Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теплообмен у детей






У новорожденного ребенка терморегуляция не совершенна. При рождении температура тела близка к температуре тела матери и равна 37, 7—38, 2°С. В течение нескольких часов после рождения она снижается на 1, 5—2, 0 °С, а затем вновь повышается до 37 °С.

У незрелых, недоношенных детей температура снижается ниже Нормальной в течение первых дней жизни. Снижение температуры тела у доношенного ребенка называется транзиторной гипотермией новорожденных.

Приблизительно у 0, 3—0, 5% новорожденных на 3—5-й день жизни наблюдают гипертермию. Это явление объясняют заселением бактериальной флоры и обезвоживанием организма ребенка. После 5-го дня температура тела остается очень чувствительной к колебаниям температуры окружающей среды. Температура тела незначительно меняется при кормлении детей, при пеленании. Установление нормальной температуры происходит только К 1, 5—2 месяцам жизни, а у недоношенных детей в более поздние сроки.

После установления нормального суточного ритма температура Н подмышечных впадинах и в паху равна приблизительно 36, 1— 36, 6 °С, в прямой кишке — 37, 1—37, 5 °С.

После периода новорожденности повышение температуры тела у ребенка чаще всего связана с инфекцией. У детей приблизительно до 9—10 месяцев температура может повышаться при обезвоживании.

Центральным звеном терморегуляции является гипоталамическая область. Поэтому различные воздействия на гипоталамус также могут вызывать повышение температуры (гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная травма новорожденного, аномалии развития мозга).

Влияние на температуру тела ребенка первых месяцев жизни оказывает так называемый несократительный термогенез. Образование тепла у детей раннего возраста происходит за счет жировой ткани.

Более совершенным видом теплопродукции является сократительный теплогенез. Он создается за счет повышения мышечной активности. Поэтому он значительно возрастает при воздействии холода на ребенка. Механизмы теплопродукции у детей нарушаются при родовой гипоксии, на фоне заболевания органов дыхания, введения некоторых лекарственных препаратов (β -блокаторов).

Процессы теплоотдачи созревают только к 7—8 годам. Теплоотдача регулируется и потоотделением, которое у детей первых лет жизни еще несовершенно. Поэтому для детей в возрасте до 7—8 лет необходимо организовывать оптимальные температурные условия. Ребенок может находиться раздетым и не терять тепла, если он находится в термонейтральной зоне. Для новорожденных доношенных детей она равна 32—35°С, для недоношенных — 35—36°С, для запеленатого доношенного — 23 — 26°С, а для недоношенного — 30—33°С. К возрасту 1 месяц пределы термальной зоны смещаются для запеленатых детей вниз на 1, 5—2, 0°С. Для создания условий терморегуляции голову ребенка при пеленании не покрывают. При выхаживании недоношенных до совершенствования терморегуляции их содержат в кувезах.

Несоблюдение оптимального температурного режима у детей раннего возраста приводит к нарушению развития головного мозга, заболеваниям органов дыхания и сердечнососудистой системы. Поэтому сразу же после рождения детей пеленают в теплые пеленки. Осмотр, смену белья, обработку кожи и пупка проводят быстро на подогретом пеленальном столе. Недоношенному ребенку все манипуляции проводят в кувезе.

Перегревание ребенка не менее опасно, чем переохлаждение. Во-первых, у детей даже при временном перегревании развивается обезвоживание организма, во-вторых, нарушение микроциркуляции вследствие перегревания приводит к тепловому удару или шоку, нарушению функции центральной нервной системы, сердца, дыхания.

Такая же ситуация возможна тогда, когда гипертермия вызывается инфекционными заболеваниями. Ребенок может погибнуть от перегревания, поэтому при гипертермии ему требуется экстренная помощь.

Для детей грудного возраста создают комфортные температурные условия. В помещении, где они находятся, влажность воздуха составляет 30—60%, скорость движения воздуха — 0, 12—0, 2 м/с, температура воздуха — 21—22 °С. С двух лет температура комфорта снижается до 18 °С, а для относительного оптимума теплового состояния — даже до 16 °С.

Важно правильно и адекватно одевать ребенка. В зимнее время на улице на ребенке должно быть 4—5 слоев одежды с учетом ветронепроницаемого верхнего слоя. Зимой для прогулок обычно используют комбинезоны или полукомбинезоны. Летом, в зависимости от температуры воздуха, слоев одежды может быть до двух при температуре воздуха 23°С и выше, и до трех при температуре воздуха 16—17°С.

Для предупреждения охлаждения и перегревания широко применяют методы закаливания детей. Закаливание должно быть постепенным, кратковременным — с применением холодового (импульсного) контакта с кожей ребенка, с постепенным распространением холодового раздражителя на площадь кожи и изменением сроков закаливания. Сначала это обливание ног водой с понижением температуры. Затем одномоментное обливание холодной водой от голеней до бедра, от пупка до шеи и головы. При системности и повторяемости обливаний происходит созревание адаптационных приспособлений, что влечет за собой увеличение времени проведения этих процедур.

Для формирования холодовой устойчивости и адаптационно-приспособительных реакций детям достаточно двух обливаний в неделю. Лучше их проводить весной. Большие дозы закаливающих процедур вызывают срыв адаптивных реакций, приводят к гиперстимуляции надпочечников и обусловливают иммунодефицитные состояния.

Закаливающие процедуры у детей не должны вызывать снижения внутренней температуры тела. Нужно также помнить об индивидуальном режиме закаливания, так как каждый ребенок по-своему реагирует на холодовые раздражители.

В детских лечебно-профилактических учреждениях используют и такие формы закаливания, как сон на открытом воздухе, воздушные холодовые ванны, обтирание мокрыми холодными простынями, общее обливание, ножные ванны и обливание ног с постепенным снижением температуры от 36, 6 до 32, 6°С. В некоторых детских поликлиниках для закаливания детей используют бассейны с процедурами кратковременного обливания детей струей холодной воды и др.

Есть дети, у которых температура без видимых причин повышается до 37, 3—37, 5°С, хотя они здоровы. Чаще всего это ответ температурной реакцией на прием пищи, повышенную физическую активность или повышенный психоэмоциональный тонус.

Патологической считается температура выше 37, 5°С, которая обусловлена каким-либо заболеванием. При этом состояние теплопродукции всегда превалирует над теплоотдачей. Часто присоединяется озноб, обусловленный сократительным термогенезом. В таких состояниях виноваты вещества, называемые пирогенами, которые воздействуют на терморегулирующие центры центральной нервной системы.

Существуют различные типы патологических температурных реакций.

Частоту регистрации температуры у детей определяет врач — 2 раза в день, через 1 ч, через 2 ч и т. д. Регистрацию температуры в течение дня проводит средний медицинский персонал.

Температура тела ниже 36, 4 °С чаще всего наблюдается у детей со сниженным энергетическим обменом, обусловленным тяжелым заболеванием внутренних органов. Это истощение (дистрофия), сосудистая недостаточность, недостаточность функции основных органов и систем. При шоке, особенно анафилактическом, температура также снижается ниже нормальной.


Заключение.

Жизнь сопряжена с непрерывным расходом энергии, которая необходима для функционирования организма. С точки зрения термодинамики, живые организмы относятся к открытым системам, так как для своего существования они непрерывно обмениваются с внешней средой веществами и энергией. Источником энергии живых организмов служат химические превращения органических веществ, поступающих из окружающей среды. Превращение этих веществ из сложных в простые и приводит к высвобождению энергии, заключенной в химических связях. Извлечение энергии из химических связей осуществляется главным образом с затратой молекулярного кислорода (аэробный обмен); окислению в ряде цепей предшествует бескислородное расщепление (анаэробный обмен).

Основным аккумулятором энергии для использования ее в клеточных процессах является аденозинтрифосфат (АТФ). С помощью энергии АТФ обеспечивается возможность синтеза белка, деления клеток, поддержания их осмотического гради­ента, мышечного сокращения и др. Согласно первому закону термодинамики, химическая энергия АТФ, пройдя через промежуточные стадии, в конечном итоге превращается в тепловую, которая и теряется организмом. Поэтому интенсивность энергообмена организма является суммой энерготрат на функцию клеточных систем, аккумулированной энергии и потерь ее в виде теплоты.

Жизнь организма зависит от протекания химических реакций с превращением всех видов энергии в тепловую. Скорость химических реакций, а следовательно, и энергообмена зависит от температуры тканей. Теплота как конечное превращение энергии способна переходить из области более высокой тем­пературы в область более низкой. Температура тканей опре­деляется соотношением скорости метаболической теплопродук­ции их клеточных структур и скорости рассеивания образующейся теплоты в окружающую среду. Следовательно, теплообмен между организмом и внешней средой является неотъемлемым условием существования животных организмов. Для под­держания нормальной (оптимальной) температуры тела у животных организмов имеется система регуляции теплообмена со средой.

Животные организмы подразделяются на пойкилотермные и гомойотермные. Пойкилотермные (стоящие на более низких ступенях филогенетической лестницы) обладают несовершенны­ми, но все же достаточно эффективными механизмами тер­морегуляции. Эти механизмы включают химическую систему температурной компенсации, позволяющую удерживать устой­чивый энергообмен при значительных перепадах температуры тела, терморегуляцию поведением (выбор оптимальной температуры среды) и температурный гистерезис (способ­ность захватывать теплоту из внешней среды быстрее, чем ее терять).

Гомойотермия — более позднее приобретение эволюции животного мира. К истинно гомойотермным животным относят птиц и млекопитающих, так как эти животные способны под­держивать постоянную в пределах 2°С температуру тела мри сравнительно широких колебаниях температуры внешней среды.

В основе гомойотермии лежит более высокий, чем у пойкилотермных животных, уровень энергообмена за счет усиления роли тиреоидных гормонов, стимулирующих работу клеточного натриевого насоса. Высокий энергообмен привел к формированию совершенных механизмов регуляции тепловой энергии в организме.

Ряд животных относится к группе гетеротермных организмов: при одних условиях они пойкилотермные организмы, при других – гомойотермные.

Для поддержания постоянной температуры тела го­мойотермные животные обладают химической и физической терморегуляцией. Физическая терморегуляция осуществляется изменением теплопроводности покровных тканей тела (изменение кровотока кожи, пилоэрекция, испарение влаги с поверхности тела или ротовой полости).

Химическая терморегуляция осуществляется путем увеличения теплообразования в организме. Выделяют два основных источника химической терморегуляции (регулируемого теплообразования): сократительный термогенез за счет произвольной активности локомоторного аппарата, терморегуляционного тонуса и дрожи мышц и несократительный термогенез за счет бурой жировой ткани, специфико-динамического действия пищи и др.

Управление теплообменом осуществляется активностью тepморецепторов, информация от которых поступает в центр терморегуляции гипоталамуса, управляющий реакциями химической и физической терморегуляции.

Длительное пребывание в условиях высокой или низкой температуры окружающей среды приводит к существенным изменениям свойств организма, повышающих его устойчивость к действию соответствующих температурных факторов.

Построение и обновление тканей тела, а также покрытие энерготрат организма должны обеспечиваться адекватным питанием. В обмене веществ и энергии различают два процесса: анаболизм и катаболизм. Под анаболизмом понимают совокупность процессов, направленных на построение структур организма главным образом через синтез сложных органических веществ. Катаболизм — это совокупность процессов распада сложных органических веществ с целью высвобождения энергии. В основе анаболизма и катаболизма лежат соответственно процессы ассимиляции и диссимиляции, которые взаимосвязаны и сбалансированы.

Пищевые потребности животных достаточно однородны: необходимые вещества для энергообмена (белки, жиры, углеводы), вещества для построения сложных белковых молекул и клеточных структур (аминокислоты, пурины, липиды, углеводы), специальные катализаторы обмена (витамины) и стабилизаторы клеточных мембран (антиоксиданты), неорганические ионы и универсальный биологический растворитель — вода.

Энергетическую ценность пищи определяют по количеству тепловой энергии, высвобождаемой при сгорании 1г пищевого вещества (физиологическая теплота сгорания).

Под рациональным питанием понимают питание, достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении. Основа рационального питания — сбалансированность, т. е. оптимальное соотношение потребляемой пищи. Сбалансированное питание должно включать белки, жиры и углеводы в массовой пропорции, примерно 1: 1: 4. В качественном отношении пища должна быть полноценной, т. е. содержать белки (включающие незаменимые аминокислоты), незаменимые жирные кислоты (так называемый витамин F), витамины, в большинстве входящие в состав катализирующих систем, и большую группу витаминоподобных веществ, неорганических элементов и воду.

 

 

Список использованной литературы.

1. Нормальная физиология - Орлов Р.С. - Учебник 2010г.

2.Винников Я. А. Цитологические и молекулярные основы рецепции. Эволюция органов чувств. – Л.: Наука, 1971

3. Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995.

 

4.Слоним А. Д. Эволюция терморегуляции. Л., 1986.

5.Физиология человека / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М., 1986. Т. 4

6. ru. wikipedia. org






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.