Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педантичность






 

Педантизм в отличие от демонстративности отличается исключительно малым вытеснением. Если демонстративность характеризует высокий уровень эгоцентризма, то педантичность можно охарактеризовать определенным уровнем альтруизма. В данном случае понятие «альтруизм» связано с действием по социально одобряемому пути. Альтруизм проявляется в виде явной или скрытой социофобии. «Сделай все как велит социум и ты обретаешь спокойствие» – говорит альтруизм личности. Педантизм по мнению К.Леонгарда лежит в той же сфере, что и демонстративность – сфере интересов и склонностей.

Альтруизм на наш взгляд несовместим с естественным отбором, он развивается совместно с цивилизованным гуманизмом. Гуманизм заложен в природе человека априорно. Сонди считал, что гуманизм сходен с религиозностью, которая изначально заложена в семейном бессознательном. Ни одна шкала теста «Акцент» не является настолько прогностична в отношении психосоматической патологии, как шкала педантичности. В этом случае психосоматика развивается как результат блокады внутренних грубых агрессивных аффектов, торможения внешней агрессии, которая трансформируется в собственные страдания, вместо страданий другого. Это можно представить как Авеля удерживающего руку своего брата Каина, которая вместо прямого отреагирования, давит нервную систему, сердечно-сосудистую, пищеварительную. Авель и Каин понимаются как два возможных архетипа действия любого человека и только Эго выбирает и дает разрешение на проявление одного из них. С понятием «каиновы тенденции» связана не только ревность, зависть, мстительность – это прежде всего борьба, борьба для уничтожения себе подобных, которую сдерживает Авель. Однако Каин осмеливается посягнуть на равенство перед богом-отцом, поставить на его место собственное «отцовство» – вместо отца небесного собственное «самоотцовство». Следующей жертвой «каинов» должен был стать Христос, как олицетворение гуманной, всевидящей силы. Этот архетип живет в бессознательном и проявляется специофобией за несмываемый грех мыслей об отцеубийстве внутренним, неосознанным Каином. Педантичность можно рассматривать как инстанцию совести, диктующую нормы поведения и не допускающую свободу реализации агрессивных тенденций. Энергия агрессий может быть направлена на «катэксис» – застой энергии в виде системы ритуалов, свойственных педантам.

В работе «Тотем и табу» З. Фрейд писал: «…ярче всего сходство обычаев табу с симптомами невроза навязчивых состояний проявляется в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов». В общем виде стремление к упорядоченности, аккуратность, скрупулезность, нерешительность, можно рассматривать как произведение неосознаваемой части ритуальных психологических защит.

Что представляют из себя ритуалы ананкаста? Для чего они нужны?

Рассмотрим более тщательно понятие «катексис». Катексис – это процесс помещения либидозной или противоположной ей энергии в различные сферы психической жизни, в идеи, или действия. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам. Оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Если представить либидо как определенную сумму денег, то катексис – процесс покупки, вкладывания денег в ценности. Чем больше денег вложено в одни ценности, тем меньше их остается для покупки других.

Если принять положение психоанализа о том, что все ассоциации являются либидозно сцепленными, то блок сцепленных свойств будет удерживать то же либидо и свойства, определяемые каждой шкалой теста «Акцент» и объединяемые под демонстративностью, педантичностью и другими являются либидозно сцепленными.

Энергия, противоположная энергии либидо – энергия мортидо, может также катектироваться. Тогда ритуал предназначается для связывания мортидо. Иллюстрацией к этому могут послужить контрпульсивные желания. Они возникают как конфликт между внутренними «каиновыми», мортидозными желаниями с одной стороны и «авелевыми» в виде морали, как производной Супер-эго с другой.

Так, например, при возникновении у матери навязчивого желания ткнуть в глаз вилкой любимому ребенку возникает защитный ритуал в прятании всех острых предметов в формировании чувства вины. Продукт этого бессознательного конфликта-сомнения, которые появляются вторично, тормозят действия, вследствие длительной переработки, ведут к перепроверкам и в свою очередь усиливают стойкость ритуальной защиты.

Страх, который сопровождает вышеуказанные процессы является побочным продуктом, который соединяет и укрепляет все процессы в единый блок тенденций – блок сцепленных свойств лежащих на неосознанном уровне, но детерминирующий развитие внешних проявлений.

Педантичность, определяемая тестом «Акцент» может указывать лишь на склонность к акцентуации, повышенную рефлексию, чувствительность к нарушению моральных норм, склонность к морализации. С возрастом это принимает вид склонности к навязчиво-моральным наставлениям, проецируя при этом на субъекта наставлений свою внутреннюю неосознаваемую борьбу между желанием и запретом.

Повышенный уровень педантичности, отмечаемый в юношеских графиках теста «акцент» можно рассматривать как попытку представить себя в лучшем свете, используя при этом социально-приемлемые категории – аккуратность, добросовестность – свойственные педантичным личностям. Такие показатели, если они сочетаются с высоким уровнем демонстративности, гипертимности можно рассматривать как склонность к вытеснению, проявлению псевдологии. Сочетание высоких значений педантизма и интроверсии может свидетельствовать в пользу элементов навязчивости проявляемых на поведенческом уровне. Пик педантичности с одновременным подъемом профиля по шкалам тревожности и циклотимности указывает на меланхолический стиль реагирования, фиксацию тревоги и ограничительное поведение, особенно при снижении при этом уровня гипертимности.

 

 

ЗАСТРЕВАНИЕ

 

«Застревание» понимается К.Леонгардом как патологическая стойкость аффекта. Понятие «патологическая» в отношении акцентуации (даже если она и есть) неприемлемо, так как акцентуация к патологии не относится.

В царстве приматов, в филогенезе достаточно трудно найти архаическую форму застревания. По-видимому оно имеет свои корни в тотеме древних людей, как форма слияния с могущественным тотемным существом, путем идентификации с ним. В стремлении расширить ареал обитания, владеть собственностью, чувствовать себя Богом, идеалом, ощущать свою независимость. В патологии эти стремления максимально усиленные и искаженные приводят к бредовым идеям величия. «Застревать» могут не отреагированные адекватно эмоции (эмоциональное напряжение, фрустрация, переходящая в депривацию). Невозможность отреагировать связана с тем, что в условиях общества отреагировать не представляется возможным из-за конвенциальных норм. В результате блокады поведенческого канала отреагирования активизируются психологические механизмы личности, направляющие внутреннее напряжение в социально приемлемое русло.

Какие механизмы детерминируют развитие застревания? Согласно А.В. Личко паранойяльная акцентуация формируется на третьем-четвертом десятке лет, в период наступления полной социальной зрелости, а у подростков встречается чрезвычайно редко (Королев В.В.).

А что происходит с личностью до манифестного проявления паранойяльной акцентуации? В отличие от демонстративного типа, паранойяльному в силу относительно невысокой способности к вытеснению не удается эффективно устранить тревогу и эмоции, вытеснив их в бессознательное. Еще К.Леонгард указывал, что паранойяльных акцентуантов отличает легкая, но избирательная уязвимость. С чем она связана? По-видимому, ситуация, вызывающая эмоции при избирательной уязвимости должна вызывать бессознательное, вытесненное напоминание о более ранней, возможно детской ситуации, которая была запечатлена в памяти бессознательного в символическом виде. Необходим какой-то механизм, удерживающий вытесненный материал. По мнению З. Фрейда, этой силой является сила вытеснения. Но это сила скорее всего обеспечивает лишь транспорт вытесненного материала и частичное удерживание наиболее динамичных его частей. По нашему мнению этим механизмом является механизм фиксации, хотя необходимо отметить, что оба эти механизма – вытеснение и фиксация сочетаются между собой. Под фиксацией мы понимаем механизм стойкого запечатления в бессознательном вытесненных психосексуальных тенденций, фрустрированных в детстве желаний, образа мышления, контроля за трудными ситуациями, отношения к реальной действительности, контроля и выражения инстинктов и эмоций. При повышенной способности к фиксации, в бессознательном запечатляется значительно больше вытесненного материала, чем у не акцентуированных по этому типу. Фиксация включает в работу другие защитные механизмы – рационализацию, проекцию, гиперкомпенсацию, сверхценные и доминирующие идеи.

З.Фрейд считал, что пациент с паранойяльной акцентуацией не поддается психотерапевтическому воздействию вследствие их нарциссизма, который не дает возможности вывести либидо за пределы собственной личности и неодолимого и не анализируемого сопротивления. Однако, он отмечал, что в ряде случаев (случай Шребера), в основе бредообразования при паранойе лежат вытесненные гомосексуальные тенденции. В совместной работе с Й. Брейром «Об истерии» З. Фрейд писал: «У женщин, величайший источник сопротивления связан с завистью к пенису, тогда как у мужчин величайшее сопротивление исходит из страха пассивных желаний по отношению к другим мужчинам».

С этим мнением Фрейда можно соглашаться или не соглашаться, но женщины, показывающие высокие значения по шкале застревания теста «Акцент» имеют мужские черты характера.

Одним из характерных проявлений застревающих личностей является проекция, как форма замещения, при которой собственные неосознаваемые черты, побуждения и мотивы приписываются другим, проецируются на них. В первую очередь среди бессознательных тенденций проецируются страх и ненависть. При дезорганизации Эго это служит основой для появления бредовых идей, таких как идеи отношения, преследования. Механизм проекции часто служит причиной предубежденного и враждебного отношения к другим лицам, на которых проецируются свои отрицательные тенденции и легко ведет к развитию взаимного отчуждения. С этим связывают крайнюю неуживчивость паранойяльных личностей.

Вышеуказанные тенденции определяют спектр черт характера объединяемых понятием «застревание». Это – упорство, переходящее в упрямство, жестокость, несгибаемость, властность, ревность, зависть, мстительность, подозрительность, неуживчивость и т.д.

Степень выраженности этих свойств, их направленность зависят от степени развития других черт и склонностей личности, которые могут либо усиливать, либо их ослаблять.

Защитный механизм компенсации и гиперкомпенсации активируются из-за страха быть «никем», что можно рассматривать как осознание своего комплекса недостаточности.

А.Е. Личко рассматривает механизм компенсации, как механизм свойственный астено-невротическим подросткам. Механизм гиперкомпенсации – свойственный сенситивным и психастеническим. Но и для паранойяльной личности они также актуальны, как желание доказать свою значимость. В этом случае борьба за преодоление своего комплекса недостаточности никогда не заканчивается, несмотря ни на какие успехи в жизни. Так, застревание может привести личность на арену политической борьбы в попытке максимально расширить свое могущество прикрываясь лозунгами предвыборной компании – заботы о народе и невыполнимыми обещаниями. Это можно рассматривать с точки зрения психоанализа как попытку «каннибализировать» образ своего отца, став самому себе отцом, получив признание себя как отца со стороны избирателей. Эти проблемы характерны для лиц фиксированных на доздиповой стадии психосексуального развития. В этом случае регресс на эту стадию возрождает к жизни подавленные инфантильные желания, которые получают возможность при приходе к власти для их социализированной социализации.

С высокими значениями по шкале застревания, коррелируют значения 6-й шкалы ММИЛ, 2-й цветовой эталон Люшера на предпочитаемых позициях. Экспериментально установлено, что дети, выбирающие в качестве предпочитаемого зеленый цвет во 2-м субтесте Люшера, показывают более высокие результаты в учебе, что можно рассматривать как компенсацию детского комплекса недостаточности, способность к ней.

Низкие значения застревания встречаются при эпилептоидности, как мотивационно искажаемый показатель. Они могут отражать также внутреннюю трагедию, крушение замыслов, надежд, депривацию – в сочетании с низкими показателями гипертимности, возбудимости, высокой интроверсией. При сочетании с высокой дистимией, низкой гипертимностью, низкой возбудимостью, циклотимностью – замирание в горе (напрашивается аналогия с комплексом Ниобы). Несмотря на отрицаемую в ряде случаев испытуемыми, при высоких значениях застревания, характерных для него черт. Они присутствуют в сублинированном виде, но в стрессовых ситуациях они могут выйти на передний план личности.

Исходя из отношения застревания к комплексу недостаточности, механизму фиксации, выходят не только клинические категории. На базе этих механизмов образуется мотивация достижения.

Комплекс недостаточности появляется у ребенка независимо от того, есть у него физический недостаток или нет. Даже при наличии физического недостатка (А.Адлер), осознания его недостаточно, чтобы ребенок пошел по пути компенсации или гиперкомпенсации. Если недостатка нет, то его ребенок может придумать или перенести от кого-то из родственников в силу механизма идентификации. Придумывание недостатка и борьба с ним – это лишь символ, отголосок борьбы с бессознательными мотивами, которые благодаря механизму фиксации прочно сидят в бессознательном. На социальном уровне это проявляется в виде мотивации достижения.

 

 

ВОЗБУДИМОСТЬ

 

К. Леонгард указывал, что возбудимость проявляется во власти влечений и инстинктов над разумом.

Возбудимость можно рассматривать как стремление к разрядке внутреннего напряжения в прямом отреагировании на поведенческом уровне, минуя систему социальных норм и установок, ограничивающих агрессивные тенденции. Возбудимость в этом контексте рассматривается как сумма тенденций, исходящих из Оно. Оно (ИД) понимается как аккумулятор энергии, источник инстинктов, образование, где нет морали, нравственности, совести, разделения на воображение и реальность. Оно иррационально и идет за принципом удовольствия.

Часть структуры личности, которая призвана противодействовать Оно Супер-Эго, которое представляет собой сборник «должен», родительские и общественные ценности. Одной из задач Супер-эго, является контроль асоциальных импульсов, исходящих из Оно. При слабости Супер-эго, преобладают Ид-тенденции, несущие с собой агрессию, гнев, вспыльчивость, разрушительные аффекты.

В данном случае необходимо разделить агрессию, сопровождающую «каиновы» тенденции и агрессию, идущую из Ид. Агрессия, идущая из Ид, не имеет конкретного направления, она «вырывается на свободу» и разрешив что-либо затихает, она подлежит сублимации. «Каиновы» тенденции направлены на конкретную цель, например на ритуальное «отцеубийство». Она также подлежит сублимации, но через связывание посредством ритуала.

В защиту этого утверждения можно привести работу З.Фрейда «Моисей и монотеистическая религия», где указывается, что Моисей погиб от рук своего собственного народа, своих старших сыновей. С этой же точки зрения можно рассматривать и ритуальное убийство в определенный день тотемного животного, христианский ритуал причастия, когда верующий «вкушает кровь и плоть господню». Это можно рассматривать как ритуальное, символическое отреагирование «отцеубийства», эффективная сублимация «каиновых» тенденций.

При одинаково сильных тенденциях исходящих из Оно и Супер-эго, происходит их столкновение на уровне Эго и отреагирование их в социуме. Результат этого – упорная борьба за мнимую справедливость, сутяжничество, декларация высоких целей и идеалов и фанатичная борьба за них. Наиболее часто встречаются бредовые идеи национальной ущемленности. Сцепленные с национальным нарциссизмом они способствуют нагнетанию национал-шовинизма. По мнению французского философа Лебона, при скоплении масс людей, их интеллект отступает на задний план, а на передний план выступают разрушительные тенденции из расового бессознательного. В этом случае эти массы на фоне их самогипноза, может возглавить фигура, имеющая отцовскую символику и обещающая выполнить требования расового бессознательного (Жириновский В.В.)

Подобное притягивает подобное, Ид тенденции не могут быть эффективно сублимированы в культуре из-за отсутствия силы Супер-эго. Чем ниже культура общества, тем выше преступность. Для люмпен-пролетариата, в условиях суммирования его Ид-тенденцией необходим лишь психопатизированный вождь, чтобы указал врага. Кто же тогда может быть вождем? По-видимому тот, кто идентифицируется с фигурой символического отца. Это Бог, царь, родитель или те, кто эти функции выполняет. Если новоявленный «царь» не будет периодически указывать на новую жертву, то жертвой падает он сам. История русских революций достаточно ярко иллюстрирует это. Да и послереволюционный период это подтверждает.

Среди алкоголиков, наркоманов, проституток большое, подавляющее число возбудимых личностей. Противоположность им – люди, избравшие своей профессией борьбу с ними, они имеют ту же возбудимость, только в определенной степени сублимированную, проявляющуюся социально приемлемым путем.

Возбудимые тенденции проявляются не только в виде агрессии. Среди них можно отметить склонность к легкому вступлению в интимные контакты с частой сменой партнеров, побеги из дома у подростков, недобросовестность, необязательность, неумение делать адекватные выводы из прошлого опыта.

В тесте «Акцент» высокие значения возбудимости указывают на вспыльчивость, преимущественно экстрапунитивный тип ответа на фрустрацию, склонность к алкоголизации, дисгамии (Свядощ). Для подростков это проявляется в период разгара второго пубертата, когда внутреннее напряжение нуждается в разрядке и приводит к девиантному поведению. Иллюстрацией к этому служит реакция группировки подростков. По мнению многих исследователей, большая часть так называемых «нефориалов», является акцентуированными личностями. Ид-тенденции у них находят выход в символике (металлисты, панки). Это можно представить как катектирование неотреагированной части либидо. Данные тенденции делают их неспособными к объектным отношениям и приводят к нарциссизму, некрофилии (Э. Фромм). В дальнейшем, после вступления в брак эти отношения могут смягчаться, но в стрессовых ситуациях подробная модель поведения может проявляться как защитный механизм, который является одновременно и точкой фиксации и последующего защитного регресса.

Низкие значения возбудимости в тесте «Акцент» указывают на снижение способности к отреагированию, обесценивание предмета фрустрированной потребности, уравновешенность, склонность к сомнениям. Встречающиеся нулевые показатели возбудимости указывают на наличие сильных внутренних запретов на агрессию или являются мотивационно искаженными и их следует рассматривать как высокие. Сочетание высоких значений возбудимости и демонстративности отражает склонность к завышенной самооценки, грубой конверсии, эффективным вспышкам в личностно значимых ситуациях, при угрозе престижу. Сочетание застревания с возбудимостью, особенно при высоких значениях дистимии отражает склонность к возникновению дисфории. В этом случае можно говорить о напряжении механизмов психической адаптации, возможной акцентуации по эпилептоидному типу. Сочетание высоких значений педантичности и возбудимости приводят к недовольству, ворчанию, амбивалентности, удовлетворению собственных интрапунитивных тенденций путем вызывания вины у окружающих. У женщин подобное сочетание может отражать сексуальную неудовлетворенность.

 

 

ГИПЕРТИМНОСТЬ

 

Гипертимность К. Леонгард относит к чертам темперамента. Гипертимность по нашему мнению, это прежде всего жизненная активность, являющаяся основой любой деятельности, без нее нет жизни во всех проявлениях. У новорожденного она проявляется в поиске объекта прикрепления – источника комфорта, защищенности. З. Фрейд считал, что в этом случае дело не только в пищевом инстинкте. По его мнению, грудь матери служит объектом первичной любви, через нее ребенок становится способным к объектным отношениям, то есть в дальнейшем будет способен отойти от собственного нарциссизма и любить других. Кроме этого грудь матери, питание обеспечивает прохождение первой фазы психосексуального развития по З.Фрейду – оральной. Неблагоприятные условия этой фазы развития – недокармливание, пороки развития ротовой полости ребенка, соска матери нарушают течение этой фазы и могут способствовать фиксации на ней.

По мере роста ребенка, развития его органов чувств, расширяются познания об окружающем мире и гипертимность изменяет свою форму, оставляя неизменным содержание. Когда ребенок чем-либо не удовлетворен, его активность снижена из-за внешних запретов, он регрессирует на оральную стадию развития, требуя соску или заменяя ее пальцем. Это свойство сохраняется и у взрослых как потребность держать что-либо ворту при затруднениях или раздумьях – сигарету, пальцы, ручку и т. д.

Гипертимные личности (личности орального типа) ориентированные на речевую и моторную активность, стремление овладеть объектом без длительной фиксации на нем. Для них главное - это ощущение полноты жизни, процесса действий. Травма отрыва от груди (вторая травма) для них значима, к повторению которой они бессознательно стремятся - в постоянном поиске объекта и отрыва от него. Удерживать высокий уровень активности позволяет такой защитный механизм, как отрицание, являющийся разновидностью более общего защитного механизма – сопротивления. При этом фрустирующие стимулы просто не принимаются во внимание. На поведенческом уровне это проявляется в веселости, беспечности, обширных, но невыполнимых планах на будущее, непринятием условий ограничивающих активность, навязывающих свои условия, непереносимость однообразной, неменяющейся обстановки.

Высокое значение гипертимности по тесту «Акцент» указывают на слабость рефлексии, несерьезность, изменчивость решений и мнений, легкость вступления в интимные контакты, подверженность ситуативным тенденциям, групповым мнениям.

Низкие значения гипертимности указывают на снижение жизненной активности, ощущение потери значимого объекта, тоска по нему, чувство одиночества, неудачи, непонятность, незащищенность. Низкие значения гипертимности в сочетании с высокими значениями дистимии, интроверсии, экзальтированности настораживают в плане жизнелюбивых тенденций и могут отражать проявление суицидальных мыслей на фоне непсихотической депрессии.

Сочетание высоких значений гипертимности и демонстративности, особенно при низких значениях тревожности, является диагностическим показателем психического инфантилизма. Сочетание высоких значений гипертимности и застревания ведет к усилению упорства застревающей личности, попыткой социализации в социуме собственных инфлятивных тенденций. Высокие значения педантизма при высоких значениях гипертимности встречается редко и может рассматриваться, как попытка представить себя в лучшем свете. Сочетание высоких значений гипертимности и возбудимость взаимоусливает друг друга.

 

 

ДИСТИМНОСТЬ

 

Дистимность по определению К. Леонгарда представляет собой черту личности противоположную гипертимности.

Каковы истоки дистимности? Дистимность рассматривается как состояние пониженного настроения, доходящего до депрессии. Она возникает часто как реакция на потерю значимого объекта – объекта привязанности. С точки зрения психоанализа, это связано с потребностью отнять либидо, вложенное в объект, раз объект потерян. Но либидо нелегко оставляет свои позиции. Например, при потере ребенком любимого котенка, он сам может им стать, изображая его. Сопротивление перенаправлению либидо, даже если имеется замена объекту, может приводить к галлюцинаторным психозам. Например, при смерти одного из супругов состоящих в браке много лет, умерший часто «является» живому во сне.

Таким образом, либидо, его часть, вложенная в объект должна быть перенаправлена. Но куда? По-видимому, катектирована в собственной личности. У каждого этот процесс происходит по-разному, у одних более манифестно, у других менее. Это связано с наследственной предрасположенностью, либо с особенностями прохождения анальной стадии психосексуального развития (Фрейд). Под анальностью в данном случае понимается стремление удержать около себя свои «первопродукты» - производные кишечника, поделиться радостью их появления с матерью. При неблагоприятном прохождении этой стадии развития могут развиться тенденции к накопительству, жадность, консерватизм, инерционность в решениях.

В этой связи можно предположить, что известный призыв: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», в этом смысле звучит как: «Потерявшие объект привязанности и имеющие свободное либидо! Объединим либидо в общем объекте привязанности». В этом случае лозунги имеющие подобный символический смысл хорошо воспринимаются массами и они могут что-либо сделать – вспахивать целину, работать на комсомольских стройках, не претендуя при этом на проявление нормальной - «анальности» - иметь свою собственность. Зачем в этом случае ее иметь – ведь она уже «общая».

В тесте «Акцент» высокие показатели дистимии могут отражать временные неудачи, стремление оградить себя от дальнейших разочарований, ощущение горькой радости поражения, жалости к себе по этому поводу. Могут отражать снижение уровня мотивации, как исход фрустрации, профилактическая мера от депривации, как продолжения фрустрирующей обстановки.

Дистимия и педантизм усиливают друг друга и предполагают наличие фобий, обуславливают устойчивость невротического контура личности. Дистимия и застревание усиливают упорство, в общении подозрительность, при максимально высоких баллах возможна генерация идей преследования. Дистимия и возбудимость прогностичны в отношении проявлений эпилептоидных черт характера. В этом случае можно говорить об определении вязкости мышления, трудности в решении абстрактных задач, злобности, выраженной склонности к девиантному поведению, потребности в разрушительных действиях.

Дистимия и демонстративность редко встречаются вместе и часто бывают попыткой вызвать сочувствие у окружающих. Предложения о помощи в этом состоянии отвергаются и приводят к видимому углублению депрессивного состояния, сопровождаемого обвинениями в адрес окружающих в бесчувственности и черствости.

 

ЦИКЛОТИМНОСТЬ

 

К. Леонград рассматривает циклотимность как аффективно-лабильный темперамент. Вопросы, ответы которые учитываются по шкале циклотимности отражают беспричинные колебания настроения. Но они, как показывает опыт работы с методикой не прогностичны в отношении акцентуации по аффективно-лабильному типу, а скорее указывают на переполненность предсознания большим количеством вытесненного материала. Это по своему значению приближает циклотимность к понятию демонстративности, но придает ей дестабилизирующий характер. Демонстративность можно рассматривать как вытеснение, а циклотимность – как ее следствие.

Значение циклотимности в тесте «Акцент» оценивается как частота смены настроения, степень его устойчивости, ситуативность реагирования. Высокое значение циклотимности придают неустойчивость гипертимности, усиливают негативную направленность при высоких значениях застревания, указывают на психосоматическое отреагирование при высоких значениях педантизма, усиливают дистимическую направленность.

 

 

ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ

 

Экзальтированность К. Леонгард определял как аффективно-экзальтированный темперамент, темперамент «тревоги и счастья», характеризуя его как способность бурно реагировать на события внешнего мира - от восторженности, до печали. В связи с малой нагрузкой вопросами шкалы экзальтированности, говорить об акцентуации по аффективно-экзальтированному типу не представляется возможным.

Предполагается рассматривать данную шкалу как степень проекции внутреннего мира на внешнюю реальность, отражения богатства и многомерности внутреннего мира, возможно некоторую эмоциональную незрелость.

Снижение значений экзальтированности в тесте указывает на сужение диапазона эмоционального реагирования, на некоторую ригидность, устойчивости внутреннего мира, тенденцию к рационализации. Значения экзальтированности различаются по половому признаку. Верхняя граница уровня экзальтированности у мужчин – 18 баллов, в среднем – 12, а для женщин нижняя граница – 18 баллов. Снижение экзальтированности для женщин означает тенденцию к определенной гиперсоциальности, ориентацию на «приземленные», бытовые проблемы, потерю чистой женской иррациональности, женственности. Для мужчин высокие значения экзальтированности указывают на тонкую структуру, нервозность, трудности самоконтроля, беспокойство, шизоидность, возможно латентную гомосексуальность, суицидальные тенденции. Уровень экзальтированности связан в интерпретационной схеме с уровнем дистимии. С ростом уровня дистимии показатель экзальтированности снижается, что указывает на потерю надежд на благополучное разрешение ситуации, возврат утраченного объекта привязанности. Устойчивый профиль с максимально высокой дистимией и нулевой экзальтированностью говорит о проявлении нарциссических тенденций и усиливает застревание. Высокие показатели экзльтированности и дистимии свидетельствуют о внутриличностном конфликте в стадии разгара, амбивалентных тенденциях.

 

ТРЕВОЖНОСТЬ

 

Возникновению тревоги способствует конституционная предрасположенность, особенности индивидуального развития или сочетания этих факторов. Это сочетание обуславливает постоянную готовность к возникновению тревожных реакций, т.е. тревожность воспринимается как часть собственной личности. Согласно З. Фрейду, тревожность является стержнем невротического контура личности. Она проявляется впервые как ответ на ограничение действий ребенка со стороны взрослых. В зависимости от индивидуальных черт личности ребенка, тревожность является более или менее ощутимой.

Невротические образования сопровождаются ощущениями тревоги из базовой невротической триады: тревожность, сенситивность, гиперсоциальность. Тревога в значительной степени влияет на работу всего психического аппарата личности.

Эти тенденции обуславливают проявление боязливости, легкого возникновения страхов в детстве, боязни одиночества. Блок этих тенденций как и всякий другой является либидозно сцепленным, при переходе во взрослое состояние эти свойства трансформируются в покорность, зависимость от объекта привязанности, не насыщаемую аффилиативную потребность, возможно формирование ограничительного поведения, бесконечной интеллектуальной переработки по навязчивому типу. Можно предположить, что истоки этих тенденций лежат в глубоком детстве и связано с особенностями прохождения ребенком шизоидно-параноидной фазы, на которой происходит формирование чувства вины и связанной с ней тревожностью (М. Кляйн, Д. Винникотт).

Высокие значения по шкале тревожности в тесте «Акцент» еще не дают возможность определения личности как тревожной. Так, например, высокие показатели тревожности, эмотивности, экзальтированности, педантичности указывают на наличие невротического контура личности. Наиболее высокие показатели тревожности характерны для женщин (более 15 баллов). Показатель тревожности для мужчин выше 12 баллов прогностичен для выявления ипохондрических тенденций. Подъем шкал педантичности и тревожности в сочетании с низкими показателями возбудимости указывает на неудовлетворенные симбиотические тенденции, возможные расстройства половой функции у мужчин. Снижение уровня тревожности в сочетании с высокими значениями шкал гипертимности и демонстративности указывает на психический инфантилизм, выраженную слабость рефлексии, юношеский стиль реагирования, в сочетании с высокой возбудимостью это сочетание указывает на психотическую структуру личности.

 

ЭМОТИВНОСТЬ

 

К.Леонгард отмечал, что личностям эмотивного склада свойственно мягкосердечие, экспрессивное внешнее проявление охватывающих их чувства, чувствительность, гуманность, отзывчивость.

Эмотивность для животного мира нецелесообразна, она во всех ее проявлениях свойственна только человеку. Она по своим проявлениям иррациональна.

Одно из ее отражений - это иррациональная жертвенность, которая издавна была символом материнства в противовес жестокому тирану - отцу. Эмотивность включает в себя также способность ставить себя на место другого. Это и есть способность к идентификации, отождествление себя с другими, как механизм развития ЭГО. Следовательно, эмотивным личностям свойственна повышенная иррациональная идентификация. Когда человек может плакать при просмотре трагического фильма? Кого ему там жаль? По-видимому, главного героя. В этом случае Герой фильма является объектом идентификации, символом желаний. Идентификация может происходить когда «зона идентификации» открыта. Это может иллюстрировать идентификация женщин с героями «мыльных опер».

Эмотивность в тесте «Акцент» значительно различается по половому признаку. Нормативная эмотивность у женщин находится в пределах 15-18 баллов, снижение ее ниже 15 баллов указывает на рационализм, импульсивность - черты лидера во внутрисемейном окружении, маскулинные черты, предпочтение мужского круга общения. Для мужчин верхней границей нормы по шкале эмотивности является уровень в 12 баллов. Рост эмотивности у мужчин означает повышение чувствительности к внешним воздействиям, появление зоны свободной идентификации. Это наиболее характерно для мужчин амальгамного типа личности – когда на эмотивное ядро, наслаивается грубое мужское, «спартанское» воспитание. В силу этого мужчина ощущает себя достаточно дискомфортно в мужском обществе и ищет общения в женском обществе. Мы ранее указывали, что эмотивность по своей природе иррациональна и свойственна женщинам. Следовательно, эндогенное ядро мужчины с высокой эмотивностью указывает на латентную гомосексуальность. Экспериментально установлено, что высокая эмотивность указывает на суицидальные мысли и тенденции, кроме этого может указывать на нарастающее слабоумие у травматиков. Наиболее часто высокая эмотивность сочетается с высокой экзальтированностью, взаимоусиливая друг-друга, давая ряд таких свойств, как повышенная чувствительность, ранимость, обидчивость, фантазирование, поспешность в выводах и решениях. Сочетание с высокой демонстративностью усиливает демонстративные проявления, артистизм, искусственность, пафос, внушаемость, склонность к конверсии. Эмотивность и педантизм также имеют к тенденцию к взаимоусилению. Сочетание высоких знаний эмотивности и возбудимости позволяет охарактеризовать личность как «палача с сердцем голубя». В этом случае имеет место канализированная агрессия, находящая прямое отреагирование во внутрисемейном окружении. При высоких значениях застревания, эмотивность усиливает эгоцентрическую направленность, принимая участие в формировании тотальной подозрительности как иррациональная составляющая. При этом жалость направлена на собственную личность, делая ее еще более уязвимой, расширяя спектр фрустирующих ситуаций.

 

 

ИНТРОВЕРСИЯ

 

З. Фрейд писал: «… постоянным и необходимым условием всякого заболевания психоневрозом является процесс, который Юнг удачно назвал интроверсией. Это значит, часть доступного сознанию, обращенного к реальности либидо уменьшается, а на столько же увеличивается часть отвернувшегося от реальности бессознательного, которое только может питать фантазию данного лица, но принадлежит системе бессознательного. Либидо подпало (полностью или частично) регрессии и оживило инфантильные образы».

Ребенок в норме экстравертирован, он живет в мире восприятия, воспринимая объект, направляя на него либидо, в этом случае экстраверсия является необходимым условием полноценного развития личности. К.Г. Юнг представляет экстраверсию, как диастолическое движение по направлению к объекту и восприятие его, а интраверсию как систолическое концентрирование и отделение энергии (либидо) от объекта.

В возможностях человека - проявление любого из этих свойств. Что же заставляет ребенка в дальнейшем изменять крайнюю экстравертированность на интравертированность? – Это скорее всего является следствием работы психологических защитных механизмов личности – вытеснения и фиксации в бессознательном, вытесненных психосексуальных тенденций, как формирование индивидуального бессознательного. В этом случае интроверсия рассматривается как готовность «окунуться» в иррациональность вытесненных запретных желаний и инфантильных фантазий. Это положение можно подтвердить следующим примером: аутизм, свойственный шизоидам называют крайней степенью выраженности интроверсии. А.Е. Личко, отмечает, что под внешним аскетизмом шизоидной личности скрываются богатые сексуальные фантазии. Откуда они? Скорее всего, это ранее вытесненные инфантильно-сексуальные фантазии, которые носят инцестуозный отпечаток.

Шмишек и Мюллер в оригинальный вариант опросника шкалу интроверсии не включили. В модифицированном варианте опросника Шмишека-Мюллера – «Акцент 2-90», мы предприняли попытку ввести шкалу интроверсии. Основой ее послужило представление о тенденции к замкнутости, сосредоточенности на своих внутренних переживаниях, ощущении одиночества выраженных интровертов.

При этом высокие значения по шкале рассматриваются как интроверсии (12 баллов и выше), а низкие, как экстраверсия (6 баллов и ниже), 9 баллов рассматривается как пограничная зона. В общем виде интроверсию можно рассматривать как направление в мир своих переживаний, при высоких значениях интроверсии интерпретируемой, как инфантильный и иррациональной. С интроверсией связывается понятие о «балансе графика». При низких значениях шкал ведущим пиком по шкале интроверсии, который поворачивает – «зеркалит» график, давая тем самым рассмотреть картину внутреннего мира путем зеркального отражения шкал – низкие значения рассматриваются как высокие на уровне значимости во внутреннем мире.

Высокие показатели интроверсии в сочетании с пиками шкал гипертимности и демонстративности вызывают сомнение в доверенности полученного результата и свидетельствуют об осознанных мотивационных искажениях. Однако в любом случае, даже показывая в тесте вымышленную личность, испытуемый оставляет след своей истинной личности, и используя принцип баланса шкал можно интерпретировать показатели теста с высокой степенью достоверности.

 

Подходы к интерпретации графиков теста «Акцент – 2-90»

 

График теста показывает формулу личностного реагирования испытуемого, одну из его возможных «судеб». Повторные тестирования показывают либо устойчивые свойства личности, либо отражение изменений в жизненной ситуации. Однако спектр ролей конкретной личности хотя и велик, но не является бесконечным. Выделенные одиннадцать блоков свойств – радикалов имеют свои собственные источники восходящие к юности человечества. Как мудро заметил В. Шекспир в «Короле Лире»: «… из ничего и будет ничего …». Эти свойства проходя от юности человечества до настоящего времени не остаются неизменными, они трансформируются в другие формы, оставляя неизменным содержание. Универсальный способ действия бессознательного – выбор. Это может быть выбор стимульного материала в невербальных проективных, ответ на личностный опросник, при котором нужно выбрать между вариантами «да» или «нет». Выбор двигает не только сознание, но и бессознательное, особенно в опросниках, где косвенно поставлены вопросы и предопределяют свободу его толкования и понимания. Можем ли мы подходить к норме с точки зрения патологии, используя при этом методику, которая создавалась для применения в клинической практике? Известный отечественный паропсихолог В.В.Зейгарник отмечала, что норма – это разбавленная патология. И многие тесты, такие как MMPI создавались на клинической платформе.

Жизнь человека можно представить как вращающуюся сцену, на которой как актеры отыграв свои роли в спектакле жизни уходят за кулисы, чтобы за тем вернуться.

Профиль теста можно представить как определенную личностную структуру положения радикалов, блок свойств определяемых каждой шкалой. Они могут либо объединяться друг с другом для формирования стиля поведения, либо противоречить друг другу в борьбе за выбор линии поведения – отреагирования. Это зависит от наследственности, условий воспитания и развитий, особенностей воздействия внешней среды. Что мы можем увидеть при интерпритации теста. По видимому, то как структурированы защитные механизмы личности и анализируя их конфигурацию, можем анализировать и определять locus minoris resistencia – место наименьшего сопротивления. При интерпритации мы учитываем актуальное состояние испытуемого, сочетание высоких значений шкал со шкалами имеющими низкое значение.

Среднепопуляционной нормой является диапазон 10-14 баллов. Мы считаем, что у личности могут быть обе формы реагирования по каждой шкале, определяемые ее высокими и низкими значениями, которые подлежат интерпретации. Тогда средние значения по шкале отражают сбалансированную, не напряженную форму реагирования.

Значения находящиеся в диапазоне 15-18 баллов свидетельствуют об участии свойств определяемых шкалой в эмоциональном отреагировании личности. В этом случае, разрядив напряжения по шкале на ситуацию, шкала может занять среднюю позицию. Значения в 21-24 балла отражает устойчивые свойства личности, входящие в эмоционально-динамический паттерн личности. При интерпретации важно определить причинно-следственные связи, указывающие на формулу действии, скрытых личностных свойствах. Эти свойства лежат в основе выбора профессии, интересах, особенностях коммуникации, стиле жизни, внутрисемейных традициях.

 

 

ПРИМЕРЫ ИНТЕРПРИТАЦИИ ГРАФИКОВ ТЕСТА.

 

Принятые обозначения: гипертимость – «Г», застревание – «З», эмотивность – «Эм», педантичность – «П», тревожность – «Т», циклотимность – «Ц», демонстративность – «Дем», возбудимость – «В», дистимия – «Дис», экзальтированность – «Экз», интроверсия - «И».

 

Пример 1. Испытуемая О. 44 года.

 

    Г. 18 З. 2 Эм. 1 П. 14 Т. 12 Ц. 6 Дем. 8 В. 0 Дис. 6 Экз. 12 И. 15   Следуя общепринятым воззрениям в отношении схемы интерпретации, можно сказать, что перед нами график безобидного, веселого человека, любящего шумные компании (Г. 18), мягкого, беззлобного, не умеющего держать обиду на окружающих (З. 2, В. 0). Однако обращает на себя внимание сочетание низкого показателя застревания и нулевого показателя возбудимости, низкие показатели для женщин эмотивности и экзальтированности, достаточно высокий уровень интроверсии, в сочетании с которыми безобидность и веселость ставится под сомнение. В этом случае напрашивается вывод о грубых мотивационных искажениях и график интерпретируется «зеркально». При этом значения шкал застревания, циклотимности, демонстративности, возбудимости, дистимии рассматриваются как высокие. Тогда мы видим личность, склонную к дисфории, экстрапунитивным реакциям, неадекватно агрессивную, остро реагирующую на критику, с крайне низкой рефлексичностью, с тенденцией перекладывать вину на плечи окружающих и выставлять напоказ свои мнимые обиды. Психотерапевтической коррекции данная личность не подлежит.

 

Пример 2. Испытуемая Н. 36 лет, завуч школы.

 

    Г. 15 З. 14 П. 6 Т. 3 Ц. 3 Дем.14 В. 6 Дис. 6 Экз 12 И. 9 На момент обследования фон настроения повышен, устойчив (гипертимность выше дистимности и циклотимность низкая). Обращают на себя низкие показатели педантизма, тревожности, циклотимности. Это свидетельствует о самоуверенности, стеничном реагировании, снижении рефлексии, настойчивости, властности, стремлению к доминированию в референтной группе. Сочетание относительно низкой эмотивности, экзальтированности при «пограничном» застревании указывают на мужской стиль реагирования. Как данная личность справляется с профессиональными обязанностями? Не мешают ли ей в работе с людьми ее личностные качества? Какой портрет педагога, психолога по тесту «Акцент»? По-видимому наилучшим психологом является компенсированный невротик, который сумел одержать самую трудную победу – над собой – «Врачу - исцелись сам». Это изречение особенно актуально для современного психолога. В данном случае, сопоставляя показатели педантизма, тревожности, циклотимности, эмотивности, экзальтированности можно говорить о стеническом стиле реагирования, близком к психотическому. Такой завуч будет мало вникать в проблемы подчиненных ему педагогов, в их жизнь. В семье у данной личности по-видимому также достаточно жесткие порядки. Стремление к власти тотально, как проявление стремления уйти от комплекса недостаточности к комплексу превосходства.

 

Можно ли определить интеллектуальные особенности личности по тесту «Акцент»? По-видимому определенная связь имеется. Среди лиц с достаточно высоким интеллектом свыше 25% невротиков. Классическая невротическая триада состоит из тревожности, сенсетивности, гиперсоциальности. У рассматриваемой нами личности в тесте этих признаков не отмечается. А снижение экзальтированности при низких значениях дистимии указывает на преимущественно конкретное мышление.

 

Пример 3. Испытуемая И. 31 год.

 

  Г.3 З. 10 Эм.15 П. 16 Ц.18 Дем.12 Дис.18 Экз.6 И. 18   На момент обследования фон настроения снижен, неустойчив. Обращают на себя внимания пики тревожности, циклотимности, интроверсии, дистимии. Это свидетельствует о процессе интрапсихической адаптации к ситуации, вызвавшей понижении фона настроения. Уровень циклотимности указывает на недостаточное осознание причин, которые привили к данной проблеме личность, на процессы вытеснения. Педантичность в данном случае указывает на сдерживание гетероагрессивных тенденций, отреагирование по психосоматическому каналу. На процессе удерживания проблемы, ситуации, тратиться большое количество энергии, это снижает экзальтированность, эмотивность, застревание. Падение мотивационного компонента (застревания) указывает на неспособность личности решить в данный период времени свои проблемы, демонстративность в сочетании с элементами нарциссизма. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о невротическом контуре личности.  

 

 

Пример 4. Испытуемая К. 25 лет.

 

Г.24 3. 16 Эм.18 П.12 Т.9 Ц.12 Дем.18 В. 9 Дис.6 Экз.18 И. 6. На момент обследования настроение (фон) повышен, устойчиво. Среди ведущих пиков обращает на себя внимание гипертимность, демонстративность. Среди характерных свойств можно отметить высокую коммуникативную активность, оптимизм, уверенность себе, артистизм, подверженность групповому настроению, влиянию. Сочетание гипертимности и демонстративности можно рассматривать как психический инфантилизм с юношеской бескомпромиссностью (застревание 16 баллов). В этом случае можно отметить не столько упрямство, сколько претензионность, подчеркивание уникальности своей личности.

 

 

Профили подростков, членов добровольной общественной организации.

 

Пример 5. Испытуемая Л. 16 лет.

 

Г. 18 З. 6 Эм. 18 П. 14 Т. 6 Ц. 24 Дем. 14 В. 21 Дис. 9 Экз.18 И. 6.   На момент обследования фон настроения повышен, неустойчив, обращает на себя внимание пики циклотимности, гипертимности, эмотивности, возбудимости. Среди низких показателей выделяются тревожность и дистимия. Сниженный уровень дистимии усиливает проявление свойств связанных с гипертимносью и указывает на декларацию жизнелюбия, повышенной активности и настроения. Низкий уровень тревожности при этом указывает на излишнюю самоуверенность, сниженный уровень рефлексии безответственное отношение к своим обязанностям, легкость восприятия проблем, инфантильный стиль реагирования. Низкий уровень застревания указывает на декламируемую личность, беззлобность, отсутствие стремления выделиться. Настораживает сочетание высоких значений циклотимности и возбудимости, что свидетельствует о немотивированных вспышках агрессии. Педантизм в 14 баллов в этом случае указывает на стремление показать себя в лучшем свете, демонстрируя при этом выполнение социально одобряемых поведенческих паттернов. Таким образом, данный профиль свидетельствует о психическом инфантилизме обследуемой, юношеской неконформности, неопределенном, протесте против существующих норм, что соответствует защитной реакции в виде группировки со сверстниками. Тогда можно предположить, что у данного подростка значительные трудности в отношениях с родителями, протест против них, как против пары, либо против одного из них, как наиболее авторитарного. Скорее всего – отца, потому что как показывает опыт двое людей независимо от их родственных отношений не могут жить мирно имея высокую возбудимость. Чаще всего возбудимость у подростков проявляется как протест против внутрисемейных ограничений, имеющих место в большинстве семей обследуемых подростков. В данном случае, исходя из данных теста можно предположить имеющую место маскированную депрессию, сопровождающуюся попыткой отреагировать имеющееся напряжение в кругу сверстников. Психокоррекция возможна в виде адаптации подростка к его семье и коррекции самих родителей.  

 

Пример 6. Испытуемый Ю. 16 лет.

 

  Г.12 З.12 Эм.12 П. 22 Т. 12 Ц. 12 Дем. 10 В. 15 Дис. 12 Экз. 24 И. 15   На момент обследования фон настроения синтонный, устойчивый. Обращает на себя внимание в основном средненормативные показатели шкал. Ведущими пиками в профиле являются шкалы педантичности (22) и демонстративности (10) лежат в разных диагностических областях профиля, что увеличивает достоверность показателей профиля. Однако педантичность и экзальтированность не могут объединяться на поведенческом канале отреагирования. В этом случае особую роль приобретает показатель интроверсии. Рассматривая сочетание педантизм + интроверсия, можно отметить, что экзальтированность является «интровертированной», т. е. носящей шизоидный оттенок. Это подтверждает и низкий показатель демонстративности, указывающей на трудности в коммуникации. Синтонный уровень настроения, относительное, по отношению к шкалам экзальтированности и интроверсии, снижение эмотивности может подтвердить первоначальный вывод о шизоидной направленности испытуемого. Что может скрываться во внутреннем мире подростка с шизодной направленностью? По-видимому – неразрешенность, непонятость, внутренние конфликты, навязчивые идеи, возможно неосознанное чувство вины. Что может дать такому подростку группа? Определенную сублимацию своей внутренней неконгруэнтности, нивелирование своего в большей части неосознанного комплекса недостаточности, уходящего корням в детство, детские инфантильные фантазии. Ведущая проблема данного подростка состоит в постоянном сравнивании себя с другими: «Не хуже ли я других?», в мнимом долге, инфантильных страхах.

 

Пример 7. Испытуемая Р. 15 лет.

 

  Г. 12 З. 12 Эм. 24 П. 18 Т. 18 Ц. 18 Дем. 12 В. 15 Дис. 15 Экз. 24 И. 3.   На момент обследования настроение несколько снижено, неустойчиво. Обращает на себя внимание ряд пиков – эмотивность, экзальтированность, циклотимность, тревожность, педантизм. В профиле можно выделить несколько треугольников: 1-й - эмоивность, педантизм, тревожность; 2-й - экзальтированность, интроверсия. Первый из треугольников указывает на механизмы интрапсихической адаптации невротического регистра приводящих к проявлению сенсетивности, мнительности, капризности, плаксивости, преходящие страхи. Второй треугольник указывает на неустойчивость настроения, несдержанность. СПА – степень проявления акцентуации, /В.М. Блейхер 1977/ в этом случае составляет 17, 1. В целом сочетание указанных треугольников свидетельствуют о значительном внутреннем конфликте, неустойчивости самооценки, лабильности, страхе перед самой собой. Экстраверсия при этом указывает на преимущественное отреагирование внутреннего напряжения во вне. В этом случае сочетание эмотивности и возбудимости указывают на проявление агрессивности в значимых ситуациях. Относительно низкий уровень демонстративности указывает на трудности в коммуникации и усиливает возможность неадекватной агрессивности в значимых ситуациях. Относительно низкий уровень демонстративности указывает на трудности в коммуникации и усиливает возможность неадекватной агрессивности и лабильности. Все эти личностные особенности создают значительное внутренне напряжение, которое не может быть отреагированно социально приемлемыми путями. В данном случае, исходя из вышеуказанных показателей, можно предположить возможную склонность к употреблению фармакологических средств, скорее всего седативных, хотя профиль напоминает состояние абстиненции. В любом случае необходима беседа для уточнения выводов, сделанных по интерпретации профиля.  

 

Пример 8. Испытуемый Э. 15 лет.

 

  Г. 21 З.12 Эм. 15 П. 6 Т. 6 Ц. 15 Дем 18 В. 21 Дис 6 Экз 18 И. 3.   На момент обследования настроение повышено, несколько неустойчиво. Обращает на себя внимание достаточно устойчивый (часто встречающийся) профиль, высокие значения гипертимности, демонстративности, возбудимости в сочетании с низкими значениями педантизма, тревожности и дистимии. Сочетание гипертимности и демонстративности в данном случае указывают на психический инфантилизм, низкие значения педантизма и тревожности снижают рефлексию, возможность анализа своих действий. Как результат этого возбудимость возрастает до 21 балла. Сочетание высоких значений возбудимости, при низких значениях тревожности и педантизма наводят на мысли о «каиновых» тенденциях, то есть накопления ярости, гнева, слабости тормозов. Таким образом, вырисовывается портрет подростка претендующего на свою уникальность, не терпящего возражений и ограничений, желающего делать только то, что ему нравиться, не в состоянии сдерживать свои сиюминутные желания, стремящегося заменять доминирующую позицию. В этом случае уровень застревания не является достоверным, по-видимому, он выше нормативного значения. Профиль указывает на преимущественно психотический стиль реагирования. В этом случае профиль можно интерпретировать как отражение пубертатного кризиса, переоценку жизненных ориентаций, способ оппозиции социуму. Психокоррекцию можно рекомендовать лишь поведенческую, групповую, так как для глубинной психотерапии нет необходимого уровня рефлексии, присутствие психического инфантилизма делает невозможным процесс самоанализа.  

 

 

Пример 9. Испытуемый К. 16 лет

 

  Г.15 З.16 Эм.12 П.4 Т.6 Ц.9 Дем.2 В.6 Дис.15 Экз.6 И.9   На момент обследования настроение синтонное, устойчивое. Обращает на себя внимание отсутствие выраженных пиков по шкалам, при этом шкалы педантизма, тревожности, циклотимности, демонстративности находятся в нижней части графика. Обращает также на себя внимание относительно высокое застревание. Педантизм и демонстративность лежат в одной сфере – внизу профиля. С одной стороны низкие показатели педантичности и тревожности, достаточно высокий уровень гипертимности облегчают коммуникацию, способствуют ей. Но при этом низкая демонстративность говорит в пользу трудностей в коммуникации. Данное сочетание может указывать на избирательность коммуникации, что говорит о разном стиле общения и реагирования в домашней обстановке и среди сверстников. Снижения уровней циклотимности и экзальтированности указывает на устойчивость фона настроения, в то же время показатели гипертимности и дистимии указывают на амбивалентность фона настроения. Исходя из этих данных можно сделать ряд выводов: сочетание Г+Дис+Дем+З указывают на нарциссические черты характера, несговорчивость, злопамятность, упрямство, негативизм, злобность. Низкая демонстративность имеет двойное значение: с одной стороны – это указывает на трудности в коммуникации, в спонтанном отреагировании, с другой – она является «интровертированной» демонстративностью, что указывает на склонность к псевдологии и фантазированию. В сочетании с высокими значениями застревания, гипертимности и дистимии можно предположить наличие аффективно заряженных, ригидных концепций носящих сверхценный характер.  

 

Пример 10. Испытуемая М. 16 лет

 

  Г.12 З.14 Эм.15 П.14 Т.21 Ц.21 Дем.14 В.24 Дис. 3 И. 12   На момент обследования фон настроения повышен, неустойчив. Ведущие пики профиля - возбудимость, экзальтированность, тревожность, циклотимность. Можно выделить треугольник: Т+Ц+Экз, что отражает достаточно высокий уровень тревоги связанный с актуальными на данный момент проблемами испытуемого, что имеет следствие в виде высокой возбудимости, которая не дает возможность подняться уровню дистимии. Средний уровень гипертимности, несмотря на низкую дистимию, указывает на недовольство существующим положением, обеспокоенность. На это также указывает сочетание интроверсии, тревожности и циклотимности. Уровень эмотивности, как нижняя граница нормы для женщин, указывает на трудности идентификации с «кумиром». При этом возникает нарциссическая позиция – «Я сам кумир», но это лишь внешняя позиция, которая предназначена для демонстрации себя другим, указывает на способность вести себя внешне независимо. Но под этой маской скрывается слабость, нереализованные фантазии, детская депривация, страдания от своего положения в семье, невозможность дать себе свободу. Это различие между внешней и внутренней психическими реальностями порождает эксплазивность, легко возникающие вследствие ее чувства вины, крайнюю неустойчивость, потерю своего Я, попытку обрести его в кругу сверстников.  

 

Пример 11. Испытуемая Н. 17 лет.

 

  Г.3 З.14 Эм.15 П.8 Т.6 Ц.15 Дем.14 В.9 Дис.6 Экз.24 И.9.   На момент обследования фон настроения неопределенный, неустойчивый. Уже на этом этапе интерпретации можно отметить, что существуют искажения данных в связи с установкой на процедуру тестирования. При этом испытуемая изображает не себя, а вымышленную личность. По-видимому, есть желание подчеркнуть свое плохое настроение, тоску (Г. 3). На вопросы касающиеся тревожности ответы преимущественно не учитываемые. Это сочетание низкой гипертимности и низкой тревожности отражают разочарование и скептическую настроенность в отношении чего-то значимого, как бы случилось то, что с таким трагизмом ожидалось. Циклотимность, эмотивность, экзальтированность как ведущие пики в профиле отражают неустойчивость эмоционального фона, непонятость, ощущение внутреннего одиночества, желание изменить обстановку, но это лишь желание на которое нет сил. При достижении желаемого, оно быстро обесценивается и надоедает. При этом есть стремление к ярким переживаниям и впечатлениям. Эти выводы возвращают нас к первому выводу по тесту – к ощущению разочарования. Такой фон может послужить базой для формирования суицидальных мыслей, но, скорее всего это будет процесс внутренней компенсации не доходящий до действий.  

 

 

Данные семи последних профилей получены в результате обследования одной из молодежных организаций. Основная цель которой – молодежное движение, помощь в возрождении молодежной субкультуры. Но семь профилей это только часть данных. Всего было обследовано 18 человек. Данные их приведены ниже. Средний возраст 16 лет.

 

 

Г. 16, 61 ± 4, 0 З. 11, 33 ± 2, 53 Эм. 16, 83 ± 2, 65 П. 10, 72 ± 5, 58 Т. 12, 0 ± 4, 66 Ц. 14, 5 ± 4, 38 Дем. 14, 33 ± 3, 44 В. 14, 33 ± 4, 40 Дис. 8, 33 ± 3, 6 Экз. 20, 0 ± 4, 0 И.7, 0 ± 3, 33 Наиболее достоверные данные получены по шкалам эмотивность, гипертимность. Коллектив можно в целом охарактеризовать как работоспособный, но исходя из данных гипертимности и эмотивности при высокой экзальтированности деятельность носит преимущественно декларативный характер и дальше продукции идей дело не идет. Значительный разброс среди показателей педантичности, тревожности, дистимии, указывает на отсутствие согласия между членами коллектива, что приводит к эффекту «лебедь, рак и щука».

Таким образом, можно заключить, что данная организация служит механизмом «амортизации» юношеской неконформности в виде «клуба по интересам». Достаточно высокая эмотивность указывает на поиск авторитета – символического бога-отца, который научит, покажет, расскажет, которого потом можно символически уничтожить. По-видимому, реального лидера-отца в коллективе не будет. Экзистенциальная сила, которая высвободилась в результате отхода от родительской семьи переносится на молодежную субкультуру, являющуюся объектом эрзац-партиципации, восполняющую первобытное стремление человека в слиянии с тотемным объектом. Высокое значение гипертимности в сочетании с низкой дистимией указывает на достаточно высокий уровень решения своих личных проблем. Эрзац-партиципация может быть эффективной относительно непродолжительное время. Так как она не может удовлетворять всем требованиям предъявляемым, к ней, то экзистенциальная сила будет направлена на собственную личность, отражая желание всем быть одновременно: богом и сатаной, сыном и матерью, дочерью и отцом, что приводит к инфлятимным сверхценным идеям, например в виде помощи молодежи, как в данном случае. За неимением лучшего приходится признавать этот вариант решения подростками своих проблем достаточно удачным, но при этом учитывать, что их помощь предназначена лишь самим себе и предохраняет их от разрушительных действий в отношения себя и других.

 

Применение теста «Акцент-2-90» возможно в семейной психодиагностике, в семейном консультировании. При этом имеют значения шкалы находящиеся в разных диагностических областях, что свидетельствует о действии дезадаптивных факторах, имеющих место по конкретному блоку сцепленных свойств.

Семейная пара обратилась к психологу по поводу трудностей семейного общения. В беседе выяснить не чего не удалось из-за выраженной эмоциональной неустойчивости и экстрапунитивной направленности.

 

Муж Г. З. Эм. П. Т. Ц. Дем. В. Дис. Экз. И.   Жена В мужском графике обращают на себя внимание высокие уровни циклотимности и экзальтированности. Это свидетельствует о частой смене настроения, неустойчивой активности, легком отношении к существующим проблемам, эгоцентрических тенденциях. Уровни тревожности, педантичности, интроверсии указывают на идущий с детства комплекс недостаточности, который не был эффективно компенсирован. Судя по уровням гипертимности и возбудимости, можно предположить, что этот комплекс был связан с недооценкой личности окружающими, либо с каким-либо мнимым или реальным физическим недостатком.

С психоаналитической точки зрения можно предположить в силу высоких значений циклотимности, достаточно высокой для мужчин демонстративности, вытесненную в бессознательную ненависть к отцу, как неразрешенный эдип






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.