Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соматические заболевания, обусловленные в том числе и психологическими факторами






 

Одной из причин возникновения различных соматических заболеваний могут быть психические факторы (ср. с понятием психосоматических расстройств). Важной группой таких факторов являются негативные эмоции; при некоторых заболеваниях они играют основную роль. Сейчас уже известно, какие механизмы ответственны за то, что эмоции вызывают соматические расстройства. Три важных механизма могут заключаться в том, что эмоции оказывают влияние 1) на иммунную систему (например, Weisse, 1992), 2) на гормональный баланс и 3) на периферическую физиологическую активацию (например, частоту сердцебиений и артериальное давление). Роль играют, кажется, прежде всего следующие эмоции.

A. Важными для возникновения язвы (язвы желудка или двенадцатиперстной кишки) помимо инфекций, очевидно, являются эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога и чувство беспомощности и перегрузки.

Б. Гнев, ориентированный на преодоление возникшей проблемы, напротив, кажется основной причиной возникновения эссенциальной гипертонии (повышенного кровяного давления) и в связи с этим стенокардии и инфаркта миокарда. Гнев и враждебность относятся к тем компонентам личности «типа А», в которых заключено четкое различие между лицами, имеющими и не имеющими сердечно-сосудистые заболевания (Matthews, 1988; Hodapp & Schwenkmezger, 1993).

B. Для других расстройств (таких, как астма, кожные заболевания и т. п.), напротив, менее ясно, какие эмоции являются причинами их возникновения.

 

Литература

 

Abramson, L. Y., Metalsky, G. I. & Alloy, L. B. (1989). Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression. Psychological Review, 96, 358-372.

Abramson, L. Y., Seligman, M. E. P. & Teasdale, J. D. (1978). Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87, 49-74.

Arieti, S. (1979). New views on the psychodynamics of phobias. American Journal of Psychotherapy, 33, 82-95.

Asendorpf, J. (1989). Shyness as a common final pathway for two different kinds of inhibition. Journal of Personality and Social Psychology, 57, 481-492.

Bandura, A. (1986). Social foundations of thougt and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Baumeister, R. F., Smart, L. & Boden, J. M. (1996). Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self-esteem. Psychological Review, 103, 5-33.

Beck, A. T. (1967). Depression. New York: Harper & Row.

Beck, A. T. & Clark, D. A. (1991). Anxiety and depression: An information processing perspective. In R. Schwarzer & R. A. Wicklund (Eds.), Anxiety and self-focused attention (pp. 41-54). New York: Harwood.

Cane, D. B., Olinger, L J., Gotlib, I. H. & Kuiper, N. A. (1986). Factor structure of the Dysfunctional Attitude Scale in a student population. Journal of Clinical Psychology, 42, 307-309.

Crocker, J., Alloy, L. B. & Kayne, N. T. (1988). Attributional style, depression, and perception of consensus for events. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 840-846.

Davis, P. J. & Schwartz, G. E. (1987). Repression and the inaccessibility of affective memories. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 155-162.

Dent, J. & Teasdale, J. D. (1988). Negative cognition and the persistence of depression. Journal of Abnormal Psychology, 97, 29-34.

Dobson, K. S. & Shaw, B. F. (1986). Cognitive assessment with major depressive disorders. Cognitive Therapy and Research, 10, 13-29.

Ellis, H. C. & Ashbrook, P. W. (1988). Resource allocation model of the effect of depressed mood states on memory. In K. Fiedler & J. Forgas (Eds.), Affect, cognition, and social behavior (pp. 25-43). Toronto: Hogrefe.

Erdelyi, H. (1985). Psychoanalysis: Freud's cognitive psychology. New York: Freeman.

Foa, E. B. & Kozak, M. J. (1986). Emotional processing of fear: Exposure to corrective Information. Psychological Bulletin, 99, 20-35.

Freud, S. (1909). Analyse der Phobie eines fü nfjä hrigen Knaben. (Gesammelte Werke Bd. 7, 1940-1942). London: Imago.

Freud, S. (1926). Hemmung, Symptom und Angst. (Gesammelte Werke Bd. 14, 1940-1942). London: Imago.

Fulker, D. W. (1981). The genetic and environmental architecture of psychoticism, extraversion, and neuroticism. In H. J. Eysenck (Ed.), A model for personality (pp. 88-122). Berlin: Springer.

Hedlund, S. & Rude, S. S. (1995). Evidence of latent depressive schemas in formerly depressed individuals. Journal of Abnormal Psychology, 104, 517-525.

Higgins, E. T., Bond, R. N., Klein, R. & Straumann, T. (1986). Self-discrepancy and emotional vulnerability: How magnitude, accessibility, and type of discrepancy infuence affect. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 5-15.

Higgins, E. T., Klein, R. & Straumann, T. (1985). Self-concept discrepancy theory: A psychological model for distinguishing among different aspects of depression and anxiety. Social Cognition, 3, 51-76.

Higgins, E. T., Roney, C. J. R., Crowe, E. & Hymes, C. (1994). Ideal versus ought predilections for approach and avoidance distinct self-regulatory systems. Journal of Personality and Social Psychology, 66, 276-286.

Hodapp, V. & Schwenkmezger, P. (Hrsg.). (1993). Ä rger und Ä rgerausdruck. Bern: Huber.

Hollon, S. D. & Kendali, P. C. (1980). Cognitive self-statements in depression: Development of an automatic thoughts questionnaire. Cognitive Therapy and Research, 4, 383-395.

Jacobs, W. J. & Nadel, L. (1985). Stress-induced recovery of fears and phobias. Psychological Review, 92, 512-531.

Johnson, M. H. & Magaro, P. A. (1987). Effects of mood and severity on memory processes in depression and mania. Psychological Bulletin, 101, 22-40.

Krampen, G. (1988). Competence and control orientations as predictors of test anxiety in students: Longitudinal results. Anxiety Research, 1, 185-197.

Krohne, H. W. (1996). Angst und Angstbewä ltigung. Stuttgart: Kohlhammer.

Krohne, H. W. & Rogner, J. (1982). Repression-sensitization as a central construct in coping research. In H. W. Krohne & L. Laux (Eds.), Achievement, stress and anxiety (S. 167-193). Washington: Hemisphere.

Lazarus, R. S. (1966). Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill.

Lazarus, R. S. (1982). Thoughts on the relation between emotion and cognition. Amencan Psychologist, 37, 1019-1024.

Lazarus, R. S. (1991a). Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press.

Lazarus, R. S. (1991b). Cognition and motivation in emotion. American Psychologist, 46, 352-367.

LeDoux, J. E. (1995). Emotion: Clues from the brain. Annual Review of Psychology, 46, 209-235.

Lewinsohn, P. H. (1974). A behavioral approach to depression. In R. J. Friedmann & M. M. Katz (Eds.), The psychology of depression: Contemporary theory and research (pp. 157-186). Washington, DC: Winston.

Matthews, K. A. (1988). Coronary hart disease and type A behaviors. Psychological Bulletin, 104, 373-380.

McNally, R. J. (1987). Preparedness and phobias: A review. Psychological Bulletin, 101, 283-303.

Metalsky, G. I., Joiner, T. E., Hardin, T. S. & Abramson, L. Y. (1993). Depressive reactions to failure in a naturalistic setting: A test of the hopelessness and self-esteem theories of depression. Journal of Abnormal Psychology, 102, 101-109.

Morris, W. N. & Reilly, N. P. (1987). Toward the self-regulation of mood: Theory and research. Motivation and Emotion, 11, 215-249.

Pekrun, R. (1988). Emotion, Motivation und Persö nlichkeit. Mü nchen: Psychologie Verlags Union.

Pekrun, R. (1992a). Expectancy-value theory of anxiety: Overview and implications. In D. G. Forgays, T. Sosnowski & K. Wrzewsniewski (Eds.), Anxiety: Recent trends in self-appraisal, psychophysiological and health research (pp. 23-41). Washington, DC: Hemisphere.

Pekrun, R. (1992b). The impact of emotions on learning and achievement: Towards a theory of cognitive/motivational mediators. Applied Psychology: An International Review, 41, 359-376.

Reisenzein, R. (1983). The Schachter theory of emotion: Two decades later. Psychological Bulletin, 94, 239-264.

Robins, C. J. (1988). Attributions and depression: Why is the literature so inconsistent? Journal of Personality and Social Psychology, 54, 880-889.

Sarason, I. G. (Ed.). (1980). Test anxiety. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Scherer, K. R., Wallbott, H. G. & Summerfield, A. B. (1986). Experiencing emotion: A cross-cultural study. Cambridge: Cambridge University Press.

Singer, J. (1978). Fantasie und Tagtraum. Mü nchen: Pfeiffer.

Weiner, B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review, 92, 548-573.

Weisse, C. S. (1992). Depression and immunocompetence: A review of the literature. Psychological Bulletin, 111, 475-489.

Wenzlaff, R. M. (1993). The mental control of depression: Psychological obstacles to emotional wellbeing. In D. M. Wegner & J. W. Pennebaker (Eds.), Handbook of mental control (pp.239-257). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

 

 

30.3. Эмоциональные расстройства: интервенция

Кристоф Крайкер и Райнхард Пекрун

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.