Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смешанная венозная кровь и оксигенация






Оксигенация артериальной крови происходит за счёт кислорода, содержащегося в смешанной венозной крови (лёгочная артерия), с добавлением кислорода из альвеолярного газа. При нормальной функции лёгких показатель рAO2 в основном определяет величину рaО2.

Подход к установлению причины гипоксемии. Объяснение в тексте.

При нарушении газообмена показатель раО2 вносит меньший вклад, а венозная оксигенация (т.е. показатель pvO2) — напротив, больший в конечное значение рaО2, что и представлено на рис. 3-6 (горизонтальная ось на нём идёт вдоль капилляров, также показан транспорт кислорода из альвеол в капилляры). При снижении кислородного обмена (на рисунке это обозначено как шунт) рaО2 уменьшается. Когда степень повышения paO2 постоянна, но pvO2 снижено, конечное значение paO2 такое же, как и в описанной выше ситуации. Этот факт указывает на то, что лёгкие не всегда являются причиной гипоксемии [1, 5].

Влияние рvО2 на рaО2 будет зависеть от фракции шунта. При нормальной величине шунтового кровотока рvО2оказывает незначительное влияние на paO2. При увеличении фракции шунта рvО2, становится все более значимым фактором, который определяет paO2. В крайнем случае возможен 100% шунт, когда pvO2 может быть единственным показателем, определяющим раO2. Следовательно, показатель pvO2 будет играть важную роль только у больных с существующей лёгочной патологией.

 

ЗАДЕРЖКА УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Парциальное давление (напряжение) СО2 в артериальной крови определяется отношением между величиной метаболической продукции СО2 и скоростью его выделения лёгкими:

paСО2 = К х (VСО2/Va),

где pa2 — артериальное pCO2; VCO2 — скорость образования СО2; VA — минутная альвеолярная вентиляция; К — константа [12]. Альвеолярная вентиляция устанавливается хорошо известным соотношением [VA = VE (1 - Vd/Vt)], и тогда предыдущая формула приобретает следующий вид:

рaСO2 = К х [VCO2/VE(1 - Vd/Vt)],

где ve — выдыхаемый минутный объём (измеренная на выдохе минутная вентиляция). Из уравнения видно, что основными причинами задержки СО2 являются следующие: 1.) повышение продукции СO2; 2) снижение минутной вентиляции лёгких; 3) увеличение мёртвого пространства (рис. 3-7). Каждый из указанных факторов кратко рассмотрен ниже.

. Механизмы развития гипоксемии. Объяснение в тексте.

Подход к установлению причины гиперкапнии.Объяснение в тексте.

 

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДУКЦИИ СО2

Количество CO2 может быть измерено у интубированных больных с помощью «метаболической тележки», которая применяется при непрямой калориметрии. Это устройство снабжено инфракрасным анализатором СО2, который измеряет его содержание в выдыхаемом воздухе (при каждом выдохе). Для определения скорости выделения СО2регистрируют частоту дыхания.

Дыхательный коэффициент. Величина продукции СО2 определяется интенсивностью метаболических процессов и видом веществ (углеводы, жиры, белки), которые окисляются в организме. Нормальная скорость образования CO2 (VCO2) у здорового взрослого человека составляет 200 мл в 1 мин, т.е. около 80% скорости поглощения (потребления) кислорода (обычная величина VO2 = 250 мл/мин). Отношение VCO2/VO2 называют дыхательным (респираторным) коэффициентом (RQ), который широко используют в клинической практике. RQ различен при биологическом окислении углеводов, белков и жиров. Для углеводов он самый высокий (1, 0), несколько меньше для белков (0, 8) и самый маленький для жиров (0, 7). При смешанной пище величина RQ определяется метаболизмом всех трёх названных видов питательных веществ. В норме RQ составляет 0, 8 для среднего человека при диете, имеющей 70% общей калорийности за счёт углеводов и 30% за счёт жиров. Более детально RQ разбирается в главе 39.

Этиологические факторы. Обычно увеличение VCO2 наблюдается при сепсисе, политравме, ожогах, повышении работы дыхания, усилении метаболизма углеводов, метаболическом ацидозе и в послеоперационном периоде. Предполагают, что сепсис является наиболее типичной причиной возрастания VCO2. Увеличение работы дыхательной системы может привести к задержке СО2 во время отключения больного от аппарата искусственного дыхания, если элиминация CO2 через лёгкие ухудшена. Чрезмерное потребление углеводов может повысить RQ до 1, 0 или выше и вызвать задержку CO2, поэтому важно определять РаСO2, которое прямо зависит от VCO2, а не RQ. Действительно, VCO2 может возрастать и при нормальном RQ (если VO2 также увеличено). Рассмотрение только одного RQ может привести к заблуждению, следовательно, этот показатель нельзя интерпретировать изолированно от других параметров.

СИНДРОМ АЛЬВЕОЛЯРНОЙ ГИПОВЕНТИЛЯЦИИ

Гиповентиляция — снижение минутной вентиляции лёгких без существенного изменения их функции (сходное с задержкой дыхания). На рис. 3-7 показано, что важно измерять градиент А-а РО2 для идентификации синдрома альвеолярной гиповентиляции. Градиент А-а PO2 может быть в норме (или неизменным), если имеется альвеолярная гиповентиляция. В противоположность этому сердечно-лёгочная патология может сопровождаться увеличением градиента А-а РО2. Исключение — значительная задержка СО2 при заболевании лёгких, когда величина градиента А-а рО2 близка к нормальной. В такой ситуации повышение сопротивления дыхательных путей может быть так выражено, что воздух будет практически не способен достигать альвеол (сходно с задержкой дыхания). Основные причины синдрома альвеолярной гиповентиляции у больных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, приведены в табл. 3-1. Если градиент А-а рО2 нормальный или неизменный, то состояние дыхательной мускулатуры можно оценить, используя максимальное давление на вдохе, как описано ниже.

Слабость дыхательной мускулатуры. У больных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, ряд заболеваний и патологических состояний может привести к слабости дыхательных мышц. Наиболее распространённые — сепсис, шок, нарушения электролитного баланса и последствия операций на сердце. При сепсисе и шоке наблюдается снижение кровотока в диафрагме [14]. Повреждение диафрагмального нерва может отмечаться при хирургических вмешательствах в условиях искусственного кровообращения в связи с местным охлаждением поверхности сердца (см. главу 2).

Слабость дыхательной мускулатуры можно определить, измеряя максимальное давление на вдохе (Рмвд) непосредственно у постели больного [15]. Для этого пациент после максимально глубокого выдоха (до остаточного объёма) должен сделать вдох с максимальным усилием через закрытый клапан. Рмвд зависит от возраста и пола (см. табл. 30-2) и колеблется от 80 до 130 см вод.ст. у большинства взрослых людей [15]. Задержка CO2отмечается тогда, когда Рмвд падает до 30 см вод.ст. Следует помнить, что Рмвд измеряется при участии всех дыхательных мышц, исключая диафрагму. Следовательно, дисфункция только диафрагмы, в том числе повреждение диафрагмального нерва, может быть пропущена при определении Рмвд, потому что добавочные мышцы способны поддерживать Рмвд на желаемом уровне.

Таблица 3-1

 

Причины альвеолярной гиповентиляции в отделениях интенсивной терапии

Угнетение ЦНС Опиаты, лидокаин и т.д.
Мышечная слабость Шок или состояние, связанное с нарушением кровообращения. Сепсис. Дефицит фосфора/магния. Гипоксия/гиперкапния.
Невропатия Повреждение диафрагмального нерва при операциях на сердце. Невропатии при критических состояниях. Миастения / синдром Гийена-Барре.
Идиопатические расстройства Ожирение/гиповентиляция. Синдром апноэ во сне.

 

Идиопатические синдромы. Классификация идиопатических гиповентиляционных синдромов связана с массой тела и временем дня (или ночи). Дневную гиповентиляцию у больных с ожирением называют тучно-гиповентиляционным синдромом (ТГС), аналогичную патологию у худых — первичной альвеолярной гиповентиляцией (ПАГ). Синдром апноэ во сне (ночное апноэ) характеризуется нарушением дыхания во время сна и никогда не сопровождается дневной гиповентиляцией [13]. Состояние больных с ТГС и синдромом ночного апноэ во сне улучшается с уменьшением избыточной массы тела; кроме того, при ТГС может быть эффективен прогестерон (см. главу 26). Нарушение функции диафрагмального нерва способно ограничить успех при лечении ПАГ.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Пол Л. Марино

(ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО ДОПОЛНЕННЫЙ)

Главный редактор А. И. Мартынов акад. РАМН, вице-президент РАМН (Ответственные редакторы А.М. Москвичев В. В. Яснецов акад. МАИ, профессор).

 

Содержание:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.