Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность выбранного направления






Вигдорчик Михаил Ильич

 

 

В настоящее время по поводу акцентуаций нет единого мнения. А.Б. Личко определял акцентуацию как преморбильный фон личности, крайнюю выраженность психической нормы. Однако, четких критериев диагностики акцентуаций не дано. Высокоэффективная методика ПДО ограничена рамками подросткового возраста. В то же время ПДО – методика не уступающая по объему ММРI. Существует острая необходимость в методиках экспресс диагностики акцентуаций не ограниченных жестко возрастными рамками. Судьбу методики ПДО напоминает методика Айзенка, которая вышла в «тираж» и потеряла свою диагностическую ценность. В настоящее время методика ПДО вышла большим тиражом (Москва издательство «Фолиум» 1994, серия – Психодиагностика детей и подростков. Тираж 50000 экз.) и бесконтрольно применяется не только школьными психологами. В практике применяется для описания акцентуаций классификация П.В. Ганнушкина. В ней описываются условия внешней среды, предопределяющие развитие акцентуаций у подростков. Но в современных работах по проблеме акцентуаций не анализируется подсознательные психодинамические мотивы их развития.

Цели и задачи.

Целью данной работы является описание подходов к интерпретации модифицированной личностной методики Шмишека-Мюллера – «Акцент 2-90» Как методики, позволяющей выявлять актуальные проблемы личности на основе психодинамического подхода к акцентуациям.

Научная новизна. Впервые понятие «акцентуация рассматривается в психодинамическом аспекте. Впервые под «акцентуацией» подразумевается наличие определенных глубинных проблем индивида, наличие действенного мира особых переживаний идущих из подсознательного мира. В связи с этим подходом пересмотрен подход к личностному опроснику Шмишека-Мюллера и модифицирована интерпретация.

Практическая значимость. Внедрение данного подхода к акцентуациям дает возможность их более надежно диагностировать и проводить психокоррекционную работу.

Психологическая диагностика сегодня – одна из основных форм практического приложения профессиональных возможностей психологов. Методики психодиагностики ныне широко внедряются в профессиональный отбор и расстановку кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения, поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях.

Одной из активно применяемых методик является опросник Шмишека-Мюллера, опубликованный в 1970 году. В оригинальном варианте он содержит 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Тест предназначен для определения типов акцентуации личности. Теоретической основой методики является теория акцентуированных личностей Карла Леонгарда.

В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук в 1979, 1980 указывали, что показателем скрытой акцентуации является величина более 12 тестовых баллов, а явной более 14. В соответствии с концепцией Леонгарда все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты являются стержнем личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. В случае воздействия неблагоприятных факторов внешней среды они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Однако акцентуированные личности не следует рассматривать как патологические – это случай заострения определенных, присущих каждому человеку особенностей.

В опроснике «Акцент» нет контрольных шкал, в связи с чем выявление мотивационных искажений затруднительно. Кроме этого, вопросы опросника прямые, что дает возможность проявлению установки на процедуру тестирования. В этих условиях представляется возможным введения понятия «баланса показателей шкал». Свойства определяемые каждой шкалой личности. Переплетение блоков этих тенденций определяет структуру личности, ее психологический портрет, формы отреагирования, стереотип реагирования на фрустрацию.

Возникает ряд вопросов. Среди них: почему видов акцентуаций – 10? Откуда они появляются у личности?

П.В. Ганнушкин (1933) отмечает, что для психопатий характерны возрастные кризы – пубертатный и климактерический. Для акцентуаций это также характерно, особенно для паранойяльной и сензитивной (Личко, 1977). Исходя из французской классификации нарушений поведения акцентуациях выведено 4 основных типа реакций:

ОТКАЗА, ОППОЗИЦИИ, ИМИТАЦИИ, КОМПЕНСАЦИИ.

 

Реакция ОТКАЗА – отказ от контактов, игр, пищи. Возникает у инфантильных субъектов. В социализированном виде это напоминает голодовку протеста. С точки зрения психоанализа это – защитная реакция в виде регресса, при которой личность откатывается назад в своем развитии на более ранние стадии развития в поисках безопасности. В этом случае представляет интерес точка зрения английского психоаналитика Мелани Кляйн – как регресс в поисках утраченного чувства вины. Реакция ОППОЗИЦИИ представляет собой сочетанное проявление защитных механизмов вытеснения, отрицания, сопротивления. И знаменует собой нарциссический механизм реагирования.

Реакция ИМИТАЦИИ, сказывающая в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу сравнима с идентификацией, как механизмом детерминации развития ЭГО.

Идентификация обеспечивает достижение внутреннего психического успокоения, комфорта путем сопоставления себя с кем-то значимым другим.

Реакция КОМПЕНСАЦИИ – механизм замещения реально существующей или воображаемой физической или психической неполноценности, достижение с помощью этого социальной престижности, самоуважения. Компенсация основана на стремлении к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой.

Реакция ЭМАНСИПАЦИЯ, группирования со сверстниками, как отмечает Личко (1973, 1974, 1983) имеют филогенетические корни. Если защитные реакции имеют филогенетическое происхождение, как следствие, то причина вызывающая их появление должна лежать также на филогенетическом уровне. Следовательно, можно предположить, что истоки акцентуаций лежат на филогенетическом уровне и имеют там свои архаические корни.

Выдающийся швейцарский психоаналитик венгерского происхождения Леопольд Сонди (Липот Зонди) на основании двадцатилетних исследований пришел к выводу, что человеком управляют восемь основных влечений, шесть из которых имеют свою первоочередную форму в царстве приматов и две характерных только для человека. Теория и методика Сонди является одной из ведущих, психоаналитичнски ориентированных методик коррелирующих со стандартизованными, тестовыми методиками, такими как ММРI, ПДО.

Сравнительное изучение выборов портретов стимульного материала восьми влечений Сонди провел О.Н. Кузнецов (1984). Он пришел к следующим выводам:

1. У различных групп акцентуированых личностей социально-психологические характеристики предпочитаемых и отвергаемых лиц в значительной степени целесообразны для акцентуанта.

2. По отношению к своему типу акцентуант значительно чаще, чем к другим проявляет амбивалентный выбор с высокой числовой значимостью. Сонди отмечал (1960), что выбор объекта – это универсальное действие природы.

 

ТИП АКЦЕНТУАЦИИ КАТЕГОРИИ СТИМУЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ
H S E Hy K P D M
ГИПЕРТИМНЫЙ + - ± - - + - ±
ЦИКЛОИДНЫЙ + - ± -   + - ±
ЛАБИЛЬНЫЙ + ± - - - + - ±
ШИЗОИДНЫЙ + - ± - - + ± ±
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ + ± - - - + - ±
ИСТЕРОИДНЫЙ + ± ± ± ± ± ± ±
НЕУСТОЙЧИВЫЙ + ± - - - + - ±
КОНФОРМНЫЙ + - - - - + ± +
Без акцентуаций + - - - - + ± ±

 

Обозначения: Н – гомосексуализм, S – садизм, S – секс-вектор, Е – эпилепсия, Ну – истерия, Р – пароксизмальный вектор, К – кататоническая шизофрения, Р – паранойя, Sch – Я – влечение, Д – депрессия, М – маникал.

Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод о существовании преемственности в рамках индивидуально-типологического подхода психодиагностических методик: Сонди – ПДО. Следовательно вывод о том, что за блоком свойств, определяемых шкалами теста Акцент стоят глубинные бессознательные радикалы, представленные бессмертными материальными частицами – генами, корни которых уходят к истокам человечества, подтверждается.

Относится ли к бессознательным радикалам интеллект?

- По видимому интеллектуальные функции входят в «Я-инстанцию» (Сонди) и влияют на развитие личности, являясь определяющей инстанцией в преломлении влечений «края» – секс вектора и вектора влечения к контактам на пути к отреагированию – пароксизмального вектора. О заключении интеллекта в понятие «Личность» указывал Л.Ф. Бурлачук (1989).

Рассмотрим черты-блоки выделенных Карлом Леонгардом свойств и их психоаналитическое значение и происхождение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.