Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта.






 

Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе

опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект дол-

жен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, уда-

лять, перемещать, соотносить и т. д. Весь приобретенный опыт от-

кладывается в виде схем действия. Схема действия — одно из

наиболее важных понятий в концепции Пиаже. Понятие схемы

действия в узком смысле слова — это то наиболее общее, что сохра-

няется в действии при его многократном повторении в разных

обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова — это

структура на определенном уровне умственного развития. На опре

деленном этапе развития обобщенные схемы действий превращают-

ся в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиа-

же называется операциональной. Операции — это интериори-

зированные (внутренние) предметные действия, ставшие

обратимыми и сгруппированными в системы.

Структуры мыслительной деятельности складываются прижиз-

ненно, зависят от содержания опыта и качественно различны на

разных стадиях развития. Процессы ассимиляции и аккомодации

обеспечивают непрерывность и преемственность умственною

развития в онтогенезе, а своеобразие организации мыслительных

актов (структур) определяет выделение стадий интеллекта. Раз-

витие психики, по Пиаже, — это смена доминирующих интеллекту-

альных структур. Каждая стадия надстраивается над другой, каждая

из них необходима для формирования последующей, поэтому поря-

док их следования фиксирован и закономерен, а скорость их прохо-

ждения может быть разной (в зависимости от благоприятных или

обедненных возможностей приобретения опыта, от качества куль-

турной и образовательной среды).

Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития.

Пиаже выделяет три главных периода развития:

I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1, 5 лет).

П. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект

(от 1, 5—2 лет до 11 лет).

III. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до

14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно

(как результат дифференциации, усложнения структур предыдущего

уровня) и отрицательно (с точки зрения недостатков и особенно-

стей, которые будут сняты на следующей стадии).

I. Сенсомоторный период. Исследование развития

мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной

деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что

истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в дейст-

вии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен

≪ построить≫ его.

Наблюдая за развитием собственных троих детей (дочерей Жак-

лин и Люсьены и сына Лорана), Пиаже выделил 6 стадий сенсо-

моторного развития. Это стадии перехода от врожденных механиз-

мов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к фор-

мам организованного поведения, используемым произвольно,

намеренно. Ребенок от рождения до 1, 5—2 лет характеризуется

развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает,

трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любо-

пытства к окружающему миру.

Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

— до 7—9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на

собственном теле;

— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практиче-

ского интеллекта в пространственной сфере.

Критерий появления интеллекта — использование ребенкомоп-

ределенных действий в качестве средства для достижения цели. Так,

к концу первого подпериода дети открывают связи между собствен -

ным действием и результатом — подтянув пеленку, можно достать

лежащую на ней игрушку. У них также появляется представление о

независимом и постоянном существовании других предметов. ≪ По-

стоянство≫ объекта состоит в том, что теперь вещь для ребенка — не

только перцептивная картинка, она имеет свое независимое от вос-

приятия существование. Ранее исчезнувший предмет как бы ≪ пре-

кращал свое существование≫, теперь младенец проявляет активность

в поиске предмета, спрятанного на его глазах.

Другое важное изменение — преодоление абсолютного эгоцен-

тризма', тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать

себя (субъекта) от остального мира объектов. Пиаже признает оп-

ределенную роль процессов созревания, которое создает возможно-

сти когнитивного развития. Но для интеллектуального прогресса

младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой,

манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и

постепенному совершенствованию его интеллектуальныхструктур.

П. Период конкретных (элементарных) опера-

ций. Умственные способности ребенка достигают нового уровня.

Это начальный этап интериоризации действий, развития символи-

ческого мышления, формирования семиотических функций, таких,

как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные

представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не

прямыми действиями.

Конкретно-операциональный интеллект складывается из сле-

дующих подпериодов:

— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций

(5 - 7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций

(8 - 1 1 лет).

Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер.

Собственно, особенности этого типа мышления были открыты и

Основные концепции психического развития

описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характери-

стики эгоцентрического мышления.

Чтобы проследить, как складываются в онтогенезе логические

системы, Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания научно-

го характера, которые получили название ≪ задачи Пиаже≫. Эти

опыты часто называют также ≪ тестами на сохранение равенства≫

(веса, длины, объема, числа и т.д.). Поскольку все задания такого

рода построены на общих принципах, то для примера рассмотрим

тест на сохранение объема.

 

Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже

Основной предмет

исследования

Методы исследования

Основные понятия

Когнитивное развитие ребенка от рождения до зре-

лости

Свободное клиническое интервью, наблюдения за

поведением младенцев, анализ решения специально

сконструированных задач детьми разных возрастов

Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм,

конкретные операции, формальные операции, схемы,

стадии, символическое мышление, понимание сохра-

нения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, ор-

ганизация, уравновешивание

Основные идеи Интеллектуальное развитие представляет собой по-

следовательность качественно различных стадий, по-

рядок их прохождения неизменен, а скорость может

быть разной. Интеллект — иерархия 3 стадий: сен-

сомоторный интеллект; конкретные операции; фор-

мальные операции

Факторы развития

Ценное

Направления критики

Имеет значение определенный уровень созревания

нервной системы; прослеживается влияние среды,

которая стимулирует и испытывает ребенка, но ког-

нитивные структуры в конечном счете выстраивает

сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и

открытий(т.е. ребенок учится сам, самостоятельно)

— Постановка проблемы детского мышления как ка-

чественно своеобразного, имеющего уникальные дос-

тоинства

— Выделение активности самого ребенка

— Прослеживание генеза ≪ от действия к мысли≫

— Открытие феноменов детского мышления (≪ фено-

мены Пиаже≫) и разработка методов его исследова-

ния (≪ задачи Пиаже≫)

— Идеи Пиаже послужили стимулом для множетсва

других теоретических и эмпирических исследований

интеллекта

— Функции и судьба эгоцентрической речи

— Существование эгоцентризма ребенка

— Сомнения относительно репрезентативности вы-

борки и строгости используемых методов

— Универсальность стадий (выполнение различных

заданий во многих областях на одном и том же

уровне, например на уровне конкретных операций),

в том числе в разных культурах

— Спонтанность когнитивного развития ребенка, не-

эффективность непосредственного обучения когни-

тивным операциям со стороны взрослых

— Иные интерпретации феноменов Пиаже

— Возможность достижения высших стадий фор-

мального интеллекта

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.