Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности скелета туловища. Развитие правильной осанки. Нарушение осанки. Профилактика.






В костной ткани детей содержится меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Надкостница более толстая, функционально активна и участвует в новообразовании костной ткани. По мере роста и развития ребёнка количество кальция в костях увеличивается и к 12 годам приближается к строению ее у взрослых.

В костях позвоночника и конечностей существуют так называемые зоны роста – это участки хрящевой ткани, за счёт которой и растёт костная ткань. По мере роста ребёнка хрящевая ткань в зонах роста замещается костной тканью, соответственно, рост костей замедляется и с достижением половой зрелости прекращается.

Позвоночник. Ребенок рождается с тотальным кифозом, т.е. имеет только одно искривление позвоночника, выпуклостью кзади. К началу удерживания головки у ребенка начинает формироваться шейный лордоз (3-4 месяц жизни). Ко времени появления возможности сидеть (5-7 месяц жизни) начинает появляться поясничный лордоз. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам. Формирование естественных изгибов позвоночника продолжается первые 6-7 лет жизни ребенка, и только ко времени поступления в школу четко должны определяться естественные изгибы позвоночника, а стало быть, с этого возраста можно говорить о нормальной или патологической осанке.

Средний школьный возраст ребёнка (11-14 лет) характеризуется усилением роста тела подростка в длину, позвоночник отличается гибкостью и пластичностью, рост мышечной ткани отстает от развития костного скелета, идёт сложный период гормональной перестройки. Это является предрасполагающими моментами для возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях. Допустимы дозированные силовые упражнения, но упражнения на выносливость следует ограничить.

Старший школьный возраст (15-17 лет) характеризуется тем, что наиболее интенсивно происходит рост кости в ширину, позвоночник становится более устойчив, увеличивается мышечная масса, возрастает сила мышц. Осанка стабилизируется, и имеющиеся возможные отклонения от нормы корригируются с трудом.

Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму — сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам. Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет. Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития, затем в 8-11 лет появляются вторичные ядра окостенения. Слияние костных частей ребра происходит в 18-19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет.

Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а окончательное окостенение приходится на 25 лет. Половые различия формы таза появляются после 9 лет.

Для нормального роста костей и их формирования необходимо полноценное питание: пища ребенка должна содержать в достаточном количестве соли Р и Са, витамина А (недостаток сужает сосуды надкостницы), С (при его недостатке не формируются костные пластинки), Д (при недостатке нарушается обмен Р и Са).

Осанка — привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности О. определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание О. обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Нарушения О. в большинстве случаев обусловлены неправильной рабочей позой (в т.ч. у школьников при неправильной посадке за партой), гиподинамией, слабым физическим развитием, врожденным вывихом бедра, беременностью, ношением обуви на высоком каблуке, ожирением и др. Наиболее часто формирование О. нарушается в периоды усиленного роста у детей и подростков.

Нарушения О. ведут к изменению топографии органов грудной клетки, брюшной полости, недостаточной подвижности диафрагмы и органов грудной клетки, уменьшению колебаний внутригрудного и внутрибрюшного давления, что отрицательно сказывается на функции органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и ц.н.с.

Различают дефекты осанки (патологическая О.) в сагиттальной плоскости (плоская спина, кифотическая О., кифолордотическая О. и лордотическая О.) и во фронтальной плоскости асимметричная, сколиотическая О. Для кифотической О. (сутулость, круглая спина) характерно увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия. Голова наклонена кпереди, легко определяется выступающий остистый отросток VII шейного позвонка. Из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен.

Профилактика нарушений осанки направлена на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник, формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении.

Хорошее физическое развитие необходимо для повышения общего тонуса, нормализации деятельности ц.н.с., улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ведущее место в реализации этой задачи занимают утренняя гигиеническая гимнастика, регулярные занятия рациональными видами физической культуры (ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом, водные виды спорта, конный спорт). Большое значение имеют правильное регулярное питание, соблюдение режима дня с обязательным пребыванием на воздухе не менее 2 ч, общее закаливание организма, которое начинают с холодных обтираний, затем переходят к гигиеническому душу, постепенно снижая температуру воды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.