Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие личности подростка. Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости






Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. «Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» (Д.Б.Эльконин). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию вязанную с поиском собственного места в обществе. Важнейшая психологическая особенность подростков в чуство взрослости. Оно выражется в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его положение, которого фактически он еще не достиг. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослымосуществляет через тремление расшрить сферу самостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста в между возросшим ощущением самостоятельности и психологическими возможностями подростка разрешение которого и ведет к дальнейшему психическому развитию. Отношения личности, как известно, складываются, сознаются, закрепляются и проявляются в конкретных поступках. Следовательно, для формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Однако для того чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно независимым от социального окружения, иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо замкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать. Главная задача заключается в обретении внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно. У подростка существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания. Один из них – развитие своей личности по образу и подобию личности взрослого человека, так как именно взрослый в глазах ребенка является смостоятельным. Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткого возраста, - это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок, утвердить себя наравне со взрослыми. Подросток ждет от врослых понимания и доверия. Если же взрослые не считаются с тем, что он уже не маленнький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм. Все эти качества могут явиться следствием игнорирования взролыми истинных мотивов поведения подростка, реагирования лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывания ему мотивов, не соответствующих действительности. В этом случае у подростка возникает внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям: он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а имеют, возможно, даже другой, противоположный смысл. Возможность осознать и оценить свои личностные качества, удовлетворить свое стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые «взрослые» проблемы. Общаясь со своими ровесникаи, подростки активно осваивают нормы, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения бывают весьма противоречивы. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторет у сверсников, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга может сочетаться с лихорадочной сменой приятелей. Влияние темпа созревания на поведение, специфика становления «образа Я», формирование ценностных ориентаций, комуникативные особенности у мальчивов и девочек совершенно различны. Переходный возраст всегда считался критическим. Одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних пубертатный период протекает бурно и болезненно, у других - спокойно и плавно.


Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории психическое развитие - это не простое проявление врождённых свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Штерн анализирует влияние этих двух факторов на примере игры. Он выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.

Потенциальные возможности ребёнка при рождении достаточно неопределённы, он сам ещё не осознаёт себя и свои склонности. Среда помогает ребёнку осознать себя, организует его внутренний мир, придаёт ему чёткую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды всё то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определённого возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребёнка. В числе важных индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.