психического развития необходимо повторяет все стадии развития челове­ческого общества» принадлежит...

А. Биогенетическому подходу к психическому развитию.

Б. Социогенетическому подходу к психическому развитию.

В. Концепции конвергенции двух факторов.

Г. Психогенетическому подходу.

2. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации дет­ ства...

A. Новообразования, ведущий тип деятельности.

Б. Новообразования, динамика перехода от одного периода к другому.

B. Динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития.

Г. Новообразования, социальная ситуация развития.

3. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит...

A. 3. Фрейду.
Б. Ж. Пиаже.

B. Э. Эриксону.

Г. Л.С. Выготскому.

4. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для...

A. Биогенетических концепций психического развития.
Б. Социогенетических концепций психического развития.

B. Концепции конвергенции двух факторов.
Г. Психогенетических концепций.

 

ГЛАВА 28. МЛАДЕНЧЕСТВО






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.