Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение №1






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №7

 

 

Тема: «Многослойные эпителиальные ткани. Железистый эпителий. Классификация желез».

 

 

Утверждена на кафедральном заседании
№ протокола …………..
«___» _____________2007 г.
  Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава  
д.м.н., Н.Н. Медведева……………………….
  Составитель: Ст. преподаватель Е.А. Хапилина

 

 

Красноярск

1.Тема занятия: «Многослойные эпителиальные ткани. Железистый эпителий. Классификация желез».

 

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

 

3. Значение темы: Эпителиальные ткани широко представлены в организме. Они покрывают тело, выстилают поверхности полых органов, входят в состав многих внутренних органов.

При ряде заболеваний строение и функция этих тканей могут претерпевать значительные изменения. Знание характерных морфологических признаков эпителиальных тканей в норме помогает разобраться в сущности многих патологических процессов, правильно поставить диагноз и прогнозировать исход болезни.

 

4. Цели обучения:

4.1 Общая цель: Познакомиться с особенностями строения многослойных эпителиальных тканей, их классификацией, функцией. Знать строение железистого эпителия, классификацию желез.

4. 2 Учебные цели:

1. Иметь представление о морфофункциональных и гистогенетических особенностях различных видов многослойного и железистого эпителия.

2. Знать отличия различных видов желез по строению, по характеру секрета, по типу секреции.

3. Уметь дифференцировать виды покровного и железистого
эпителия на микроскопическом уровне.

4.3 Психолого-педагогические цели:

Воспитывать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал.

Уделять большое внимание самостоятельной работе студентов. На основе полученных знаний и самостоятельного изучения сложных процессов, протекающих в живом организме. У студентов вырабатывается способность к логическому мышлению, что необходимо для их дальнейшей учебной и практической деятельности.

5. Место проведения практического занятия: учебная комната.

 

6. Оснащение занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 86, 123, электронная версия атласов.

 

Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Цель этапа и оснащенность
1. Организация занятия 3 мин. Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2. Формулировка темы и цели 10 мин. Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия
3. Определение исходного уровня знаний 15 мин. Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов 30 мин. 1. Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2. Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. 70 мин. 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши
6. Определение конечного уровня знаний 20 мин. Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ.
7. Подведение итогов и задание на дом 7 мин. 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом.
Всего: 155 мин.  

 

8. Аннотация:

В начале занятия необходимо повторить классификацию эпителиальных тканей.

Остановиться на особенностях эпидермальных эпителиев (источник развития,

многослойность, способность к ороговению, вертикальная анизоморфность). Обсуждая строение многослойных эпителиев, обратить внимание на положение камбия в них, на специальный органоид тонофибриллы, на меланоферы, как защитное приспособление от ультрафиолетовых лучей. Разобрать последовательность процесса ороговения. Отметить наличие тонкого и рыхлого рогового слоя в эпидермисе новорожденного (слабая сопротивляемость инфекции). В переходном эпителии подчеркнуть динамичность этого вида эпителия в зависимости от функционального состояния органа, т.е. способность к растяжению. Далее следует рассмотреть общую морфологию желёз, принципы их классификации. Показать, что эпителий является основой функциональной тканью желёз. Разобрать основные стадии секреторного цикла железистого эпителия: 1- поступление в клетку исходных продуктов; 2- синтез секрета, оформление его в виде секреторных гранул; 3-выведение секрета из клетки; 4- восстановление после секреции.

Студент должен уяснить, что каждая фаза секреторного процесса обусловлена

деятельностью определённых органоидов. Секреторные клетки могут быть одиночными (здесь следует повторить секреторные клетки в однослойных эпителиях) или образовывать многоклеточные железы. Подробно разобрать со студентами отличия эндокринных и экзокринных желёз.

Экзокринные железы отличаются друг от друга по строению, способам секреции, составу секрета и т.д. Все эти признаки легли в основу их классификации.

Студент должен разобраться, что значит простые и сложные железы (строение выводных протоков); разветвлённые и неразветвлённые (строение концевых отделов).

По форме концевых отделов железы подразделяются на альвеолярные, трубчатые и смешанные.

По характеру выделяемого секрета на слизистые, белковые, белково-слизистые. Имеется и специфический вид секрета, например, кожное сало, пот.

 

9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1)

 

10 Тестовые задания по теме (приложение №2)

 

11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3)

 

12. Рекомендации по УИРС:

 

Темы рефератов:

1. Виды клеточных дифферонов в эпидермисе, их функция и особенности строения.

2. Развитие различных видов эпителия.

3. Регенерационная способность эпителиальных тканей.

4. Процесс ороговения многослойного эпителия.

Реставрация и изготовление гистологических препаратов.

 

13. Перечень практических умений:

(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).

 

 

14. Список литературы:

Основная литература:

1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.

 

Дополнительная литература:

1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.

 

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

Приложение №1

Вопросы для самоподготовки

1. Расскажите классификацию эпителиальных тканей.

2. Перечислить общие свойства эпителиальных тканей.

З. Дать определение многослойного эпителия.

4. Какой слой в многослойном эпителии учитывается при определении формы

этого эпителия?

5. Какова классификация многослойного эпителия?

6. Какие органы выстилает переходный эпителий?

7.Что происходит с переходным эпителием при его растяжении?

8. Назовите источник развития многослойного эпителия.

9. Какие органы выстилает многослойный плоский неороговевающий эпителий?

10. Какие слои различают в многослойном плоском неороговевающем эпителии?

11. Расскажите строение и функциональное значение базального слоя

многослойного неороговевающего эпителия.

12. Какова особенность строения эпителиоцитов шиповатого слоя?

13. Перечислить слои эпидермиса (многослойного плоского ороговевающего

эпителия)

14.Чем по строению отличается толстая кожа от тонкой?

15. Из каких слоев состоит переходный эпителий?

16. Расскажите особенность строения клеток поверхностного слоя переходного

эпителия.

17. Каковы морфологические признаки экзокринных желез?

18. Каковы морфологические признаки эндокринных желез?

19. Какие особенности строения гландулоцитов?

20. Перечислить фазы секреции гландулоцитов

21. Какие участки эпидермиса относятся к толстой и тонкой коже?

22. Какой слой в эпидермисе выполняет камбиальную функцию?

23. В каком слое эпидермиса располагаются меланоциты?

24. Какие клетки эпидермиса образуют местную систему иммунного надзора?

25. Перечислить вещества, которые приводят к процессам ороговения в

эпидермисе?

26. В каком слое эпидермиса начинается процесс разрушения органелл?

27.Чем заполнены плоские чешуйки эпидермиса?

28. Каковы способы выделения секрета гландулоцитами?

29. Расскажите классификацию экзокринных желез.

30.Чем отличаются простые железы от сложных?

31. Перечислить возрастные изменения желез.

32. Приведите пример желез с апокринной секрецией.

33. Какие железы секретируют голокриновым способом?

34. Какие клеточные элементы, входящие в состав концевых отделов некоторых

экзокринных желез способствуют выведению из них секрета?

 

Эталоны ответов на вопросы для самоподготовки

1. I.Покровные II.Железистые

Покровной эпителий: однослойный плоский, кубический, призматический и многорядный; многослойный - плоский ороговевающий и неороговевающий эпителий.

2. 1)Пограничная ткань, 2)Пласт клеток, нет межклеточного вещества, 3)наличие
базальной мембраны, 4)не имеет кровеносных сосудов, питание диффузное,
5)клетки имеют полярную дифференцировку, 6)обладают высокой регенераторной способностью.

3. Эпителий, с базальной мембраной которого связан лишь один базальный слой, а остальные слои такой связи лишены и соединены друг с другом.

4. Учитывается форма клеток наружных слоев.

5. Многослойный плоский ороговевающий и неороговевающий, переходный эпителий.

6. Органы, подверженные сильному растяжению - мочевой пузырь, мочеточники.

7. При изменении объёма органа толщина и строение эпителия также изменяются и из многослойного он становится двухслойный.

8. Эктодерма.

9. Роговицу глаза, полость рта и пищевода, влагалище, каудальный отдел прямой кишки.

10.Базальный, шиповатый, плоский (поверхностный).

11.Состоит из клеток призматической формы, связанных с базальной мембраной

полудесмосомами, функция - камбиальный слой.

12.Форма клеток неправильная многоугольная, в месте десмосом имеется выросты

(шипики), в цитоплазме накапливаются тонофибриллы.

13. Базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой.

14. В тонкой коже отсутствует блестящий слой и толщина рогового слоя меньше.

15. Базальный, промежуточный и поверхностный слой.

16. Клетки этого слоя очень крупные, куполообразной формы, нередко дву - и трехядерные.

17.Состоят из концевых отделов и выводных протоков, секрет выделяют в полость или наружу.

18. Состоят только из секреторных отделов, выделяют секрет в кровь, обильно кровоснабжаются.

19. Хорошо развита эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митахондрии, наличие в цитоплазме секреторных гранул.

20.1) Поглощение исходных продуктов, 2) синтез и накопление секрета, 3) выделение секрета, 4) восстановление структуры клеток.

21.К толстой коже- ладони и подошвы, а остальные участки - к тонкой коже.

22. Базальный слой, шиповатый.

23. Среди клеток базального и шиповатого слоя.

24. Эпидермальные макрофаги и лимфоциты.

25.Тонофибрилы - кератогеалин - элеидин - кератин.

26. В зернистом слое.

27. Кератиновыми фибриллами и пузырьками воздуха.

28. Мерокриновый, апокриновый, голокриновый.

29. Железы бывают простые и сложные, разветвленные и неразветвленные.

По форме концевого отдела - альвеолярные, трубчатые, смешанные. По

характеру выделяемого секрета - белковые, слизистые и смешанные.

30. Простые железы имеют неветвящийся выводной проток, сложные

железы - ветвящийся.

31.Снижение секреторной активности гландулоцитов, изменение состава

вырабатываемого секрета, ослабление процессов регенерации, разрастание

соединительной ткани в строме.

32. Молочные железы и потовые подмышечных областей.

33. Сальные железы.

34. Миоэпителиальные отростчатые клетки, охватывающие концевые отдел.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.