Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 59. Тренировка экономного выдоха и оп эры дыхания. Как вы жаете, на звуке “р) ровно и экономно днорасходуется дыхание. В данном упражнении этот






звук будем произносить как бы через тормозящие звуки “т” и “д”, которые активизируют диафрагму. Соединения “дррр”, “тррр” свяжем со слогами из согласных в сочетании с буквой “у”, т. е. “Бу”, “By”, “Ду” и далее по алфавиту.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

пффф,

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

будррр-тррр (все звуки произносить плотно, оперто), пауза, возврат дыхания (подготовка формы зевка),

Вудррр-тррр (плотно, оперто),

пауза,

возврат дыхания (подготовка формы зевка),

(и т. д. 2—4 раза со слогами Гу, Ду, Жу…),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

После того как упражнение будет освоено, можно •ереходить к произнесению на одном дыхании двух соединений “Будррртррр-Вудррртррр” и т. д.

ДИКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Хорошая дикция — это ясное и четкое выговарива-ние звуков. Она зависит прежде всего от правильности дыхания, активности губ, артикуляции голосового аппарата. Обладающий хорошей дикцией человек бережно

тратит дыхание, в противном случае в речи будут слышны дополнительные звуки, придыхание. Иными словами, дикционные упражнения — это еще один способ тренировки дыхания.

Упражнение 60.“Наковальня” — для выработки хорошей дикции и опоры дыхания. В основу упражнения возьмем скороговорку “От топота копыт пыль по полю летит”. Текст произносите на низких тонах, негромко, но оченьупрямо и зло, как бы ударяй по каждому слогу; “от-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит”. При этом не следуетвыделять ударные и неударные слоги. Все они должны быть ударными.

Звучание слогов эезкое и четкое. Каждый звук можно сравнить с ударом молота о наковальню, который упруго и резкоотскакивает после удара. При этом должны активно работать мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, косые мышцы живота, диафрагма, а также широчайшие лъышцы спины и мышцы рук. За напряжением этих мышц надо постоянно следить.

Чтобы активизирозать всю группу мышц дыхательного и звукообразующего комплекса, кисти рук должны быть предельно напряженными. Для выполнения упражнения встаньте в основную стойку (легкое смирно), со-" ните правую руку в локте, пальцы сожмите в кулак. Раскрытую ладонь левой руки опустите до уровня пояса (это будет “наковальня”) и вообразите, чтов растопыренных пальцах держите тугой резиновый мяч. Теперь резко ударяйте “по мячу” кулаком (не касаясь ладони), рука отскакивает от воображаемого предмета, как молот от наковальни (рис, 13). После того как упражнение будет освоено ивы почувствуете работу диафрагмы и основных мышц звуке образующего аппарата, скороговорку следует произноситьс использованием этого приема движения рук. Основная цель этого упражнения — научиться четкой дикции, а такжеавтономному управлению работой отдельных групп мышц для организации правильного диафрагмального дыхания. Известно, что среди дыхательных мышц, принимающих участие в акте дыхания, диафрагма играет ведущую роль. При увеличении окружности груднои клетки на один сантиметр легких входит 200 миллилитров воздуха, а сокращение диа-

<

Рис, 13

фрагмы и снижение ее купола только на один сантиметр позволяют вдохнуть уже 350 миллилитров.

Итак, каждый слог скороговорки произносите негромко, но четко и упрямо, без излишнего напряжения. Когда правая рука, ударяя, отскакивает от воображаемой пружины (левой руки), то одновременно раздается очередной звук: удар — слог, удар — слог… При этом обратите особое внимание на то, чтобы в области гортани и носоглотки не было зажимов, воздух проходил свободно. Мышцы лица и губ находятся в естественном слегка расслабленном состоянии. Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка (форма зевка),

пауза, возврат дыхания,

то,

пауза,

возврат дыхания,

по,

пауза,

возврат дыхания,

та,

пауза,

возврат дыхания,

(и т. д. всю скороговорку),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Тон должен быть очень сдержанным, даже медленным. Сначала после каждого удара-слога выдерживаем паузуи соответствующий возврат дыхания. Затем на одном дыхании проговариваем 2—3 слога. И лишь после нескольких месяцев тренировок весь текст повторяется один, затем два раза подряд. При этом ни в коем случае нельзя терять четкость выговаривания. Пауза и возврат цыхания осуществляются тогда, когда возникает естест-эенная потребность вдохнуть. Это оченьважное упражнение следует выполнять периодически для укрепления мышц диафрагмы.

Ошибки. Слово “: короговорка” заставляет некоторых забывать о цели и характере упражнения, они начиают гнатьсяза быстротой, нарушая четкость произношения и опору дыхания, В этом случае полезно совсем зэмедлить темпи обязательно присоединить жест, о котором мы говорили.

Некоторые занимающиеся при выполнении упражнения даже в медленном темпе выделяют только ударные гласные, забывая, что все слоги должны звучать одинаково четко. В этом случае тоже помогает жест: упругий, равномерно отскакивающий удар кулака выравнивает произношение звука.

Упражнение 61.После “пффф”, паузы, возврата дыхания повторяйте несколько раз подряд на одном дыхании сочетание слогов “гтуптоптаптэпти”. Стремитесь предельно четко выговаривать все слоги, связывая их в одно слзвос ударением на первом “пту”. Помните, как в упражнении 45(“Камыши”), ударение отмечалось не усилением звучания, а удлинением звука. Ведь в обычном разговоре мы не выкрикиваем ударные слоги, а как бы

Рис.14

слегка затягиваем их произношение. Прислушайтесь:

“шкоола”, “книига”… Наше слово “птууптоптаптэпти” надо произносить также, слегка удлинив первый гласный звук “у”.

Для четкого звучания слогов в дикционных упражнениях прибегать к “зевку” не нужно. Успех достигается за счет активного движения центра губ, плотного их смыкания и размыкания (рис, 14), но не растягивания или широкого, “размашистого”открывания рта.

Итак, ваша задача повторять слово “птууптоптаптэпти” на одном дыхании при хорошей дикции. Начинайте упражнениев медленном темпе, внимательно прислушиваясь, четко ли звучат гласные и согласные, правильно ли чередуются ударныеи неударные слоги. По мере того как будет улучшаться дикция, можно ускорять темп и количество повторений на одномдыхании. Говорить надо на низких нотах, негромко, как всегда не растрачивая до конца воздух. Важно своевременно возвращать дыхание и сохранять его ритм. Ни в коем случае нельзя пренебрегать качеством произношения ради скорости. В началеобучения можно довольствоваться средним темпом, добиваясь ясности произношения при небольшом количестве повторений звуков.

Схема упражнения;

выдох-пффф, пауза,

возврат дыхания (основная стойка).

птууптоптаптэптиптууптоптаптэптиптуу (до естественной потребности возврата дыхания).

пауза,

возврат дыхания,

птууптоптаптэптиптууптоптаптэптиптуу…

пауза,

возврат дыхания,

птууптоп" аптэптиптууптоптаптэптиптууу…

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания

вольно.

Слоги повторяются несколько раз подряд, но так, чтобы не было до конца истрачено все дыхание и без усилия можно было сделать еще паузу, возврат дыхания и вновь повторить цикл.

Вначале упражнение не следует выполнять более 2 раз подряд, иначе ослабевает внимание и страдает ДИКЦИЯ.

Ошибки. Ударения делаются на каждом слоге, и тогда они начинают звучать разрозненно: пту, птб, пта… ведьмы имеем дело не с отдельными слогами, а с целым словом, в котором под ударением только первая гласная. Произнесите слово несколько раз, преувеличив задержку первого слога и более слитно произнося все остальное: птуууптоптаптэптиотуууптоптаптэптиптууу…

Неверно, связывая слоги в слово, перемещать ударение на гласную “и”, отмечая при этом иу” не задержкой, а резким акцентом. Неправильно произносить “птуптопта-п и”… Исправлять так же, как и первую ошибку.

Ошибочно, когда при произнесении звука “а” широко открывается рот и звук “выливается”, нарушая ровность звучания всего сочетания слогов, а вместо звука “э”

произносится звук “е” (при этом губы непроизвольно растягиваются в стороны, нарушая четкость дикции).

Случается также, что в стремлении повторить слово как можно большее количество раз занимающийся тратит дыхание до конца.В итоге постепенно исчезает четкость произношения, ослабляется опора звучания, пауза перед возвратом дыхания сокращаетсядо предела и воздух хватается судорожно с резким поднятием груди и плеч. Это самая неприятная ошибка, так как в такомслучае не только не вырабатываются хорошая дикция и экономный выдох, но и утрачивается навык трехфазного дыхания.

Распространенная ошибка состоит еще и в том, что человек, правильно чередуя слоги, сливая их в слово, повторяет его слишком вялыми губами. Тогда вместо звука “пт” слышится звук “фт”, вместо “птаптэпти”— что-то вроде “фтафтэфти”. Значит, нужно активнее артикулировать губами при произнесении звуков, несколько замедлив темп, но не нарушая целостности слова.

В дикционных упражнениях важно достичь такого дыхания, когда возникает чувство, что повторять слово или фразу вы можетедо бесконечности. Это и есть точный показатель экономного дыхания.

Упражнение 62. Звуки будем произносить так же, как и в предыдущем упражнении. В объединенных слогах “ткууткоткаткэтки” тщательно выговариваем гласные, но к ним добавляем не менее трудные для произношения согласные “тк”. Все слоги надо проговаривать слитно, слегка удлиняя первый и тщательно выговаривая трудное сочетание согласных. Начинайте с медленного темпа, ускоряя его постепенно в течение года обучения. Добивайтесь того, чтобы смогли повторять все слоги три раза и более на одном возврате дыхания. Длительность естественного звучания без насилия на одном вдохе является оценкой качества тренированности диафрагмы.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

ткууткоткаткэткиткууткоткэткитку…

пауза,

возврат дыхания,

ткууткоткаткэткиткуутко,.

пауза,

возврат дыхания,

ткууткоткаткэткиткуутко…

пауза,

возврат дыхания,

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Ошибки. Кроме ошибок, указанных в упражнении 61, занимающиеся часто допускают еще одну: вместо слога “ткэ”, говорят “тке”, растягивая при этом губы. Надо тщательно следить за точностью произношения этого слога, в этом упражнении нет звука “е”, есть только “э”.

Упражнение 63. Когда слоги “птуптоптаптэпти” и “ткуткоткаткэтки” начинают звучать четко, непринужденнои подвижно, усложним задание. Напишем все согласные буквы по алфавиту, присоединим к каждой из них гласную “у” и добазим “ткуткоткаткэтки”, распределив их в определенной последовательности.

Буткуткоткат кэтки Вуткуткоткаткэтки Гуткуткоткаткэтки Дуткуткоткаткэтки Жуткуткотка гкэтки Зуткуткоткаткэтки Куткуткоткаткэтки Луткуткоткаткэтки Муткуткотка-кэтки Нуткуткоткачкэтки

Путкуткоткаткэтки

Руткуткоткаткэтки

Суткуткоткаткэтки

Туткуткоткаткэтки

Футкуткоткаткэтки

Хуткуткоткаткэтки

Цуткуткоткаткэтки

Чуткуткоткаткэтки

Шуткуткоткаткэтки

Щуткуткоткаткэтки

Тренировку начнем в медленном темпе. Будем присоединять слово “ткуткоткаткэтки” к слогам первого столбца, произнося все слово на одном дыхании. Постепенно по мере удлинения выдоха будем захватывать слоги из второго столбца. Но не следуетпроявлять поспешность за счет потери четкости дикции и ровности дыхания.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания (основная стойка),

БуткуткоткаткэткиВуткуткоткаткэткиГуткуткоткаткэтки…

(Все слово проговаривается на одном дыхании, не израсходовав его до конца), возврат дыхания,

(и т. д, 1—2 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Упражнение 64. Теперь присоединим к каждому слову из упражнения 63 еще одно слогосочетание “птупто-птаптэпти”. Получится, например, слово “Буткуткоткат-кэткиптуптоптаптэпти”. При выполнении упражнения будем захватывать вначале несколько слогов из первого столбца, затем весь столбец, а по мере развития длинного выдоха — и последующие слоги из второго столбца. Как всегда, нельзя растрачивать дыхание до конца. Помните, длина выдоха развивается постепенно за счет правильного выполнения всех трех фаз.

Схема упражнения:

выдох-пффф,

пауза,

возврат дыхания,

основная стойка,

БуткуткэткаткэткиптуптоптаптэптиВуткуткот-каткэткиптуптоптаптэ…

(и еще 1—2 слога из столбца, на одном дыхании), пауза, возврат дыхания,

(и т. д, 1—2 раза),

пффф,

пауза,

возврат дыхания,

вольно.

Еще раз напоминаем: не спешите, главное — четкая дикция и ровное дыхание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.