Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие






В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

Познавая окружающий мир, юноши и девушки сталкиваются с его многозначностью, многосторонностью, неоднородностью и противоречивостью. Познавая себя в мире (а только так и возможно самопознание), они также сталкиваются с тем, что каждый из них как бы многолик и совсем не однозначен не только для окружающих, но и для себя самого. Таким образом, и мир, и они сами в мире предстают полифонично, многоголосо.

В первую очередь необходимо отметить теоретичность юношеского познания мира. «…Множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят», - писал Ф.М. Достоевский. «Вековечные вопросы», «плоды наук, добро и зло» (это уже из Пушкина) всегда волновали вступающих в жизнь. На разных уровнях глубины, с разной степенью информированности, с разной мерой интенсивности, но ими озабочены практически все люди юношеского возраста. Они обсуждают с друзьями глобальные проблемы современности: и события в стране, и проблемы международных отношений, и перспективы развития человечества. (Заметим, впрочем, что юноши обсуждают их чаще, чем девушки).

Мир в юности познаётся и оценивается глобально. Юным очень трудно сосредоточиться на деталях, из которых картина мира соткана. В то же время можно сказать, что мир познаётся ими дискретно, т.е. через восприятие и абсолютизацию отдельных частностей, деталей, которые обобщаются и возводятся в ранг всеобщности.

Обращает на себя внимание и склонность юношей и девушек, с одной стороны, сводить все сложности окружающего мира к элементарнейшим схемам, «объясняющим» всё и вся, а с другой – усложнять самые простые явления, события, переживания вплоть до полной невозможности проанализировать их и объяснить.

В юности умственная активность приобретает несколько весьма характерных особенностей. Они складываются и закрепляются именно в этом возрасте, знаменуя собой новые возможности интеллектуальной деятельности растущего человека.

Одна из особенностей познавательной сферы юношей и девушек - теоретичность их умственной деятельности. В этом возрасте обнаруживается живой интерес уже не столько к самим фактам, сколько к их анализу, к обсуждению их и размышлению над ними. Юных часто интересуют весьма отвлечённые вопросы: что такое случайность, жизнь, Вселенная? А один из самых животрепещущих для них вопросов – «В чём смысл жизни?» - при всей его актуальности также зачастую исследуется в весьма абстрактном плане.

Данное стихотворение, написанное пятнадцатилетней девушкой, как нельзя лучше отражает философичность, познавательный энтузиазм и эмоциональную напряжённость мыслительной деятельности в юношеском возрасте:

Что это значит: есть пространство

И время, и конца им нет?

Безумно непонятно, странно –

Что значит жизнь? Что значит свет?

Вселенной вечное движенье:

Молекул, атомов, планет,

Веков, тысячелетий, лет…

Что это, сон? Мираж? Затменье?

Или души и мысли бред?

И снова чувствую волненье:

Не охватить, не разгадать

Любовь, добро и вдохновенье,

Бессилье, злобу, исступленье

Умом и сердцем не объять.

Зачем живу? Зачем пытаюсь

Я невозможное понять?

Уже гораздо меньше внимания привлекают наглядный учебный материал, сами по себе конкретные факты, сообщаемые учителем или конкретной учебной книгой; даже демонстрация эффектных опытов не производит на старшеклассников того впечатления, которое она произвела бы на подростков. В этом возрасте интересно обобщать факты, искать теории, объясняющие тот или иной физический или химический эффект. Хочется слушать об этом, спорить, размышлять [51].

Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам – конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными [26].

Некоторые юноши и девушки уже пробуют самостоятельно читать философские сочинения – это чтение отвечает стремлению приобщиться к теоретическим, абстрактным знаниям

Многие в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности [51].

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое [34].

В этом возрасте творческая деятельность далеко не всегда принимает устойчивый, планомерный характер; старшеклассники, не закончив одного дела, берутся за другое. Такую разбросанность творческих интересов не стоит, видимо, считать только отрицательным качеством – она представляет собой определённый этап поиска своей деятельности, своего призвания [34].

Личностные свойства творчески одаренного человека могут быть разными. Это зависит от той сферы деятельности, в которой проявляется одаренность. Исследователи установили, что творчески одаренный человек может показывать обычные результаты в учебной деятельности.

Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль умственной деятельности, по определению российского психолога Е.А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Н. Коган считал, что в познавательных процессах индивидуальный стиль умственной деятельности выступает как стиль мышления, т. е. как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т. д. [26].

Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержания учебного материала, увеличением его объёма, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, чёткости, самостоятельности в решении когнитивных задач.

Направленность на будущее, постановка задач профессионального и личностного самоопределения сказывается на всём процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов.

Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, телевидению). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растёт сознательное отношение к труду и учению. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами [7].

Остановимся на отдельных сторонах умственной деятельности, таких, как внимание, память, речь, воображение.

И младший школьник мог сосредоточить внимание на том, что ему не интересно, но сделать это он мог с трудом и на сравнительно короткое время. Подросток располагал гораздо большими возможностями в этом отношении, однако и он не мог слишком долго высидеть на занятиях, которые представлялись ему скучными.

Для старшего школьника характерна преобладающая роль именно произвольного внимания. Он уже достаточно легко может сосредоточить внимание на том предмете, который ему, положим, не нравится.

Резко увеличивается и распределение внимания школьника, что позволяет схватывать одновременно ряд фактов.

Развивается и такое свойство внимания, как его переключение. Вообще-то старший школьник уже может довольно долго заниматься одним и тем же предметом, совершенно не отвлекаясь. Однако смена занятий по-прежнему остаётся необходимым условием сохранения работоспособности. Юноши и девушки уже владеют приёмами переключения внимания, могут сами правильно организовать своё внимание.

Очень важно, что возможности переключения внимания возросли: на уроке ученик уже может слушать объяснения учителя и одновременно вести конспект. При демонстрации опыта старшеклассники следят за его ходом и вместе с тем ведут записи или делают необходимые зарисовки.

Вместе с тем следует отметить, что внимание старшего школьника остаётся всё ещё в большей зависимости от эмоций. Под влиянием различных чувств (а чувства юношей и девушек оказываются часто очень сильными) внимание может часто переключаться с одного предмета на другой, не задерживаясь долго на каком-либо одном предмете. Такую повышенную эмоциональность внимания, следует, конечно, иметь в виду.

Память старшего школьника также заметно изменяется в сторону её произвольности. Механическое заучивание в этом возрасте довольно редко. Однако там, где это необходимо (иностранные слова, определение понятий), старшие школьники чётко ставят перед собой задачу буквального запоминания – и так и заучивают.

Старший школьник уже умело распоряжается своей памятью. Он владеет разными приёмами запоминания, правилами рационального заучивания и может с успехом запомнить такой материал, где требуется умение выделить в

материале существенное, систематизировать его по-новому, сформулировать то, что запоминалось. За счёт разных приёмов запоминания резко увеличивается объём памяти, что позволяет запоминать уже значительно больше и лучше.

Речь старших школьников, конечно, становится в целом более богатой по лексике, более гибкой по интонации. Однако и сейчас, как и в более младших классах, бывают случаи, когда ученик не может толково и обстоятельно рассказать о том, что он знает, говорит косноязычно, с трудом. Подчас этому способствует компьютерная (виртуальная) зависимость некоторой части юношества, когда активному освоению книжной культуры, классической и современной литературы предпочитается обеднённое времяпровождение в Интернете.

Мышление старшего школьника становится близким к мышлению взрослого. Он уже выделяет в предмете существенное, приходит (часто самостоятельно) к пониманию причин того или иного явления, связывает отдельные частные случаи в цепь закономерных фактов. Выводы, которые делает, старшеклассник, как правило, вполне обоснованы. Однако бывают случаи, когда он защищает своё мнение только потому, что оно своё.

Мышление юношей и девушек сравнительно с мышлением подростка отличает возросшая системность. Разные разделы предмета они могут самостоятельно свести в общую систему знаний; они могут точно классифицировать более частные и более общие понятия.

В ответах старшеклассника и в его письменных работах мысль всё реже направляется случайными, внешними связями, как это нередко бывает у подростка. Теперь ребята правильно отличают достоверное от возможного и вероятного, критически обдумывают свои собственные суждения.

Характерна для юношеского возраста живость ума, которая сказывается в умении быстро нащупать проблему, в смекалке, находчивости, в способности легко ориентироваться в незнакомом материале.

Воображение старших школьников характеризуется прежде всего большим развитием самоконтроля. Фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребёнка в сторону от реальности, сейчас критически осмысливается. Юноша и девушка мечтают и фантазируют подчас так же много, как и ребёнок, но они уже в состоянии относиться к своим фантазиям подобно взрослому – очень критически.

Их творческое воображение в большей степени опирается теперь на фактические знания.

Однако в юношеском возрасте ещё возможны мечты, не подкреплённые никакими реальными основаниями. Например, девятиклассник мечтает изобрести средство сделать всех людей бессмертными, а девушка, не обладающая никакими особенными музыкальными данными, мечтает быть знаменитой певицей. В таких случаях происходит своеобразное «раздвоение личности»: с одной стороны, невозможность исполнения мечтаний осознаётся, а с другой – мечтания продолжаются. Это как бы остатки детства у юных.

Итак, в целом, оценивая развитие познавательных возможностей в юношеском возрасте, следует отметить прежде всего повышение общей теоретичности умственной деятельности, способность к постижению отвлечённого, абстрактного материала. Увеличивается степень овладения познавательными возможностями, произвольность интеллектуальной деятельности [51]. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщённому пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке тех или иных явлений действительности [2].

Однако черты более раннего возраста ещё проявляется иногда в деятельности юношей и девушек, что говорит о неполной зрелости, известной неустойчивостью познавательных возможностей [51].

В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающей не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения [7].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.