Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произвольность психической активности






Важность произвольности собственной активности, как одной из основных составляющих развития ребенка, подчеркивается многими авторами. Г.Г. Кравцов (1994), рассматривая проблемы соотношения воли и произ­вольности, подчеркивает, что направление движения развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны внутренней свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть становлением произвольности». Таким образом, по­казывая отсутствие барьера между волей как осмысленной инициативой, определяющей целостную личность, и произвольностью, произвольное поведе­ние рассматривается как поведение свободное, то есть построенное субъек­том (в данном случае развивающимся ребенком) по собственным правилам, в то же время согласующееся с принятыми в обществе нормами. Сознательность, или осознанность, является основной характеристикой произвольного поведения.

Итак, произвольность, рассматриваемая как функция, «модулирующая» все развитие ребенка, детерминирующая, в частности, психические возрас­тные новообразования, должна быть поставлена на первое место в структу­ре гетерохронного формирования всех психических сфер и структур ребен­ка. В этом случае можно сделать ряд практически значимых выводов, од­ним из которых является определение для возрастного этапа конкретного ребенка ведущей деятельности в зависимости от вида и уровня сформированности его произвольности психической активности.

Рассматривая структуру произвольности психической активности как одной из предпосылок или составляющих психической деятельности, необ­ходимо отметить первый по последовательности формирования, лежащий в «основании» произвольности уровень, а именно — произвольную сенсомоторную активность. Правильная последовательность формирования сенсомоторной активности, в том числе произвольной, в онтогенезе, ее динами­ческая структура и особенности, физическое развитие ребенка в целом яв­ляются важнейшими компонентами психического развития, основой «развертывания» программы развития в широком смысле этого понятия.

«Произвольность» сенсомоторных актов понимается нами не как осоз­нанность, «рефлексия» собственных движений, но как возможность выпол­нения тех или иных сенсомоторых актов в соответствии с воздействием внешней среды, ее объектов. Нельзя не отметить, что на определенном эта­пе развития подобная активность «перерастает» в произвольную двигатель­ную активность и приобретает возможность стать «опроизволенной» в соот­ветствии с теорией Н.А. Бернштейна (1947). Собственно говоря, сенсомоторная, а в дальнейшем и собственно произвольная двигательная активность является в возрасте от рождения до года одним из основных элементов развития ребенка, той функцией, которая развивается, на наш взгляд, «на один шаг» раньше всех и в буквальном смысле «тянет» развитие и позна­вательной, и эмоциональной сферы.

Произвольность собственной активности своими корнями уходит непос­редственно в формирование сенсомоторной произвольности. В дальнейшем она преобразовывается, переходит на уровень произвольной регуляции соб­ственно высших психических функций (память, внимание, произвольность различных форм мышления). Произвольная ВПФ осуществляется только на определенном этапе речевого развития ребенка, когда собственная речь, а перед этим речь взрослого, «опосредует» эту форму произвольной регуляции. Так, маленький ребенок, подходя к горячему утюгу, сам себе говорит:

«Нельзя!», тем самым опосредуя речью свое собственное поведение. Позже в результате интероризации речи этот процесс «сворачивается», становясь истинно операциональным.

Наиболее поздно начинает формироваться произвольная регуляция собственных эмоций. Вначале этот уровень произвольности точно так же опосредуется присутствием взрослого, его речью и эмоциональной оценкой по­ведения ребенка. Понятно, что эти уровни никоим образом не формируются в линейной последовательности, друг за другом, а имеют периоды «перекрытий» (см. далее законы развития). Так, эмоциональная оценка матери чрезвычайно важна и для сенсомоторного развития ребенка, а про­извольность ВПФ частично может определять и произвольность движений. Но принципиально то, что последовательность формирования произвольности от наиболее простого сенсомоторного акта к наиболее сложному — эмоциональной регуляции должна сохраняться.

Таким образом, структуру произвольности психической активности можно представить в следующем виде:

1-й уровень — произвольность сенсомоторной активности;

2-й уровень — произвольность регуляции ВПФ;

3-й уровень — произвольность эмоциональной регуляции.

Следует еще раз подчеркнуть, что наиболее важным, по крайней мере, на первом году жизни, является формирование сенсомоторных актов, пос­ледовательность и сроки овладения собственным движением. Детальный анализ развития сенсомоторной и двигательной активности ребенка, их гетерохронное взаимодействие с другими сторонами развития ребенка в целом, а также их влияние на все стороны психического развития предпо­лагается описать в издании данной серии, посвященной раннему развитию ребенка. Здесь мы только наметим основные положения и законы развития, имеющие непосредственное отношение к формированию одного из уровней произвольности психической активности. Отметим, что степень сформированности 1-го уровня произвольности психической активности непосредствен­но влияет на характер отклоняющегося развития ребенка.

В связи с особой важностью этой составляющей базовых предпосылок необходимо остановиться на законах развития движений [9]. Знание зако­нов развития движений важно еще и потому, что эффективность коррекционных программ зависит в большой степени от того, насколько в своей работе с моторикой ребенка специалист следует им. Забегая вперед, скажем, что большинство развивающе-коррекционных программ (см. раздел 4) созданы с использованием этих законов. Отметим также, что некоторые из них (цефало-каудальный, проксимо-дистальный законы, закон вертикальной оси) являются законами формирования не только двигательной активности, но и пространственных и пространственно-временных представлений (последнее является вполне понятным, поскольку формирование пространственных представлений происходит только через двигательную активность).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.