Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II блок. Коррекционно-развивающий






Цели:

· развитие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;

· владение рефлексией, как средством познания себя;

· формирование у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Задачи:

1. Развитие «Я-концепции».

2. Формирование жизненно важных мотивов (коммуникативных, профессиональных, познавательных, достижения и т.д.).

3. Развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции.

4. Формирование стратегии преодоления трудностей и метода принятия решений (СДР).

 

 

Занятие по теме: " Самооценка, её роль в жизни человека" (1, 30 ч)

Цель: Сформировать представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Ход занятия:

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы. (Древнеиндийская мудрость)

I. Беседа.

Психолог: Сегодня с тобой поговорим о самооценке и ее роли в жизни человека. Скажи, пожалуйста, что такое самооценка? Как ты её понимаешь?

Учащийся: Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя.

Психолог: А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать?

Учащийся: Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко.

Психолог: Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди?

Учащийся: Слишком хорошо. Считают себя лучше других.

Психолог: В таком случае, когда человек оценивает себя слишком хорошо, т.е. слишком высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке.

Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние? Если да, то как можно назвать такую самооценку.

Учащийся: Нормальная.

Психолог: Нормальная, т.е. адекватная, соответствующая самооценка. Человек оценивает себя реально. Давайте посмотрим, как это выглядит оценивание людьми самих себя на графике.

 

Психолог: Как ты думаешь, существуют ли в природе идеальные люди? Люди, у которых одни только " плюсы"?

Учащийся: Да. Нет. Так не бывает. Я – не идеальный человек!

Психолог: А есть ли люди, у которых одни недостатки? Одни " минусы"?

Учащийся: Да, это преступники. Нет, и у преступников тоже есть хорошие качества, только мало.

Психолог: А как же происходит формирование самооценки на самом деле? Как человек воспринимает себя, давая себе оценку?

Психолог: Как оценивает себя человек с низкой самооценкой? Что он видит прежде всего в себе: плюсы или минусы?

Учащийся: Минусы.

Психолог: А плюсы у него есть?

Учащийся: Есть.

Психолог: А что ему мешает увидеть в себе плюсы?

Учащийся: Возможно, отрицательное отношение к себе.

Психолог: Таким образом, мы видим, что человек с низкой самооценкой видит в себе в первую очередь только свои минусы, т.е. недостатки: ах какая я некрасивая, ах какой я неловкий, неуклюжий, и т.д.

Минусы" чертятся на графике и обводятся.

А плюсы, т.е. достоинства, ведь они есть, существуют? Как человек с низкой самооценкой реагирует на комплименты, на похвалу? Он принимает это?

Учащийся: Нет. Он может сказать, что этого у него нет. А если что-то получилось, то это случайно, повезло.

Психолог: То есть плюсы – достоинства он отвергает. А что видит в себе в первую очередь человек с завышенной самооценкой?

Учащийся: Плюсы.

Продолжается работа с графиком, вычерчиваются плюсы для человека с завышенной самооценкой.

 

 

Психолог: А ты думаешь, как он относится к своим минусам, недостаткам?

Учащийся: Он считает, что их у него нет. Он считает недостатки своими достоинствами.

Психолог: То есть человек с завышенной самооценкой признает в себе наличие только плюсов, а минусов у него нет.

На графике обводятся плюсы у завышенной самооценки.

Давай теперь посмотрим, как воспринимает себя человек с адекватной, нормальной, самооценкой. Как он относится к своим недостаткам, минусам?

Учащийся: Он признает в себе положительные качества. Он не страдает от того, что у него что-то не так как у других: чего-то нет или он что-то не умеет или делает хуже.

Психолог: Можно сказать, что человек с адекватной самооценкой принимает себя таким, какой он есть: ну и что, что я не умею кататься на коньках, зато я классно рисую.

На графике психолог обводит все плюсы и минусы адекватной самооценки.

Психолог: Как ты думаешь, каким образом может влиять самооценка на жизнь человека?

Учащийся: Вредит. Мешает быть счастливым, удачливым. Помогает преодолевать трудности. Помогает занять положение в обществе.

Психолог: Да, верно. Самооценка влияет на жизнь человека достаточно сильно, охватывая различные ее стороны: здоровье, общение, выбор и достижение цели. Давай посмотрим, как же это влияние происходит, в чем проявляется.

II. Работа в группах.

Сейчас тебе нужно подумать над тем или иным видом самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). Давай вместе устно составим портрет-характеристику для каждого вида самооценки, отразив следующие моменты:

- ведущие черты характера;

- отношение к жизни в целом;

- самореализация в жизни.

Время выполнения 10 минут. По окончании подводится итог.

Завершение занятия.

Занятие 2. Самоценность человеческого " Я" –групповое занятие

(1 час)

Проводится в группе, где обучается клиент.

Цель занятия:

· Дать понятие о самоценности человеческого " Я";

· Развитие навыков самоанализа и самооценки;

· Выработка уверенного поведения и позитивного самовосприятия;

· Закрепление навыков группового взаимодействия.

Материал: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, магнитофон, свеча.

 

Ход занятия:

Психолог: Давайте поздороваемся необычными способами. Сейчас вы можете передвигаться по помещению. По моей команде поздороваетесь как можно с большим количеством одногрупников предложенным способом. Начали!

Учащиеся: передвигаются хаотично.

Психолог: Поздоровайтесь за руки. Поздоровайтесь плечами, носами, ушами, коленками, ногами.

Разминка. Упражнение " Мамино ожерелье".

Психолог: Представьте, что вы – мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмемся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.

Учащиеся: кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую.

Психолог: Но вот ниточка порвалась и, ожерелье рассыпалось.

Учащиеся: хаотично бегают по помещению.

Психолог: Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье – берет за руку одного человека, тот берет за руку другого и т.д. Вот и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им.

Упражнение " Зеленая аллея".

Встаньте в две шеренги, друг напротив друга. Получилась зеленая аллея, а вы – деревья. Подняли руки вверх – подул ветерок, деревья качают веточками. Каждый по очереди проходит по аллее – деревья ласкают его своими веточками. (Психолог: следит, чтобы прикосновения были легкими).

Психолог: А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.

(На столе приготовлены тетради, ручки, простые и цветные карандаши).

Упражнение " Сердечко".

Передаем сердечко по кругу и говорим соседу комплименты. " Мне нравится в тебе…"

Работа по теме.

Методика " Самооценка".

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву " Я". Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка ученика.

Вопросы на повторение:

Психолог: Что такое самооценка? Кто как понимает?

Учащиеся: Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин " самооценка" подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя " на коне", но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Дискуссия " Самое важное и ценное".

Подумайте и скажите, что для вас самое важное и самое ценное в жизни?

Учащиеся: каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе.

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Те, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Упражнение " Я люблю тебя таким, какой ты есть ".

Психолог: Давайте вспомним сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Как говорила царевна, глядясь в зеркало:

 

Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

 

Вот сейчас каждый по очереди возьмет в руки зеркальце, спокойно посмотрит в него, глядя себе в глаза, а затем скажет, назвав себя по имени: " Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть". Также учащиеся по желанию могут назвать, что именно нравится им в себе (своей внешности или характере).

Дыхательная гимнастика.

Психолог: Давайте проведем с вами звуковую гимнастику. Еще в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук " Ч" снимает тревогу, врачует душевные переживания, и даже излечивает бессонницу.

Звук " Я" - гармонизирует работу всего организма и даже избавляет от боли. Вдох через нос и на выдохе произносим звук" Ч", " Я". Повторяем упражнение несколько раз.

Упражнение " Ладошки".

Психолог: Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет на ладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем передаете лист соседу справа от вас. Каждый должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, то есть которое нравится. Затем психолог собирает рисунки и зачитывает, а дети угадываю, про кого эти качества.

Упражнение на саморегуляцию " Маяк".

Включается релаксационная музыка.

Психолог: Представьте маленький скалистый остров вдали от материков. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на самой вершине острова. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, который служит ориентиром для судов. Помните о той энергии, которая поддерживает ваш световой луч, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях. Этот луч является символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет и дает свет и тепло. Полюбуйтесь им.

А теперь откройте глаза.

Рефлексия. Что нового узнали о себе? Могут ли вам пригодиться полученные сегодня знания? У каждого человека есть такое качество как самооценка. Надо любить себя, верить в себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.