Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Сервия Туллия






 

Реформа, приведшая к образованию Римского государства, связывается с именем Сервия Туллия и условно датируется VI в. до н.э. Как время проведения этой реформы, так и ее авторство вызывает у многих исследователей серьезные сомнения. Весьма вероятно, что реформа не явилась итогом одномоментного государственно-правового мероприятия, но представляет собою результат целого комплекса разновременно произошедших изменений.

Как нам известно, система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации и была рассчитана только на коренных членов римской общины - патрициев.

Позднейшие переселенцы-плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объеме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть все большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во все большую общественно-политическую аномалию. Упорное стремление плебеев проникнуть в рамки римской общины с течением времени стало встречать обратную позитивную реакцию со стороны самих патрициев, стремившихся разделить с плебсом тяготы военной и податной повинностей в пользу единого для них отечества.[13]

По реформе, приписываемой Сервию Туллию, вместо старого принципа родовой принадлежности в основу общественного устройства Рима были положены два новых принципа - имущественный и территориальный.

Все население (как патриции, так и плебеи) была поделено на 5 разрядов (классов); в основу деления был положен критерий имущественной состоятельности. К первому разряду были отнесены те граждане, которые владели имуществом в 100 тыс. ассов (один асе, или сестерций, представлял собой медную монету весом 327, 5 грамма) или земельным участком площадью свыше 20 югеров (один югер был равен одной четверти гектара). Имущество граждан второго разряда было оценено в 75 тыс. ассов (15-20 югеров земли), третьего - в 50 тыс. ассов (10- 15 югеров земли), четвертого - 25 тыс. ассов (5-10 югеров земли), пятого - 11 тыс. ассов (менее 5 югеров земли).

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий; центурия, следовательно, была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей. Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т. н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущему и неподатному сословию) их общее количество составляло 193. Во вновь возникших народных собраниях по центуриям каждая центурия имела один голос. Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.[14]

Общепризнано, что центурии являлись военными отрядами приблизительно одинаковой численности (хотя и не обязательно равными именно сотне человек). Тот факт, что наибольшее количество центурий выставлялось гражданами одного только первого разряда, делает неизбежным вывод о том, что в рассматриваемую эпоху большинство населения Рима владели земельными участками, превышающими 20 югеров. Соотношение имущественных разрядов между собою достаточно объективно отражает тогдашнюю землевладельческую статистику.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан, и осуществлялось их перераспределение по эрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Вторая часть реформы Сервия Туллия заключалась в деление всего населения (без учета патрицианского или плебейского происхождения) на территориальные округа - т. н. трибы. Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции) каждая триба также имела один голос.

Реформа Сервия Туллия, выведшая плебеев из состояния общественной изоляции и включившая их в состав «римского народа», решила задачу консолидации всего свободного населения Рима в единый господствующий класс, противостоящий классу рабов. Положение плебеев в результате этой реформы изменилось самым радикальным образом: включившись в несение воинской повинности, они стали полноправными участниками центуриатных народных собраний. Правда, первоначально голоса плебеев, сосредоточенных преимущественно в низших разрядах, безоговорочно подавлялись голосами граждан первого разряда, где на первых порах преобладали патриции. Но поскольку членство в первом разряде определялось не происхождением, а степенью состоятельности, путь в него не был закрыт и плебеям. Став признанными членами римского общественного союза, плебеи приняли на себя и тяготы податного обложения. Выплачиваемая в те времена римскими гражданами подать еще не имела характера постоянного налога, а по своему смыслу являлась, скорее, разновидностью временного принудительного жима, размер и срок выплаты которого определялся рексомпо мере надобности.[15]

Финансовое оздоровление Рима явилось весьма существенным, но далеко не единственным итогом анализируемой реформы. Пожалуй, еще более важным ее последствием явилось значительное увеличение военной мощи складывающегося государства, поскольку контингент военнообязанных в Риме увеличился (за счет плебеев) сразу в несколько раз. Отныне все граждане в соответствии со своим имущественным цензом стали привлекаться к активной военной службе: всадники выставляли конные центурии, граждане первого, второго и третьего разрядов - центурии тяжеловооруженной пехоты, граждане четвертого и пятого разрядов - центурии легковооруженной пехоты. Половина от общего числа центурий комплектовалась из возрастного контингента от 17 до 45 лет. Эти центурии (т.н. «центурии молодых») представляли собой армию более чем в 8 тыс. чел. пехоты и 1800 чел. кавалерии. Граждане от 46 до 60 лет несли гарнизонную службу; эти «центурии пожилых» составляли вторую половину от общего числа центурий. Центурии объединялись в легионы, которыми командовали военные трибуны. Каждый гражданин являлся на воинскую службу со своим вооружением, снаряжением и продовольствием. Боевые лошади для всадников поставлялись государством; стоимость этих лошадей оплачивалась лицами, не подлежащими призыву на воинскую службу (например, вдовами и самостоятельными несовершеннолетними). Дважды в год (весной и осенью) на Марсовом поле производилось общее построение войска по центуриям. Создав армию, значительно превышающую военный потенциал соседних народов, Рим открыл эпоху широкой внешнеполитической экспансии, обеспечившей ему через несколько веков полное господство в Средиземноморье.[16]

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен государственной организацией.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.

Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать выводы, что реформы Солона и Сервия Туллия заложили основы будущих государств. Общие в данных реформах можно отметить разделения населения по имущественному цензу. Положение человека больше не определялось знатностью его рода, а количеством его доходов и размеров имущества (в частности земли). Это обеспечило более большую вертикальную мобильность населения, позволяя незнатным людям добиться занятия государственных должностей, увеличения их влияния в обществе. И все же хоть и были некоторые общие черты обоих реформ, было множество и различий.

К VI веку прежде н.э. в Афинах складывалась очень напряженная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к последующему социальному расслоение свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обеднелыми евпатридами, которые безвыездно еще удерживают власть, и богачами из землевладельцев, лавочников и ремесленников, что стремятся к начальник и используют гнев бедноты и средних и мелких владельцев. Эти противоречия были кристаллизующимися вроде ответ между богатой родовой аристократией и народом (Демосом) возглавляемым богачами. Для смягчения этих противоречий и смыкания безвыездно свободные в единственный господствующий разбор были нужны глубокие социальные и политические превращения.

Солон происходил из знатного, но обедневшего рода Кодридов. Чтобы поправить свое материальное положение, он в молодости занялся заморской торговлей. Вернувшись на родину, Солон стал поддерживать народ в его конфликте с афинской знатью, хотя сам принадлежал к их числу. Солон был сильной личностью и многие современники считали его мудрецом, впоследствии это помогло ему провести столь важные для Афин реформы.

Солон, прежде всего, пытался не допустить гражданской войны, свержение демосом аристократии. Результатом деятельности Солона явился обширный комплекс государственно-правовых установлении, построенных на сочетании демократических и аристократических принципов, взаимно ограничивавших и уравновешивавших друг друга. Однако глубина и радикализм солоновских замыслов, равно как их грандиозные общественно-политические последствия не встретили у большинства современников адекватной оценки. Компромиссный дух реформ не удовлетворил в полной мере ни одну из враждующих группировок, и борьба между ними продолжалась, принимая иногда очень острые формы.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой. Одними из мер по сравнению положения плебса с патрициями стали реформы Сервия Туллия.

Сервий Туллий родился в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене римского царя. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти. Сервия Туллий имел хорошие образование и расположение патрициев чтобы несомненно помогло ему претворить свои реформы в жизнь.

Реформа же Сервия Туллия изначальна, преследовала лишь военные цели, укрепления позиций Рима в мире как самостоятельного и сильного государства. В результате реформ военная демократия, каковой являлась по существу «эпоха царей», сменилась подлинной государственной организацией, в рамках которой прежние различия между патрициями и плебеями утратили свой изначальный принципиальный смысл. Поэтому в течение V-III вв. до н.э. идет процесс дальнейшего уравнения в правах патрициата и плебса, а в его ходе окончательно ликвидируются остатки родового строя.

Литература:

 

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М, 1999. – 624 с.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М, 1999. – 456 с.

4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М, 1996.- 399с.

5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989

6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.

7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993

8. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 1985.

9. Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. -548 с.

10. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1–М.: ТОН – Остожье, 2000. – 528с.

11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Перевод С.П. Маркиша, обработка перевода С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова. - 1099 с.

12. История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под В84 ред. проф. К.И. Батыра. - 4-е изд.. пеоеоаб. и доп. - М: ТК Велби, 2003. -285с.

13. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. М. Издательство НОРМА, 1996.– 480 с.

14. Бирюков Ю. М. " Государство и право Древнего Рима". М.: изд-во ВПА, 1969г., с. 105

15. Орлов Г. В. " История государства и права зарубежных стран", часть 1, М.: из-во ВКИМО

16. Бирюков Ю. М. " Правовые памятники Древнего мира", М.: изд-во ВПА, 1969г., с. 88

17. " Знаменитые римляне". Москва, 1968 г., с. 55

18. Кузницин А. А. " История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г., с. 205

19. Перетерский И. С. " Всеобщая история государства и права", М.: изд-во Наука, 1981 г., с. 195

20. Струве В. В. " Хрестоматия по истории Древнего мира", том 1, Москва, 1950 г.

21. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. М.: издательство «Юридический колледж МГУ», 1994.

22. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов. К.И. Батыра. М.: издательство «Юристъ», 1999.

23. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: издательство «НОРМА», 1998.

24. Всеобщая история государства и права. М.: издательство «Юристъ», 1995.


[1] «Семь мудрецов» — особо чтимые древнегреческие философы и политики VII—VI веков до н.э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни.

[2] Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Перевод С.П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова., стр. 86-87.

[3] Писистрат - афинский тиран, правил с перерывами в 561 - 528 годах до н.э.; имея поддержку среди населения, недовольного реформаторской деятельностью Солона, Писистрат силой и хитростью захватил власть и стал тираном.

[4] Лосев А.Ф.: Античная литература Часть первая. ГРЕЦИЯ. Глава V. Классическая лирика. Элегия и ямб VII-VI вв. до н.э.

[5] 12 января - Компиталии, посвящённые ларам (по верованиям древних римлян — божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом).

[6] с лат. – зависимый, подвластный, подневольный.

[7] с ит. – рабыня.

[8] Архонт — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах).

[9] Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005, стр. 34-40.

[10] Cейсахтейя (" стряхивание бремени")- отмена поземельной задолженности и ликвидация долгового рабствa.

[11] Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005, стр. 35-37.

[12] Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. Издание второе, исправленное и дополненное. Перевод С.П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания С.С. Аверинцева, примечания М.Л. Гаспарова., стр. 90.

[13] Бирюков Ю. М. " Государство и право Древнего Рима". М.: изд-во ВПА, 1969г., с. 105.

[14]Кузницин А. А. " История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г., стр. 200.

[15] Перетерский И. С. " Всеобщая история государства и права", М.: изд-во Наука, 1981 г., с. 195

[16] Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001, стр. 129-133.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.