Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностико-консультативный этап.






ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ КРО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Категория детей с трудностями в обучении, по мнению многих авторов, одна из самых многочисленных и неоднородных по своему составу. Традиционно к категории учащихся с трудностями в обучении относят детей, испытывающих «в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, речи, двигательной сферы» (В. И. Лубовский, 1994). Основную массу детей указанной категории составляют дети, выделенные в специальной психологии и коррекционной педагогике в самостоятельную типологическую группу, определяемую как «дети с задержкой психического развития» (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский и др.).

Для них в общеобразовательных школах с 1994 г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. - специальные (коррекционные) классы 7 вида). В соответствии с данными исследования консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО (З. М. Дунаева), проводимого в рамках мониторингового изучения состава классов коррекционно-развивающего обучения, около 80 % обучающихся составляют дети с задержкой психического развития (3ПР) различной этиологии,

Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении, в том числе с задержкой психического развития различной этиологии, направляемых по рекомендациям и заключениям

психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета округа (ПМПК), т. е. так же, как ранее комплектовались классы выравнивания. Отличие классов КРО от классов выравнивания состоит в том, что в общеобразовательных учреждениях создается целостная система, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Система коррекционно-развивающего обучения - это «форма дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе» (С. Г. Шевченко, 1999, с. 66). Реализуя дифференцированный подход к целям, содержанию, срокам освоения программного материала, обеспечивая активную дифференцированную помощь специалистов, система коррекционно-развивающего обучения создает условия для интеграции детей с задержкой психического развития в среду массовой школы.

В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Реализация этих направлений учреждениями с классами КРО становится возможной, если в процессе обучения детей с ЗПР осуществляется активная дифференцированная помощь специалистов, происходит комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка. Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентировано на каждого ребенка, направлено на обеспечение успешности и качества усвоения знаний, общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач (мотивационно-ценностных, общеобразовательных и коррекционных) на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов (С. Г. Шевченко, 2001).

Результативность работы системы достигается в условиях комплексного подхода к проблема м ребенка. Этим целям служит диагностико-консультативное направление работы, которое органично включается во все основные направления деятельности системы КРО (учебно-воспитательное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое), тем самым приобретая особую значимость. Данное направление реализуется посредством включения в учебно-воспитательный процесс специалистов различного профиля: социальных педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников. В связи с этим «школа не превращается в специальное (коррекционное) учреждение, а остается общеобразовательным учреждением с гибкой адаптивной системой организации деятельности, обеспечивающей реализацию идеи индивидуализации обучения» (С. Г. Шевченко, 1999).

В своей деятельности специалисты исходят из особенностей и своеобразия вариантов развития детей с трудностями в обучении, что и обусловливает содержание работы специалистов, в которой приоритетным является комплексный подход. Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития, но и определить причины их появления, взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга, а также наметить наиболее эффективные пути их коррекции. При этом важны не только объем и содержание коррекционного воздействия на ребенка, но и вопросы взаимодействия специалистов в планировании и реализации коррекционных программ.

В общеобразовательном учреждении создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) с целью оказания

специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Среди основных задач школьного психолого-медико-педа-гогического консилиума в системе КРО выделяются (С. Г. Шевченко, 1999):

1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

- диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);

- диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;

- эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога).

2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО.

З. Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом, их согласование с учебными программами.

5. Анализ успешности усвоения учебного материала.

6. Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.

7. Отслеживание и анализ полученных результатов работы

по интеграции учащихся на массовые формы обучения.

8. Разработка рекомендаций педагогу и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.

Таким образом, основной целью деятельности консилиума

является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей ребенка.

Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционное, просветительское, профилактическое, консультативное, организационное. Основными ее формами являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях школьного ПМПк.

Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

1) Многоуровневую диагностику развития ребенка.

2) Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.

3) Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

4) Организация развивающего пространства - кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.

В организации работы следует выделить ряд этапов ее построения:

Диагностико-консультативный этап.

1.1 На этом этапе происходит встреча с учителем и родителями ребенка для составления общей картины учебной деятельности в классе. Специалисты также наблюдают за учащимся на уроке и на переменах для сбора информации о том, как он реагирует на учебный процесс, включен ли в урок, насколько сконцентрирован на задании, есть ли истощаемость и т. д. Наблюдения на переменах позволяют определить, насколько ребенок адаптировался к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями дополняют сведения о школьнике, помогают обозначить его проблемы и трудности, невыявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.

1.2 Проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).

1.3 Далее следует повторная консультативная встреча с родителями и учителем с целью доведения до их сведений результатов диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных про грамм развития ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.