Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Волшебные перчатки» и другиепсихокоррекционные сказки

В маленьком ли городке, в большом ли городе, это с какой стороны посмотреть, жила была девочка лет шести, умница-разумница и просто красавица. Звали её Машенька. И была девочка эта не простая, а заколдованная. Наслала на неё свои чары лесная ведьма, с которой Маше выдалось повстречаться в детстве. С тех самых пор, если Маша что-то роняла или бросала, будь то любимая игрушка, книга или даже мамина помада, то никак не могла поднять предмет сама. Настроение у неё тут же портилось, внутри просыпалось колдовское упрямство, и ни за что не давало девочке навести порядок в своих вещах и игрушках. Весь дом к вечеру обычно кишил сломанными игрушками, то тут то там были рассыпаны разные мелочи, виднелись пятна от разлитого сока или молока.

Смирились с этим и мама девочки, и бабушка, и даже младший братик Васятка. Каждый вечер ползали они по дому, вытирали пол, мыли ковры, собирали разбросанные Машей вещи и чинили игрушки. В хороший день работы было на час-два, а в период лунного затмения, когда чары ведьмы особенно сильны, вся семья только и делала, что успокаивала девочку, а брат торопливо прятал под кровать свои любимые игрушки, чтобы Машенька и их ненароком не сломала.

Так бы и продолжалось дальше, если бы в один прекрасный день не нашла девочка на краешке своей кровати удивительный подарок. Прослышала добрая фея про Машину беду, и передала ей с утренними пташками воздушные кружевные перчатки. Не простые это были перчатки, а золотые и совершенно волшебные. Только одела их Машенька, как сразу злое колдовство как рукой сняло. В этих перчатках могла Маша поднимать свои игрушки и класть их на место. Если вдруг что-то падало случайно – подхватывали чудо-перчатки летящие предметы на лету, не давая им даже коснуться пола. Вот уж счастье пришло в семью! Улыбалась мама, умилялась бабушка, больше всех радовался Васятка, ведь игрушки теперь не терялись, не ломались, и их не нужно было прятать от сестры подальше под кровать.

Теперь каждый вечер вместо того, чтобы убирать разбросанные Машенькой вещи, вся семья собиралась на кухне. Бабушка пекла сладкие пироги, а мама читала детям добрые сказки о волшебных сказочных зверях, чудесных феях, принцах и принцессах. И даже папа стал приходить домой пораньше, чтобы посидеть со всеми вместе на кухне и попить чай.

Так Машеньке стал дорог подарок феи, что она не снимала перчатки даже ночью, чтобы вдруг не потерять их. Взрослея, девочка обнаружила и другие волшебные свойства перчаток. В них чудесно мылась любая посуда, в любой воде, никогда не выскальзывала из рук и всегда блестела. Оказалось, что в перчатках Маша умеет прекрасно готовить, шить, вязать, вышивать, рисовать, лепить, словом может делать всё, что ей только заблагорассудится. Со временем волшебные перчатки стали на руках девочки тонкими и прозрачными, совсем незаметными для постороннего взгляда. И лишь на солнце слегка поблёскивали золотым кружевным узором. Видимо от этого, думала девочка, все вокруг говорили, что у Машеньки золотые руки!

Вот такая специальная волшебная сказка была написана для одной шестилетней девочки по просьбе её мамы. А знаете, что это не простая сказка, а особенная? Психологи-сказочники могут назвать данную сказку психокоррекционной. Такая психокоррекционная сказка направлена на то, чтобы очень мягко повлиять на поведение ребёнка. Это делается за счёт того, что в сказке нежелательное поведение, в нашем случае разбрасывание игрушек и пренебрежительное отношение к вещам, «заменяется» желаемым - аккуратное и бережное отношение к предметам, а ребёнку при этом объясняется смысл происходящего. Очень хорошо, если также ребёнку показываются плюсы нового способа поведения, рассказывается, почему ему лучше и приятнее будет вести себя по-другому. В нашем случае в сказке говорится о том, что вместо ежевечерней рутины по сборке и починке вещей, вся семья вместе может заниматься любимыми для ребёнка делами. Эти приятные дела также не просто так берутся из головы сказочника, а уточняются согласно реальным интересам ребёнка, в нашем случае девочка очень любит семейные застолья и чтение сказок.

 

 

Сочинять такие незаменимые в воспитании ребёнка сказки может не только психолог, но и сами родители. Это совсем не сложно! Главное знать золотые правила, которыми мы с вами с удовольствием делимся! Во-первых, нужно иметь в виду, что метод имеет ряд ограничений. Подобные сказки хороши для детей до подросткового возраста, это примерно до 11-13 лет, и второе, тема их – изменение неэффективного и неадекватного поведения ребёнка.

Перво-наперво нам нужно подобрать для сказки главного героя. Он должен быть близок ребёнку по полу, возрасту, характеру, интересам. Это делается для того, чтобы малыш смог идентифицировать, т.е. сроднить себя с персонажем сказки и в дальнейшем усвоить сказочный урок героя. Чтобы усилить это действие – описываем жизнь главного героя сказки так, чтобы ребёнок смог найти сходства между его жизнью и своей. Можно описать семью ребёнка, его интересы, ежедневные дела, но ненавязчиво, в сказочной манере. Затем, обрисовываем проблемную ситуацию, очень похожую на реальную ситуацию ребёнка. Описываем один из случаев жизни героя сказки, где проявляется неадекватное поведение, и акцентируем внимание на переживаниях, которые испытывает в подобной ситуации наш малыш. Дальше герой сказки начинает искать выход из сложившейся ситуации. Он может действовать сам, встречать добрых волшебных существ, которые окажут ему помощь, объяснив, что с ним происходит. Наша задача – показать малышу на примере сказки другие возможные способы поведения в сложившейся ситуации, показать их эффективность и полезность. В результате этого герой, и наш малыш, становятся на путь осмысления своего поведения и его изменения. Это действительно волшебное действо, и каждый родитель может помочь своему ребёнку свершить его!

Однако, чтобы писать действительно эффективные сказки необходимо помнить о причинах «плохого» поведения детей. Только зная об истинных причинах неадекватного поведения можно способствовать его изменению.Обычно дети ведут себя плохо в 5-ти случаях:

1. Ребёнок желает привлечь к себе внимание. Если причина неадекватного поведения в этом, то в сказке будет уместным показать ребёнку приемлемые и эффективные способы привлечения внимания.

2. Ребёнок борется за власть с родителями, сверстниками, желает контролировать ситуацию. Если причина в этом, то в сказке необходимо дать положительную модель использования лидерских качеств малыша, указать, что власть имеющий, прежде всего, заботится о своих ближних.

3. Ребёнок мстит за что-то взрослому. В этом случае в сказке описывается ситуация таким образом, чтобы ребёнок мог взглянуть на неё с другой стороны и исправить своё искажённое восприятие ситуации.

4. Ребёнок желает избежать неудачи, ему тревожно или страшно. Тогда другие герои сказки помогают главному герою справиться со страхами, предлагают разные способы как можно это сделать, оказывают всяческую поддержку.

5. У ребёнка не сформировано чувство меры. В этом случае можно довести ситуацию до полного абсурда, показать всю красу неадекватного поведения, все его последствия и поставить героя перед выбором. Стиль поведения должен будет выбрать сам малыш.

Создавать подобные сказки нам помогает наш опыт, ведь многие ситуации были пережиты нами или нашими друзьями в прошлом. Даже если малыш не проявил активного интереса к вашей истории, это совсем не значит, что сказка не удалась. История всё равно затронула душу ребёнка и у него внутри начались некие изменения, результаты которых нужно лишь дождаться. Будьте терпеливы. Психокоррекционные сказки даже не обязательно обсуждать с ребёнком, если он этого не хочет. Иногда полезно оставить малыша наедине с новой информацией, дать ему возможность пережить её. Конечно, если у него возникнут вопросы или желание поделиться своими мыслями – с радостью выслушайте его и обсудите сказочные уроки.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список. 1. Домаренко, Е. В. Возрастные социально – культурные технологии: учеб | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.