Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционный блок.






2.1 Дефектологическая часть (индивидуальный коррекционно-развивающей работы дефектолога).

Направления коррекционной работы.

1) Ceнcoмoтopнoe развитие.

- развитие зрительного анализа и пространственного вос­приятия элементов букв;

- развитие тонкости и дифференцированности анализа зри­тельно воспринимаемых объектов;

- развитие тактильных ощущений;

- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

- развитие тонкости и целенаправленности движений;

- развитие кинестетических основ движения;

- развитие межполушарного взаимодействия;

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисо­ванных предметов; фигурно-фоновое различие предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспри­нимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их задан­ного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахо­ждение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного разви­тия: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «3еркалыюе рисова­ние», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант иг­ры «Волшебный мешочек».

2) Формирование пространственных представ­лений.

- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

- формирование умения ориентировки в ближайшем окру­жении (класса);

- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

- развитие пространственного праксиса;

- развитие навыка дифференциации пространственно схоже

расположенных объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комна­ты, на плоскости; определение пространственного расположе­ния элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и непра­вильно написанных букв; графические диктанты).

3) Развитие мнемических процессов.

- тренировка произвольного запоминания зрительно вос­принимаемых объектов;

- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

- развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (бук­ва)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).

4) Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие.

- развитие слухо-моторной координации;

- развитие зрительно-моторной координации;

- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба Х. Бирча и Л. Бельмонт); выстукивание ритмической структуры по зри­тельному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической струк­туры); срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (ме­тодика С. Борель-Мезонни).

5) Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

- регуляция простейших двигательных актов;

- формирование умения ориентировки в задании;

- формирование умения планирования этапов выполнения

задания;

- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

- формирование умения осуществлять словесный отчет о со­вершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инст­рукции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; опреде­ление каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и ис­правление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам спра­виться с работой», игры на внимание).

6) Формирование навыка письма.

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответ­ствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слу­ховые диктанты.

7) Формирование навык а чтения.

Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; состав­ление предложений из слов; графические диктанты (схематиче­ская запись слов, предложений).

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направле­ний). Обязательными условиями при проведении занятий явля­ются: планирование материала от простого к сложному, дозиро­вание помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

2.2 Психологическая часть (индивидуальный план

коррекционно-развивающей работы педагога-психолога).

Задачи:

• Обеспечение среды, стимулирующей к развитию и социа­лизации.

• Обеспечение пространства свободного и безоценочного выражения и переживания эмоций.

• Обеспечение возможности получения нового опыта отно­шения к себе, другим, к обучению.

Предполагается реализация 2 этапов программы: этап индивидуальной коррекционной работы и этап вклю­чения ребенка в групповую коррекционную работу (с другими обучающимися в классе).

Направления индивидуальной коррекционной работы.

1) Выработка положительного отношения к школьному обу­чению, формирование ориентации на личные достижения в учебном процессе.

Средства: игра в школу со сменой ролей, поддержка дости­жений на материале игр с учебной нагрузкой - например, игра «Алфавит» (Глозман Ж. М., 2003), поиск и выбор букв, написа­ние слов. Игра с про чтением материала и поощрением психоло­га, чтение на выигрыш. Письмо двумя руками, рисование двумя руками. Это сопровождается рефлексией к своим достижениям, сильным и слабым сторонам у себя (с помощью психолога).

2) Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде.

Средства: имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизнен­ных ситуациях (ссора, несправедливое отношение, ситуация об­винения, ситуация, когда дарят подарок, и др.). Игра «Нарисуй эмоцию», придумывание сказок о разных чувствах.

3) Поддержка позитивного самоотношения ребенка, ориен­тация на принятие себя.

Средства: игровое упражнение «Каракули» (повышение са­мооценки; развитие способности к концентрации внимания; формирование коммуникативных навыков; развитие воображе­ния, творческого мышления). Ведение блокнотика успехов, игра «Я хвалюсь» (надо определить, в чем «я лучший», что получает­ся лучше всего).

4) Помощь в переживании потери, стимуляция сферы пере­живания у ребенка.

Средства: рисование фигур членов семьи, написание им пи­сем, проигрывание потери в ролевой игре, игре с миниатюрны­ми фигурками.

5) Формирование самоконтроля и усиление процессов само­регуляции.

Средства: упражнения «Тряпичная кукла и солдат», «Тан­цующие руки», «Разговор руками», «Запрещенные слова», кар­точная игра «Парочки», игра «Носочки-ладошки».

Направления групповой коррекционной работы.

1) Обучение социально приемлемому выражению агрессии и формирование способности выдерживать агрессивные проявле­ния других.

Средства: упражнения «Скульптура», «Предубеждение», «Обмен ролями» (к. Фопель, 1999).

2) Формирование адекватной самооценки в деятельности во взаимодействии с другими.

Средства: упражнение «Совместное рисование». Детям предлагается выбрать тему рисунка, например «Зоопарк», «Не­обитаемый остров», «Магазин игрушек». Уточняется, что рисо­вать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный об­раз.

Упражнение «Хвасталки». Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие - рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше му­жества. Участник упражнения, которому рассказали «хвастал­ку», должен сказать: «Я рад за тебя!» - и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.

Упражнение «Создание коллективного панно» (всеми деть­ми в группе).

3) Обучение выражению и осознанию эмоций.

Средства: упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями - злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т. д.

4) Обучение социально приемлемым способам разрешения конфликта.

Средства: социальные игры - специальные игры на разви­тие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, ра­бота с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами: «Психологический портрет», «Лепешка», «Хаос», «Мошенничество». Игра «Твистер».

5) Укрепление позитивного отношения класса к ребенку.

Средства: телесные групповые упражнения - «Восковая па­лочка», «Тесто и пекарь», «Мойка машин» и др.

Игра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий стано­вится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются мес­тами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.

Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название ка­кого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не от­крывая глаз, они объединяются с теми животными, которые го­ворят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз.

Этап индивидуальной работы формирует необходимую площадку для развития коммуникативной и социальной компе­тенции ребенка, что в сочетании с влиянием дефектологических и логопедических занятий создает важный ресурс развития ­базу формирующихся навыков и умений, которые закрепляются как необходимые, ценные. Постепенно формируется отсутст­вующая ранее ученическая позиция.

В рамках групповой работы формируется возможность зна­чительно расширить компетентность ребенка во взаимодействии с людьми - уже не только с поддерживающим взрослым (психо­логом), но и одноклассниками, борющимися за успех и резуль­тат (это делает результаты психологической работы более ва­лидными - если есть реальные успехи у ребенка, они с большей вероятностью закрепятся в его арсенале, чем если коррекцион­ное воздействие носило чисто индивидуальный характер).

2.3 Логопедическая часть (индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда).

Этапы коррекционной работы:

l)Предложение:

- развитие умения синтаксически правильно обозначать гра­ницы предложения;

- развитие умения анализировать предложения по словам;

- развитие умения слышать интонационную законченность

предложения;

- развитие умения чувствовать синтаксическую основу пред­ложения.

Средства: упражнения (составить предложение по картинке, определить количество слов в предложении, указать место слова в предложении, закончить предложение по образцу, придумать предложение с заданным количеством слов, составить схему предложения, составить предложение по схеме, расставить точ­ки в тексте), графические диктанты (определить главные слова в предложении).

2) 3 в у к:

- закрепить представления об образовании гласных и согласных звуков;

- закрепить знания о строении артикуляционного аппарата;

- повторить понятия «звук» и «буква».

Средства: работа с артикуляционными профилями, зерка­лом.

3)Гласные звуки и буквы:

- выделение гласных первого и второго ряда из других звуков, слогов, слов;

- заучивание букв;

- формирование зрительного образа букв;

- соотнесение звуков и букв.

Средства: упражнения (выделение гласных, рисование, штриховка, моделирование букв, изображение слов графически с выделением гласных, вставление пропущенных букв в слова).

4) Согласные звуки и буквы:

- выделение на слух, воспроизведение и правильное произношение согласных букв;

- закрепление понятия о твердых и мягких согласных;

- заучивание согласных букв;

- формирование зрительного образа согласных букв;

-соотнесение согласных звуков и букв;

- закрепление понятия о звонких и глухих согласных;

- закрепление навыка чтения слогов;

- закрепление обозначения мягкости согласных на письме

при помощи мягкого знака и гласных второго ряда.

Средства: упражнения (рисование, штриховка, моделирова­ние, написание букв, чтение слоговых таблиц, чтение и написа­ние парных слогов по твердости-мягкости, вставление мягкого знака в слова, написание слов с мягким согласным, с мягким знаком).

5) Слоговый состав слова:

- закрепить представления о слогообразующей роли гласного;

- закрепить умение делить слова на слоги;

- закрепить умение выделять гласные из слов;

- развивать умение определять порядок слогов в слове.

Средства: упражнения (составить слова из слогов разрезной азбуки, составить слова из перепутанных слогов, определить количество слогов в слове, чтение слоговых таблиц, составить графические схемы с выделением гласных).

6) ударение:

- развивать навык выделения ударного слога;

- развивать умение выделять ударный гласный.

Средства: упражнения (отхлопывание ритмического рисун­ка слова, соотнесение ритмического рисунка со словом, состав­ление графических схем с выделением гласного и ударения).

7) 3вуко - буквенный анализ слов:

- закрепление навыка звуко-буквенного анализа слова;

- развитие умения выделять заданный звук из слова;

- развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове.

Средства: упражнения (собирание слов из перепутанных букв, слогов, работа со схемами слов с опорой на картинку, ра­бота с опорой на цифровой ряд и т. д.).

8) Дифференциация согласных:

- закрепление понятия о звонких и глухих согласных;

- дифференциация звуков б- п в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

Средства: упражнения (выделение звуков из слов, чтение парных слогов, определение наличия и места звуков б и п в сло­вах, сравнение слов-паронимов, вставление в слова и в предло­жения пропущенных букв б и п, составление предложений со словами с буквами б и п, слуховые диктанты и т. д.).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.