Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс оживления.






Комплекс оживления, служит границей критического пе­риода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» вве­ден Н.М. Щеловановым, а впервые описан Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

Комплекс оживления — особая эмоционально -двигательная ре­акция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредо­точения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта ре­акция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, {162} перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокали­зации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привле­чения внимания к себе. Своевременность появления и степень вы­раженности комплекса оживления — основной критерий норма­тивности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и поя­вились средства общения. Активность со стороны малыша направ­лена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживаю­щих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощуще­ние взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сло­жилась.

Феномен эмоционального единства отражается в использовании местоимения «мы» для описания всех поведенческих актов ребенка.

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчеза­ет. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрос­лым избирательное и дифференцированное.

Комплекс оживле­ния включает четыре основных компонента:

• замирание и зрительное сосредоточение — долгий,
пристальный взгляд на взрослого;

• улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

• двигательное оживление — движения головы, вски­
дывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.

• вокализации — вскрики (громкие отрывистые звуки),
гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.),
гуление (протяжные звуки, напоминающие пение
птиц — «гуулллиии» и пр.).

Комплекс оживления - это психический критерий окончания кризиса новорожденности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.