Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие восприятия.






В 3-5 лет восприятие детей носит активно- действенный характер, т.е. воспринимает при совершении активных действий.(практических)

постепенно восприятие превращается в самостоятельный процесс, т.е. ребенку не обязательно действовать с предметом это происходит зрительно.

Особенности восприятия.

1.Нецеленаправленное- дети этого возраста не умеют подчинить восприятие поставленной цели. Окружающий мир управляет ребенком, восприятие вызывается особенностями раздражителя.

2.Нечеткое, не дифференцированное- расплывчатое, слитное, смешанное.

Носит беспорядочный характер, непоследовательное.

В старшем дошкольном возрасте отличительной особенностью является увеличение его осмысленности. Так же идет систематизация сенсорных эталонов, совершенствуются способы восприятия(не нуждается во внешних приемах, перемещениях, заменяется зрительным сравнением, при рассмотрении глаз движется по контуру).

Восприятие картины.

Ребенок в раннем и дошкольном возрасте относится к картине как к действительности, гладит ее, трогает. Дети предполагают, что они имеют те же качества что и настоящее(3 летний ребенок по рисунку человека, стоящего спиной, спросил: Где лицо? И перевернул лист. Девочка выцарапывала цепи Прометею. 4 летние дети начинают соотносить картину с действительностью. Сюжетные картинки понимают плохо. При рассказе ограничиваются перечислениями. В старшем дошкольном возрасте начинает воспринимать перспективу, понимает содержание картины.

Исследование Т.О. Гиневской показало, что основным условием, обеспечивающим легкое понимание рисунка, является такая композиция, при которой отдельные компоненты подчинены одному структурно- смысловому центру.

В развитии восприятия рисунка выделяются следующие стадии:

1.Перечисление -3 года, ребенок называет отдельные предметы.

2.Описания- 5 лет, ребенок описывает предмет. У него развивается умение правильно соотносить рисунок с действием.

3..истолкование-6-7 лет, совершенствуется интерпретация рисунка, понимание его содержания.

Штерн выделил 4 ступени развития восприятия картины:

Стадия предметов- восприятие отдельных предметов.

Стадия действия- называет предметы и указывает на те действия. которые проделываются с этим предметом.

Стадия качеств и признаков- указывает признаки воспринимаемых предметов.

Стадия целостности- представление о совокупности частей и свойств.

«Ребенок сначала воспринимает картину, мир как известную совокупность предметов, далее начинает воспринимать его как совокупность действующих и двигающихся предметов, затем начинает обогащать эту совокупность действующих предметов качествами или свойствами, и наконец, приходит к восприятию известной целостной картины, которая является для нас аналогом реальной осмысленной целостной ситуации, восприятием целостной действительности». Блонский.

Этапы восприятия отражают этапы развития речи:

1.Слово- существительное

2.Существительное - глагол

3.+ прилагательное

+ связная речь.

Изучение восприятий формы и цвета предметов про­водилось и советскими психологами С. В. Мухиным, Б. И. Хачапуридзе и др.

Б. И. Хачапурндзе исследовал также знание детьми названий формы различных предметов и фигур. Оказалось, что лишь небольшая часть детей 7 лет правильно называет формы известных предметов, 55% детей не могут правильно назвать ни одну из предлагаемых им форм (дети в этом случае обычно опредмечивают форму, давая такие названия, которые устанавливают связь определенной формы с данным предметом). В случае, если детям известны названия основных геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник), только часть из этих детей, не более 77, 3%, правильно называют их при восприятии [41]. Б. И. Хачапуридзе отмечает значительный педагогический эффект работы с дидактическим материалом по развитию восприятия формы:

87—90% детей после работы с этим материалом правильно называют форму предлагаемых им предметов. Дети, о которых пишет Б. И. Хачапуридзе, посещали детский сад, с ними проводились обычные для дошкольных учреждений занятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.