Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хотите попробовать омлет “болонья”.






Итак, продолжим. Как вы помните, на нашем прошлом занятии мы вместе определились с выбором фотоаппарата (или выбор сделали ваши финансы) и ещё раз убедились: цена и качество – как иголка с ниткой. Сегодня нам предстоит разобрать непосредственно саму съёмку: как, где и, главное, с какой целью мы фотографируем.

Взяв в руки фотоаппарат, все мы горим желанием порадовать не только себя: ведь наш снимок непременно увидят и оценят другие. Я глубоко убеждён, что человек в фотографии как бы раскрывает своё “я”, свой характер, наклонности и привычки. Если хотите, даже темперамент: холерик наверняка будет щёлкать кнопкой спуска чаще и с большим азартом, чем меланхолик, который отнесётся к этому делу “с чувством, с толком, с расстановкой”. Фотографирование я бы сравнил с приготовлением пищи. Кто-то довольствуется fast food – яичницей-глазуньей, а кто-то в творческом порыве за несколько минут создаст маленький шедевр вкуса, для чего к изначальному яйцу добавит всего-ничего 12 компонентов: помидор, лук, перец, взбитые сливки, тёртый сыр “Пошехонский”, чуток кинзы, малость куркумы, корешок петрушки и ещё кое-какое ноу-хау – и омлет “Болонья” готова! Пальчики оближете – такая вкуснятина. Чувствуете разницу?! То-то и оно. Вот это и есть отношение к процессу. Уверяю вас: попробовав сей кулинарный изыск (разумеется, приготовленный собственноручно), вы ощутите вкус процесса на практике. Впрочем, на вкус и на цвет товарищей нет – и выбор, разумеется, останется за вами.

Так и фотография. Или мы берём “мыльницу”, а затем просто “наводим и щёлкаем”, или мы подбираем фотоаппарат для конкретной съёмки, определённую плёнку, берём (или не берём) штатив, осветительные приборы, фильтры и т.д., а затем следим за светом, подбираем ракурс, кадрируем, центрируем, приближаем, удаляем, бегаем вокруг вожделенного объекта съёмки и, наконец, не без удовольствия получаем почти то, что хотели. Сразу оговоримся, что если после всех ваших стараний ваш снимок вам понравится на все 100, то вы или настоящий мастер или приготовили всего лишь свою глазунью, а отнюдь не “Болонью”. Впрочем, в любом случае, чтоб приготовить яичницу или омлет, вам придётся разбить несколько яиц…

Как же правильно выбрать плёнку? Я бы посоветовал плёнку с чувствительностью 400 ед. (если вам, конечно, нет необходимости делать плакат или фотографию размером больше чем 30х45). Это вам даст более широкие возможности съёмки в любых условиях – в помещении (даже если вы используете вспышку), в утренние, вечерние и даже дневные часы. Дело в том, что в более-менее “продвинутых” “мыльницах” есть считывающее устройство чувствительности плёнки. При повышении этого числа фотоаппарат автоматически тянется к более короткой выдержке или вы можете прикрыть диафрагму – увеличить допустимое число на две ступени (если это переход от 100 к 400 ед. чувствительности). И то и другое приводит к увеличению резкости. Первое уменьшает возможность смазывания кадра при резком нажатии на кнопку спуска, а второе - к увеличению глубины резкости. Ну а выбор количества кадров зависит от вашей активности и от вашего, так сказать, “голода” к съёмке.

Итак, что мы решили снимать? Что должно попасть в кадр, что подчеркнёт задумку вашей фотографии, что у нас на втором плане? Первое правило вытекает из привычки рассматривать всё и вся слева-направо. Почему мы так смотрим? Да потому, что читаем, считаем и пишем мы именно слева-направо. То есть движущийся предмет должен располагаться в кадре в направлении справа-налево (в противоходе) – это создаст динамику движения. Машина, пароход, самолёт и, наконец, олени должны двигаться в кадре справа-налево (в жизни они могут двигаться в любом направлении!). Даже портреты в большинстве смотрятся интересней, если голова чуть повёрнута в кадре налево.

Следующий важный и интересный момент – это “прочтение” фотографии. Первое, что обращает на себя внимание на снимке (как, впрочем, и в жизни), - это, конечно, лицо и выражение глаз. Отсюда вытекает важный совет: распределяйте информацию в кадре по значимости, наглядно расставляйте акценты – “читается” такая фотография всегда очень выразительно.

Перейдём к кадрированию. Здесь вашим инструментом становятся…ноги! Точнее, ваше умение творчески пользоваться ими. Попробуйте-ка одно и то же дерево рассмотреть с разных сторон: ближе, дальше, левее, правее. Чувствуете, как по-разному выглядит объект в зависимости от выбранного вами ракурса? Кстати, все ли необходимые, на ваш взгляд, детали попадают в кадр, нет ли “перегрузки”, которая помешает восприятию? При кадрировании вам поможет или набор объективов (от широкоугольника до телевика) или зум-объектив. Ни в коем случае не отказывайтесь от движения практически во всех направлениях: фотографа, как и волка, “ноги кормят”. Экспериментируйте, экспериментируйте и ещё раз экспериментируйте! Не забывайте также, что вы можете изменить точку съёмки относительно земли. Попробуйте присесть, размяться разок-другой или найти более высокую точку съёмки (пень, парапет, стул, стол). В общем, попрыгайте, побегайте, поменяйте положение фотоаппарата (вертикальное-горизонтальное) – и вы убедитесь, что любой объект, предмет может измениться до неузнаваемости не только в зависимости от ракурса, масштаба, дополнительных деталей или полного отсутствия отвлекающих предметов, но и в зависимости от цвета, освещённости, падающих теней, контрсвета, отражённых лучей на блестящих поверхностях (об этом мы поговорим подробнее позже).

Ещё один совет (наверное, это даже закон) о центре кадра. Только в редких случаях возможна удачная фотография, если объект находится в геометрическом центре кадра. Снимок с чётко выверенным центром кадра как бы перестаёт читаться. К тому же он наверняка будет напоминать фотографию из паспорта или какого другого документа, а то и фото со стенда “Их разыскивает…” Как правило, объект, т.е. та точка, на которой вы концентрируете внимание и которая требует главного “прочтения”, находится правее и выше-ниже в кадре. Это опять-таки связано с нашей привычкой смотреть слева-направо. Портрета не будет, если человек смотрит на вас прямо или левее (относительно фотоаппарата), если он будет занимать левую часть фотографии. Человеку как бы некуда смотреть: он “упирается” в край фотографии. И наоборот. Если фотографируемый смотрит направо (его голова развёрнута направо), то вы должны “освободить” правую часть фотографии – необходимо пространство для взгляда.

Другой важный момент: бойтесь “пьяного” горизонта. Особенно это касается морских снимков. Горизонт вы можете располагать и выше и ниже центра, но обязательно строго параллельно горизонтальным краям вашей фотографии, если это, конечно, не спецсъёмка с эффектами диагоналей, асимметрии и т.д.

И ещё одна проблема любителей: мелкое изображение в кадре ребёнка (взрослого, группы людей, животных). Решите для себя сразу, что важнее: ваше чадо крупным планом или бескрайняя ширь моря, леса, поля и т.д. Что будет лучше смотреться: ваш кот, свернувшийся калачиком и занимающий весь кадр, или детали интерьера, как то: тахта, ковёр, пуфики, тумбочка и т.д., среди которых безнадёжно “затерялся” ваш четвероногий питомец. Словом, опять-таки двигайтесь, думайте и при этом обязательно ищите. Что? Конечно же, удачный ракурс!

Итак, продолжим. Как вы помните, на нашем прошлом занятии мы вместе с вам и пытались приготовить фирменное блюдо. А перед этим разбирали непосредственно саму съёмку: как, где и, главное, с какой целью мы фотографируем. Надеюсь, два предыдущих занятия пошли вам на пользу!

Сегодня перейдём к кадрированию. Здесь вашим инструментом становятся... ноги. Точнее, умение творчески пользоваться ими. Кстати, ещё Конан Дойл в своё время справедливо заметил, что даже если дело кажется простым и незатейливым, то всегда найдется неучтенная мелочь, которая усложнит всё, что только возможно. Поэтому старайтесь учитывать все мелочи - и кадр от этого наверняка выиграет! Разберём это на примере.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.