Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реанимация и интенсивная терапия в медицине катастроф






Значение изучения данной темы для практической деятельности: дать понятия строения и функций службы «медицины катастроф».

Цель занятия:

Студент должен знать: принципы организации медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших в связи с катастрофами или стихийными бедствиями.

Студент должен уметь: проводить медицинскую сортировку и оказывать первую медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях.

Самоподготовка к занятию: работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.

Содержание занятия:

Медицина катастроф (МК) – организация медицинской помощи при массовом поступлении пострадавших в связи с катастрофами и стихийными бедствиями.

Классификация и структура. Стихийное бедствие – это разрушительное явление природы с повреждением окружающей среды и гибелью людей. Катастрофа – это происшествие, при котором требуется оказание медицинской помощи более чем 30 пострадавшим, и необходимо развертывание специальных спасательных служб. По классификации катастрофы делятся на антропогенные(транспортные, производственные, социальные, бытовые) и природные(землетрясения, наводнения, ураганы, голод и эпидемии).

Структура. Различают 3 уровня медицинского обеспечения:

1- действуют местные службы экстренной помощи.

2- областные, краевые и республиканские центры, организуемые на базе соответствующих крупных больниц,

3- Российский центр «Медицина катастроф».

Необходимо иметь в виду, что в условиях стихийного бедствия медицинские службы первого и даже второго уровня могут быть частично и даже полностью дезорганизованы. Роль немедицинских служб является чрезвычайно важной, и в организации помощи при катастрофах и стихийных бедствиях принимают, как правило, участие армия, служба гражданской обороны, милиция, курсанты военных училищ и т.п.

Принципы медицинского обеспечения

2. Массовость поступления пострадавших требует организации многих медицинских бригад, количество которых рассчитывается исходя из числа пострадавших. Например, бригада из 1 хирург, 1анестезиолог и 2 медицинских сестер может в течение часа оказать помощь 10 пострадавшим 1 и 2 гр, причем рабочая смена не должна превышать 8 часов. После этого срока ошибок бывает больше, чем правильных действий.

2.Однотипность повреждения (отравления, ожоги, механические травмы, утопления, радиационные повреждения и т.д.) требует единообразного подхода к пострадавшим – это надо считать облегчающим фактором. Однако существенно возрастает расходование однотипных медицинских средств-медикаментов, трансфузионных препаратов, инструментов, и аппаратов, -что может стать отрицательным фактором.

3.Требуется сортировка пострадавших с цветовой разметкой, выполняемой специальной бригадой. Наиболее часто принято использовать такую систему сортировки:

1группа (цвет метки красный) необходима реанимация или экстренная интенсивная терапия, т.к. 30% пострадавших этой группы погибнут в течение 3 часов

2группа (цвет метки желтый) угрозы жизни в данный момент нет, но требуется операция, блокада, терапия; при отсутствии помощи в течение 2-12 часов пострадавшие могут оказаться в 1 группе

3группа (зеленый) требуется несрочная амбулаторная помощь

4группа (черный) погибшие или агонирующие больные.

4. Большинству пострадавших 1-3 групп требуется медикаментозная психотерапевтическая помощь в виде применения транквилизаторов.

5. Противоэпидемические мероприятия в районе чрезвычайного происшествия –важная часть медицины катастроф. В них входит и организация захоронения погибших.

6. Транспортировка пострадавших в медицинские центры - не менее важная часть медицинского обеспечения при катастрофах, чем оказание помощи на месте. В этих условиях требуется множество дополнительных транспортных средств, обеспеченных медицинскими работниками с соответствующим оснащением - санитарные автобусы, железнодорожные вагоны, многоместные самолеты.

7. Общие мероприятия имеют большое значение в организации медицинского обеспечения катастроф. К ним следует отнести:

· Информационную службу, которая включает систему опознания пострадавших, информирование родственников, регистрацию мест, в которые эвакуируют пострадавших, и т.п.

· Коммунальное обслуживание населения (питание, временное жилье и т.п.) позволяют предупредить внезапные заболевания и сократить нагрузку на медицинскую службу,

· Система координации, связи и охраны общественного порядка - важный элемент, облегчающий работу медицинских бригад.

9. Медицинские бригады. Рассмотренные принципы медицинского обслуживания требуют организации медицинских бригад, выполняющих следующие конкретные задачи: - сортировочная бригада, определяющая тяжесть состояния и маркирующая пострадавших, - лечебные бригады, профилизированные соответственно главному фактору поражения, - эвакуационные бригады, - противоэпидемические бригады.

 

При тяжелых травмах необходимо:

· обеспечить проходимость дыхательных путей;

· определить возможность самостоятельного дыхания, наличие внешних признаков гипоксии. При наличии показаний проводить ВВЛ или ИВЛ;

· остановить кровотечение путем наложения жгута или давящей повязки;

· произвести пункцию периферической вены и начать инфузию плазмозамещающих растворов;

· ввести анальгетики или седативные препараты;

· произвести иммобилизацию любыми средствами при переломах конечностей;

· быть готовым к проведению комплексной СЛР;

· транспортировать в ближайший стационар.

Первая помощь при поражении электрическим током:

· освободить пострадавшего от контакта с источником тока. Необходимо быть уверенным в этом! Уложить на горизонтальную поверхность.

· Оценить состояние витальных функций;

· При остановке дыхания – проводить искусственное дыхание;

· При остановке сердца – комплексную СЛР, начинать с прекордиального удара;

· Доставить в ближайший стационар.

ШОК – остро возникающая несостоятельность кровообращения с критическим расстройством тканевой перфузии, которое ведет к дефициту кислорода в тканях, повреждению клеток и нарушению функции органов.

Важнейшее патофизиологическое звено шока – расстройство капиллярного кровообращения, ведущее к тканевой гипоксии, ацидозу и необратимому состоянию.

Шок классифицируется на основании трех важнейших гемодинамических параметров: ДЗЛА, СВ и ОПСС.

Критерии шока:

· Резкое снижение ОЦК;

· Уменьшение производительности сердца;

· Нарушение сосудистой регуляции.

 

Клинические формы шока:

Вид шока   Причина Основной патогенетический механизм
Гиповолемический   Кровопотеря ожоги Дегидратация Снижение ОЦК и возникновение абсолютной гиповолемии
Кардиогенный Механический Инфаркт миокарда Миокардит Митральная недостаточность Дефект межжелудочковой перегородки Аневризма желудочка Снижение систолической функции сердца вследствие патологии миокарда
  Аритмический Тахи- и брадисистолические нарушения ритма  
Обструктивный   Тампонада сердца ТЭЛА Нарушение наполнения камер сердца, вызванное экстракардиальными причинами
Перераспределительный   Анафилаксия Сепсис Острая надпочечниковая недостаточность Интоксикация Нейрогенные факторы Увеличение объема сосудистого русла и возникновение относительнойгиповолемии

Классификация кровопотери по степени тяжести

(Американская коллегия хирургов, 1982):

1 класс – тахикардия – 15% ОЦК;

2 класс – ортостатическая гипотензия – 20-25%;

3 класс – гипотензия в положении лежа на спине, олигурия – 30-40%;

4 класс – нарушение сознания, коллапс – более 40%.

Лечение кровопотери – главное – восстановить транспорт О2:

· Недостаточный венозный приток к сердцу,

· Низкое содержание кислорода в артериальной крови в связи с потерей гемоглобина.

Программа интенсивной терапии гиповолемического (травматического) шока:

· Быстрое восстановление внутрисосудистого объема;

· Улучшение функции сердечно-сосудистой системы;

· Восстановление объема циркулирующих эритроцитов;

· Коррекция дефицита жидкости;

· Коррекция нарушенных систем гомеостаза.

Синдром длительного сдавления (СДС)

– синдром местных и общих патологических изменений, наступающих в организме при длительном сдавлении мягких тканей, главным образом мышечной массы.

Классификация СДС:

1) По компрессии (сдавление, раздавливание);

2) По локализации;

3) По сочетанию с повреждением внутренних органов, костей и суставов, сосудов и нервов;

4) по степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая);

5) по периодам клинического течения:

· Период компрессии;

· Посткомпрессионный период – ранний (1-3 сутки), промежуточный (4-18 сутки); поздний (более 18 суток);

7) комбинированные поражения:

· СДС и ожог;

· СДС и отморожение;

· СДС и радиационное поражение;

· СДС и отравление и другие сочетания.

Патогенез.

· Боль;

· Синдром рециркуляции при острой ишемии;

· Эндогенная токсемия продуктами миолиза и нарушенного метаболизма клеток;

· Плазмопотеря;

· Шок;

Осложнения.

Контрольные вопросы

1) Классификация.

2) Структура организации медицины катастроф.

3) Принципы медицинского обеспечения.

4) Сортировка и транспортировка пострадавших.

5) Медицинские бригады.

6) Шок.

7) Лечение кровопотери.

8) Синдром длительного сдавления.

Длительность занятия: 4 часа.

Место проведения занятия: учебные комнаты, палаты стационара, реанимационные отделения.

Оснащение занятия: муляжи, фантомы, наркозные аппараты, аппараты ИВЛ, наборы для интубации, коникотомий, трахеостомий, КПВ, мультимедийные презентации, учебные фильмы, стенды.

Работа на занятии:

1.Организационные вопросы – 5 мин.

2.Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.

3.Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.

4.Семинар по теме – 45 мин.

5.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя для овладения практическими навыками, например: осмотр больных, работа с блоком информации, историями болезни, таблицами, схемами, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение типовых ситуационных задач с ответами – 60 мин.

6.Клинический разбор больных – 20 мин.

7.Итоговый контроль: тестирование, решение ситуационных задач – 10 мин.

8. Подведение итогов занятия – 10 минут.

9. Воспитательные аспекты занятия.

·

Тестовые задания:

1. С чего следует начинать оказание ПМП пострадавшему, получившему электротравму?

А. С обеспечения проходимости дыхательных путей

Б. С сердечно-легочной реанимации

В. С устранения воздействия электрического шока

2.Смерть пострадавшего от электротравмы чаще всего наступает от:

А. Тяжелого нарушения ритма сердца

Б. Остановки кровообращения

3.Повреждение каких органов могут вызывать паренхиматозное кровотечение

А. Травма желудка

Б. Травма печени

В. травма селезенки

Г. травма кишечника

В. травма аорты

4.Шок-это реакция организма на тяжелую травму, при которой происходит:

А. Изменение уровня АД

Б. Изменение частоты пульса

В. изменение частоты дыхания

Г. нарушение сознания

Д. Все вышеперечисленное

5.Шок может развиться вследствие следующих причин:

А. Тяжелая скелетная травма

Б. Большая кровопотеря

В. тяжелые обширные ожоги

Г. инфаркт миокарда

Д. Тяжелая аллергическая реакция

Е. Сепсис

Ж. Все выше перечисленное

6. В каких случаях пострадавший будет находиться в вынужденном положении

А. В состоянии физиологического сна

Б. В состоянии комы

В. при отравлении алкоголем и наркотическими веществами

Г. при тяжелых травмах позвоночника

9. У пострадавшего синдром позиционной ишемии может возникнуть

А. При вынужденном длительном положении тела

Б. При сдавливании конечности длительно наложенной пневматической шиной

В. При ношении тесной обуви

Г. При завале пострадавшего грунтом, снегом

10. СДС может развиться у пострадавшего при:

А. Сдавливании большой массы мягких тканей пострадавшего менее 2 часов

Б. Сдавливании большой массы мягких тканей пострадавшего более 2 часов

 

Ситуационные задачи.

1. Пострадавшиий, 42 лет, извлечен из под обломков. Состояние тяжелое, в сознании, бледность кожных покровов, тахикардия, гипотония. Левая нога резко отечна, багрово-цианотична с эпидермальными пузырями. Ваш диагноз, лечебные мероприятия.

2. Пострадавщий, 18 лет, получил электротравму. Без сознания, кожные покровы бледные, слабый пульс на сонных артериях, АД не определяется, дыхание не определяется. Последовательность реанимационных мероприятий.

 

Литература для студента:

· Бунатян А.А. Руководство по клинической трансфузиологии / Бунатян А.А. – М.: Медицина, 2000.-

· Долина О.А. Анестезиология и реаниматология / Долина О.А. – М.: Медицина, 2002.-

· Заривчацкий М.Ф. Основы трансфузиологии / Заривчацкий М.Ф. – Пермь: Издательство Перм. ун-та, 1995.- 318 с.

· Морган.Дж. Эдвард мл. Клиническая анестезиология Том 1-3/ Дж. Эдвард Морган-мл., Мэгид С. Михаил. – М.: Бином-Москва, 2000.-

 


Приложение № 3к УМК

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра хирургических болезней медико-профилактического факультета с курсом гематологии и трансфузиологии ФПК и ППС

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой

Проф._______________ М.Ф. Заривчацкий

__.__.2009

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.