Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема возрастных кризисов






Понятие кризиса или критического возраста вводилось в науку эмпирическии в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет как переход от дошкольного к школьному возрасту, затем трех— как возраст строптивости и упрямства, последний — кри­зис 13 лет, который был описан как негативная фаза возраста поло­вого созревания (Ш. Бюлер). Иногда кризисы рассматривались как болезненные отклонения от истинного пути развития.

В концепциях социального научения названия критических периодов социализации получили те возрасты, когда влияния среды наиболее эффективны. Сближая человека с животным, а развитие у ребенка социальной привязанности — с процессом запечатления, сторонники социогенетического подхода настаивают на критичнос­ти (или сензитивности в нашем понимании) более ранних возрас­тов. При представлении о психическом развитии как взаимодей­ствии биологической наследственности и социального научения качественные изменения психики игнорируются, а потому и поня­тие кризиса как периода приобретения нового качества практиче­ски отсутствует.

В психоаналитической традиции, напротив, подчеркивается ка­чественное отличие одного этапа развития от другого. Однако и там первоначально применялось понятие конфликта, а не кризиса. Даже Э. Эриксон, который выделяет закономерные возрастные кри­зисы на каждом этапе развития личности, рассматривает кризис скорее как конфликт противоборствующих на каждом этапе благо­приятных и неблагоприятных тенденций развития.

П.П. Блонский одним из первых указал на то, что возрастные изменения могут происходить постепенно (литически) и резко (кри­тически). Он называл времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, эпохами и стадиями, а времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически, плавно, постепенно, — фазами.

Л.С. Выготский в свою очередь показал, что чередование ста­бильных и критических периодов есть закономерная особенность психического развития, проявляющаяся и в чередовании детских возрастных этапов. Регулярность кризисов, которые являются по­воротными, переломными пунктами в развитии, подтверждает, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а рево­люционным путем. В относительно устойчивые или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микро­скопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования Можно назвать следующие особенности критических перио­дов детского развития:

тносительная трудновоспитуемость ребенка в этот период;

- ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколь­ко теряет из приобретенного прежде. Нет появления новых инте­ресов, стремлений, новых видов деятельности и форм внутренней жизни;

- кризис наступает незаметно: трудно определить его начало и окончание. Однако в середине этого возрастного периода происхо­дит резкое обострение кризиса: эта кульминационная точка резко отличает критические возрасты от стабильных эпох детского раз­вития.

Согласно Л.С. Выготскому, самое существенное содержание раз­вития в критические возрасты заключается в возникновении ново­образований, которые, как показывают конкретные исследования, в высшей степени специфичны. Их главное отличие от новообразо­ваний стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности.

Современные последователи Л.С. Выготского трактуют понятие кризиса несколько иначе. Например, К.Н. Поливанова описывает содержание кризиса как субъективацию новообразования, сформи­ровавшегося в предыдущем стабильном периоде развития. Субъективация — обнаружение самим субъектом собственного желания или действия. Согласно этой точке зрения достигнутое в стабиль­ном возрасте умение существует лишь объективно, но до кризиса не представлено самому ребенку, не является его достижением, не принадлежит ему. Оно становится достижением самого субъекта лишь в кризисе. Лишь в кризисе рождаются субъектность акта развития и его действительные участники. В кризисе идет опро­бование новой идеальной формы в наличной ситуации.

Содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода, т.е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразова­ния (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под : су6ьективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта (К.Н. Поливанова).

Понятие возрастного кризиса применимо не только к детству и отрочеству. Поскольку взрослый человек меняется, изменяется его место в системе общественных отношений, выполняемый им набор социальных ролей, то'естественно предположить, что данные изменения тоже могут происходит критическим путем. В связи с этим Д. Левинсон полагает, что у взрослого человека нормальные кризи­сы развития происходят в среднем один раз в шесть — восемь лет. Другие исследователи считают, что наступление кризиса связано не с хронологией жизни, а с жизненными поворотными событиями, которые заставляют человека переосмысливать свое прошлое, пе­ресматривать цели и менять ведущие мотивы (Т.Б. Карцева). При этом одни и те же объективные события для одних могут быть жизненно важными, а для других нет. Имеются эмпирические дан­ные, показывающие большое значение разрешения очередного кри­зиса взрослости (кризиса жизненных перемен) для благоприятного протекания следующего за ним периода жизни (П. Ниемеля). Та­ким образом, получается, что кризис играет во взрослом периоде ту же роль, что в детстве и юности, т.е. полное его разрешение обеспе­чивает дальнейшее поступательное развитие (Б. Ливехуд).

Анализируя периодизации психического развития взрослых, выдви­нутые Д. Левинсоном, В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман, К.Н. По­ливанова замечает, что во всех случаях речь идет о том, что человек в какие-то периоды жизни делает, а в другие осмысливает сделанное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.