Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление прибрежными зонами






 

Подготовил: Студент 3го курса

Факультета Географии и Геоэкологии

Клоков Ю.


 

Определение, масштабы распространения.

Прибрежной зоной интуитивно можно назвать область пространства, в котором проявляется влияние океана и территории суши друг на друга. Согласно законодательству США (закону об управлении прибрежной зоной) прибрежной зоной является прибрежные морские воды и расположенные под ними или над ними поднятия земли, а также омываемое такими водами побережье с расположенными в нем или под ним водотоками. Термин прибрежная зона означает также острова, временно обсыхающие районы, затапливаемые части побережья, пляжи. Сухопутные границы п. з. определяются на таком удалении от моря, которое обеспечивает контроль над соответствующим районом суши, и, как сказано в Законе, «использование которого оказывает непосредственное и существенное воздействие на прибрежные воды»

Н.А. Айбулатов дает следующее определение прибрежной зоне:

ПРИБРЕЖНАЯ ЗОНА (прибрежная зона) - участок прибрежной акватории и расположенных под ними или над ними поднятий земли, а также омываемое такими водами часть суши, которые в существенной мере взаимно влияют на состояние каждого из них, включающая совокупность земельной, водной и донной составляющих (термин применяется с точки зрения управления).

В геологии и геоморфологии термин не имеет точного значения и предлагается термин «прибрежная зона моря», объединяющая побережье, берег и шельф. В биологии понятие «прибрежная зона» соответствует прилегающей к суше части акватории.

В России, в действующем законодательстве нет правового акта, строго определяющего прибрежную зону и трактующего ее как единое целое с точки зрения геосистемного подхода. На основе последних отечественных работ в области прибрежно-морского природопользования можно определить основные принципы выделения прибрежной зоны:

1. Прибрежная зона должна быть определена в качестве объекта управления. Поэтому она должна рассматриваться как сложная динамическая система взаимодействий между человеческой деятельностью, общественными потребностями, природными ресурсами и внешними природными и антропогенными воздействиями Прибрежная зона выделяется как зона контактных аква-территориальных структур суши-океана на основе иерархического функционального зонирования.

2. Прибрежная зона должна быть определена, как единая геологическая, физико-географическая, гидролито-динамичесая природная система.

3. Принципы выделения прибрежной зоны должны соответствовать существующему российскому и международному законодательству.

Таким образом, прибрежную. Зону можно разделить на две составляющие: собственно океаническую часть, и часть расположенную на суше. За границу океанической части логичнее всего, на мой взгляд использовать 200 мильную экономическую акваторию. В этой акватории сохраняется первенство определённого государства на ведение хозяйственной деятельности. Можно использовать край материкового шельфа, как внешнюю границу прибережной зоны но это подход проигрывает использованию 200-мильной метки в качестве границы. Шельф распространяется не строго до глубины 200 метров, иногда границу шельфа довольно тяжело определить, площадь шельфа на разных участках океана различна. 200 мильная зона в свою очередь уже зарекомендовала себя, и имеет под собой юридическую основу в конвенции по морскому праву ООН Вступившей в действие 16 ноября 1994г.

С выделением границы наземной части прибрежной зоны дела обстоят довольно сложно. На мой взгляд за границу можно принять линию находящуюся на расстоянии в 50 км от побережья так как на этом расстоянии от моря проживают около 30% всего населения земли а городских жителей даже 40%. В Австралии и Океании эта контактная зона «суша-море» концентрирует 4/5, в Европе Северной и Южной Америке 1/3 всех жителей из отдельных стран можно назвать Великобританию где ¾ населения обитает на удалении не более км от моря, и тем более Японию где этот показатель достигает 9/10 (Максаковский 2009).

Управление прибрежными территориями.

Принцип комплексного управления прибрежными территориями(КУПТ)

Прибрежная территория является хорошим примером зоны, где сложные проблемы взаимодействия должны решаться средствами системного анализа. Системный анализ - четкая стратегия преобразования систематизированной и логически организованной информации в модели

Рис 1.

Как показано на рисунке 1, мы можем представить мир в виде диаграммы. Затемненная часть - это то, что нас интересует - прибрежная зона. На самом высоком уровне прибрежная зона контролируется двумя динамическими источниками активности: природа (все, за исключением человеческой деятельности) формирует естественные граничные условия, и человечество, подготавливающее " планы социально-экономического развития" - более или менее официальная и организованная форма, в которой начинает работать движимый человеком фактор.

Рис 2.

На следующем схематичном этапе выделяют три основные " подсистемы" прибрежной зоны (Рис 2):

· Природная система, которая включает все неантропогенные компоненты (атмосфера, литосфера, гидросфера), включая их динамику и взаимодействие через абиотические, биотические и химические процессы. Это сфера природных ресурсов, которые могут полноценно существовать и без человека.

· Функции пользователей представляют полный набор интересов человека в области природопользования в широком понимании природных ресурсов.

· Инфраструктура состоит из технической и организационной инфраструктуры. Эти инфраструктуры должны стать доступными и таким образом материализовать планируемые функции пользователя. Во многих случаях инфраструктура оказывает намеренное и непреднамеренное воздействие на естественные системы, а иногда прямо или косвенно на другие функции пользователя, что выражается в стрессах и конфликтах.

Целью КУПЗ является изучение, мониторинг и управление процессами между этими тремя подсистемами. Функции «пользователя» являются одной из двух " подсистем",

Функции пользователя

Можно выделить следующие виды деятельности или категории пользователей:

· Основные виды деятельности: обеспечение продовольствием, водоснабжение и энергоснабжение;

· Социальные виды деятельности: жилищное строительство и рекреация;

· Экономические виды деятельности: транспорт, добыча полезных ископаемых и промышленное развитие;

Общественные виды деятельности: защита среды и очистка сточных вод.

Природные ресурсы

Все виды деятельности предполагают использование природных ресурсов прибрежной территории. Ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми. " Возобновимые" означает, что система может воспроизвести ресурсы за небольшой период времени, например, восстановление популяции рыб. " Невозобновимые" означает, что воспроизводство природных ресурсов не будет осуществляться за короткий временной промежуток, например, извлечение минералов со дна моря или нарушение дна в результате драгирования или захоронения отходов.

Конфликты

Проблемы управления прибрежными зонами в основном направлены на разрешение конфликтных ситуаций, связанных с использованием прибрежных и морских ресурсов (конфликты интересов). Потребность в ресурсах часто напрямую связана с деятельностью пользователей, например, потребность в пространстве для сельскохозяйственной деятельности. Подсистема Инфраструктура также предполагает разрешение конфликтов, связанных с использованием природных ресурсов, например, не допустить отделения прибрежной лагуны от моря, если это может помешать реализации такой функции лагуны как места нереста морской рыбы.

Инвраструктура

Понятие " инфраструктура" может иметь различный смысл. Оно относится как к физическим элементам (дороги, мосты, волноломы, волнорезы или молы), так и к организационной инфраструктуре.

Физическая инфраструктура

Ввиду значительного воздействия на природную систему и высокой стоимости, береговые сооружения обычно являются важным элементом в изучении управления прибрежными территориями. В зависимости от оказываемого на прибрежные территории воздействия, можно выделить три категории береговых сооружений:

· Защитные сооружения, в основном состоящие из природных материалов, таких как песок и гравий. Они используются в качестве буфера для защиты побережья от эрозии. Примером таких сооружений являются искусственные дюны, искусственные отмели и песчаные насыпи или пляжные насыпи. Эти сооружения меньше всего нарушают естественные процессы или даже могут в них участвовать.

· Защитные сооружения из более прочного материала, например глины или камня или искусственных элементов, например, бетона. Они используются для укрепления существующего положения береговой линии и для защиты в случае больших волн и подъемов моря. Примерами являются дамбы и песчаные откосы. Такие сооружения обычно не мешают естественным процессам, если не случаются экстремальные ситуации. В этом случае активизируются их защитные функции, и они начинают оказывать влияние на прибрежные процессы.

Активные сооружения используются, чтобы влиять на прибрежные процессы и улучшать условия для прибрежных видов деятельности. Они сконструированы из искусственных материалов, которые могут выдержать натиски природы. Примеры - молы и волнорезы. Очевидно, что этот тип сооружений оказывает большое влияние на прибрежные системы.

Институциональная инфраструктура

Для эффективного управления прибрежными зонами требуется контролирующая система, которая формулирует цели управления, контролирует развитие и, при необходимости, предпринимает соответствующие долгосрочные и краткосрочные меры. В соответствии с этим можно выделить четыре основных элемента:

· Политическая система, которая устанавливает долгосрочные цели управления прибрежными зонами и критерии для анализа различных сценариев;

· Законодательная система - свод международных конвенций, национальных законов и местных/региональных правил для реализации этой политики;

· Финансовая система, которая обеспечивает необходимое финансирование;

· Исполнительная система, которая определяет рамки ответственности за деятельность, касающуюся управления прибрежными зонами.

Из-за различного исторического развития, различных социальной и административных культур, различных экономических условий, каждая страна разработала свою контрольную систему. Так как эффективность этой контрольной системы очень важна для успешного управления прибрежными зонами, ее характеристики и мера ответственности должны быть утверждены управляющим прибрежными территориями.

Интеграция.

Главный вопрос этого раздела - " что надо интегрировать". Короткий ответ такой: все виды природопользования и планирования природопользования в прибрежной зоне. Это относится к отдельным людям, местным органам власти и неправительственным организациям, а также национальным и международным органам власти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.